ГОСТ 121.3.020-80 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРОЦЕССЫ
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО
СТАНДАРТОВ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Издание (октябрь 1999 г.) с Изменением № 1, утвержденным в марте 1988 г. (ИУС 7-88) Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29 апреля 1980 г. № 1973 срок введения установлен с 01.07.81 Снято ограничение срока действия постановлением Госстандарта от 09.0786 № 2065 Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности к процессам перемещения грузов на предприятиях* всех отраслей народного хозяйства (погрузке, разгрузке, транспортированию, промежуточному складированию, устройству и содержанию транспортных путей) напольным колесным безрельсовым транспортом. ___________ * Предприятия, учреждения, организации, производственные объединения и др. в дальнейшем именуются "предприятия". 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Перемещение грузов на предприятиях должно выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.002-75 и настоящего стандарта. 1.2. Для перемещения грузов на предприятиях должны быть разработаны транспортно-технологические схемы. (Измененная редакция, Изм. № 1). 1.3. Для движения транспортных средств на территории предприятий должны быть разработаны и установлены на видных местах схемы движения. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И СОДЕРЖАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ2.1. Устройство транспортных путей - по СНиП II-Д.5-72 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования», а их освещение - по СНиП II-4-79 «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования». 1)2.2. На транспортных путях предприятий должны быть установлены дорожные знаки по ГОСТ 10807-78 и нанесена разметка по ГОСТ 13508-74. Применение технических средств регулирования дорожного движения - по ГОСТ 23457-86. Границы проезжей части транспортных путей в цехах должны быть установлены с учетом габаритов транспортных средств с перемещаемыми грузами. Расстояние от границ проезжей части до элементов конструкций зданий и оборудования должно быть не менее 0,5 м, а при движении людей - не менее 0,8 м. 1)2.3. Места проведения ремонтных работ на транспортных путях, включая траншеи и ямы, должны быть ограждены и обозначены дорожными знаками по ГОСТ 10807-78, а в темное время суток - световой сигнализацией. Ограждения должны быть окрашены в сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026-76. ___________ 1) См. примечание ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» 2.4. Транспортные пути в тупиках должны иметь объезды или площадки, обеспечивающие возможность разворота транспортных средств. 2.5. Транспортные пути должны содержаться в исправном состоянии, очищаться от снега, льда, мусора. В зимнее время транспортные пути должны посыпаться песком, шлаком или другими заменяющими их материалами. На предприятии должны быть установлены сроки, порядок проверки и обязанности лиц по контролю за состоянием транспортных путей. 2.6. В местах пересечения железных дорог в одном уровне с транспортными путями должны быть переезды по СНиП II-39-76 «Железные дороги колеи 1520 мм. Нормы проектирования»; шлагбаумы, предупредительная звуковая и световая сигнализация - по СНиП II-46-75 «Промышленный транспорт. Нормы проектирования». 2.7. Транспортные пути должны быть свободны от предметов, препятствующих свободному проезду или портящих поверхность транспортных путей. 2.8. При озеленении территории предприятия в зоне транспортных путей должна быть обеспечена видимость по СНиП II-Д.5-72. 3. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССАМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ3.1. Требования безопасности следует вносить в технологические документы: МК, КТП, КТТП по ГОСТ 3.1102-81. Оформление документов на процессы перемещения грузов на предприятиях – Р 50-111-89. 3.2. При перемещении грузов должно быть обеспечено состояние воздушной среды рабочей зоны производственных перемещений по ГОСТ 12.1.005-88. 3.3. Требования к погрузочно-разгрузочным работам: 3.3.1. Требования безопасности к погрузке и разгрузке грузов по ГОСТ 12.3.009-76 и Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором СССР. 3.3.2. Перемещение грузов массой более 20 кг в технологическом процессе должно производиться с помощью подъемно-транспортных устройств или средств механизации. Масса груза, перемещаемая вручную женщинами, должна соответствовать нормам предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденных в установленном порядке. (Измененная редакция, Изм. № 1). 3.3.3. Перемещение грузов в технологическом процессе на расстояние более 25 м должно быть механизировано. 3.3.4. Перед началом работы должно быть проверено наличие и исправность погрузочно-разгрузочных устройств, грузозахватных приспособлений и инструментов. 3.3.5. Размеры погрузочно-разгрузочных площадок должны обеспечивать расстояние между габаритами транспортных средств с грузом не менее 1 м. При проведении погрузки и разгрузке вблизи здания расстояние между зданием и транспортным средством с грузом должно быть не менее 0,8 м, при этом должны быть предусмотрены тротуар, отбойный брус и т.п. 3.3.6. Для правильного размещения транспортных средств в местах погрузки сыпучих грузов из люков емкостей следует устанавливать указатели и наносить разграничительные полосы. 3.3.7. При погрузке и разгрузке грузов, имеющих острые и режущие кромки и углы, следует применять прокладки, предотвращающие выход их строя грузозахватных устройств. 3.3.8. Штабелирование грузов в местах промежуточного складирования должно производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.009-76. 3.3.9. Дештабелирование грузов должно производиться только сверху вниз. 3.3.10. При промежуточном складировании на отвалах или в отсеках сыпучий материал следует складывать и отбирать с учетом естественного угла откоса для грузов данного вида. Отбор сыпучих материалов способом подкопа не допускается. При погрузочно-разгрузочных работах с сыпучими материалами не допускается нахождение работающих в заполняемых емкостях. 3.3.11. Для погрузки и выгрузки штучных грузов должны быть предусмотрены специальные площадки (платформы, эстакады, рампы) на высоте пола кузова транспортного средства. Рампы со стороны подъезда транспортных средств должны быть шириной не менее 1,5 м с уклоном не более 5 град. Ширина эстакады, предназначенной для перемещения по ней транспортных средств, должна быть не менее 3 м. Эстакады, рампы складов подъездных путей должны быть оборудованы колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию транспортных средств. (Измененная редакция, Изм. № 1). 3.3.12. Погрузочно-разгрузочные работы грузоподъемными механизмами следует производить только при отсутствии людей в кабине транспортного средства. 3.3.13. Погрузочно-разгрузочные работы с тяжеловесными и длинномерными грузами, а также с помощью грейфера, электромагнита и других механических грузозахватных устройств следует производить только при отсутствии людей как в кабине, так и в кузове транспортного средства. 3.3.14. При постановке транспортных средств под погрузочно-разгрузочные работы должны быть приняты меры, предупреждающие самопроизвольное их движение. 3.3.15. Зона подъема и перемещения грузов электромагнитами и грейферами должна быть ограждена или иметь сигнализацию, указывающую на опасность нахождения людей в этой зоне. Ограждения должны быть окрашены в сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026-761). __________ 1) См. примечание ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» 3.3.16. Площадки для проведения погрузочно-разгрузочных работ должны иметь обозначенные границы. 3.4. Требования к транспортированию грузов и транспортным средствам 3.4.1. Транспортирование грузов должно выполняться транспортными средствами, соответствующими требованиям ГОСТ 12.2.003-91. 3.4.2. Транспортные средства предприятий должны иметь государственные номерные знаки или регистрационные номера предприятия. 3.4.3. Максимальная скорость движения транспортных средств по территории предприятия и в производственных помещениях должна устанавливаться в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности грузовых и людских потоков, специфики транспортных средств и грузов и обеспечивать безопасность движения. (Измененная редакция, Изм. № 1). 3.4.4. Транспортирование должно выполняться транспортными средствами, имеющими устройства, исключающие возможность их эксплуатации посторонними лицами. Оставлять транспортные средства можно при условии, если приняты меры, предотвращающие самопроизвольное их движение, а на погрузчиках, кроме того, должен быть опущен поднятый груз. 3.4.5. Груз должен быть размещен, а при необходимости закреплен на транспортном средстве так, чтобы он: не подвергал опасности водителя и окружающих; не ограничивал водителю обзорности; не нарушал устойчивости транспортного средства; не закрывал световые и сигнальные приборы, а также номерные знаки и регистрационные номера. 3.4.6. Транспортирование грузов должно производиться в таре или оснастке, которая указана в технологической документации на транспортирование данного груза. 3.4.7. Транспортирование опасных грузов по ГОСТ 19433-88 в таре, не соответствующей ГОСТ 19822-88, а также при отсутствии маркировки по ГОСТ 14192-96 и знака опасности по ГОСТ 12.4.026-761) не допускается. __________ 1) См. примечание ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» (Измененная редакция, Изм. № 1). 3.4.8. При установке грузов неправильной формы и сложной конфигурации на транспортное средство, кроме грузов, которые не допускается кантовать, их следует располагать таким образом, чтобы центр тяжести занимал самое низкое положение. 3.4.9. В цехах с повышенным уровнем шума должна быть обеспечена возможность звукового или светового определения движущегося транспортного средства. 3.4.10. Перевозка людей на транспортных средствах допускается только при наличии дополнительных сидений, выполненных в соответствии с документацией предприятия-изготовителя транспортного средства. 3.4.11. Въезд во взрывоопасные помещения допускается только для транспортных средств во взрывобезопасном исполнении. 3.4.12. При транспортировании штучных грузов, уложенных выше бортов кузова или на платформе без бортов, они должны быть укреплены. 3.4.13. Бочки с жидкостями при транспортировании должны устанавливаться пробками вверх. При многорядном размещении каждый ряд должен укладываться на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов. 3.4.14. Стеклянную тару с жидкостями при транспортировании следует устанавливать в кузове стоя (горловиной вверх). При установке ее друг на друга необходимо между тарой ставить прокладки из досок. 3.4.15. Транспортировать легковоспламеняющиеся жидкости следует на специализированных транспортных средствах, имеющих соответствующие надписи и заземления металлическими цепочками с острием на конце. При транспортировании легковоспламеняющихся грузов в отдельных емкостях, установленных на транспортные средства, указанные емкости также должны иметь заземление. 3.4.16. Транспортирование пылящих грузов на бортовых транспортных средствах должно производиться в уплотненных кузовах, при этом должны быть приняты меры, исключающие их распыление при движении. 3.4.17. Транспортирование грузов с температурой выше 70 град. С должно производиться на транспортных средствах, оборудованных металлическими кузовами. 3.4.18. Транспортные средства, предназначенные для перемещения баллонов с газами, нефтепродуктов и других легковоспламеняющихся жидкостей, должны оборудоваться искрогасителями в выхлопных трубах и средствами пожаротушения в соответствии с правилами и обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными МВД СССР. (Измененная редакция, Изм. № 1). 3.4.19. Баллоны со сжиженным газом следует транспортировать на подрессоренных транспортных средствах, при этом баллоны должны укладываться предохранительными колпаками в одну сторону поперек кузова и закрепляться. 3.4.20. Перевозить баллоны с газом в вертикальном положении следует только в специальных контейнерах. 3.4.21. (Исключен, Изм. № 1). 3.4.22. Легковоспламеняющиеся жидкости и ядовитые вещества допускается транспортировать с использованием электротранспорта только в качестве тягача, при этом он должен быть оборудован средствами пожаротушения. 3.4.23. Авто- и электропогрузчики следует использовать на площадках с твердым и ровным покрытием. 3.4.24. При перемещении грузов погрузчиками необходимо применять рабочие приспособления (вилочные захваты, крюки, ковши и др.) в соответствии с технологическими документами (МК, КТП, КТТП по ГОСТ 3.1102-81 и ГОСТ 24366-80). (Измененная редакция, Изм. № 1). 3.4.25. Погрузчики с вилочными захватами при транспортировании мелких или неустойчивых грузов должны быть оборудованы предохранительной рамкой или кареткой для упора груза при перемещении. 3.4.26. Удлинители вилочных захватов должны быть оборудованы соответствующими защелками или приспособлениями, надежно фиксирующими их на захватах. 3.4.27. При перерывах в работе и по окончании ее груз должен быть опущен. 3.4.28. Производить погрузчиком перемещение крупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителю, следует в сопровождении специально выделенного и проинструктированного сигнальщика. 3.4.29. Не допускается штабелирование груза без кабины или защитной решетки над рабочим местом водителя погрузчика и защитного ограждения каретки грузоподъемного устройства. (Измененная редакция, Изм. № 1). 3.5. Требования к промежуточному складированию грузов 3.5.1. Эстакады и грузовые площадки для промежуточного складирования грузов - по нормам проектирования и сооружения промышленных предприятий, утвержденным Госстроем СССР. (Измененная редакция, Изм. № 1). 3.5.2. Площадки для промежуточного складирования грузов должны находиться на расстоянии не менее 2,5 м от железнодорожных путей и автомобильных дорог. 3.5.3. Промежуточное складирование грузов должно производиться в зависимости от перемещаемого груза, тары, упаковки и технических средств, с помощью которых осуществляется складирование. 3.5.4. Грузовые площадки, предназначенные для промежуточного складирования грузов без движения по ним транспортных средств, должны быть рассчитаны при распределении груза с равномерностью не менее 250 кг на 1 кв.м. 3.5.5. Грузы, хранящиеся навалом, следует укладывать в штабели с крутизной, соответствующей углу естественного откоса складируемого материала. При необходимости следует устанавливать защитные решетки. 3.5.6. При промежуточном складировании грузов должны быть предусмотрены мероприятия и средства, обеспечивающие устойчивость и надежность уложенных грузов. 3.5.7. Грузы в таре и кипах следует укладывать в устойчивые штабели, высота которых должна быть определена по ГОСТ 12.3.010-82. Крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны быть уложены в один ряд на подкладках. 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБСЛУЖИВАЮЩЕМУ ПЕРСОНАЛУ4.1. Порядок и виды обучения, организация инструктажа работающих - по ГОСТ 12.0.004-90. 4.2. К управлению транспортными средствами погрузочно-разгрузочных работ допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обучение по специальной программе и имеющие удостоверение на право управления транспортным средством и выполнения соответствующего вида работ. К управлению электрофицированным транспортом допускаются водители, имеющие первую квалификационную группу по технике безопасности. 4.3. Водитель транспортного средства, который работает с грузоподъемными механизмами, должен быть обучен по программе стропальщика, аттестован квалификационной комиссией и иметь удостоверение на право выполнения этих работ. 4.4. Лица, допущенные к обслуживанию транспортных средств по перевозке опасных грузов, должны проходить обучение безопасным приемам и методам труда по специальной программе с последующей аттестацией и иметь удостоверение. 4.5. Программы для обучения работающих, занятых перемещением грузов на предприятиях, должны составляться с учетом требований стандартов безопасности труда, правил дорожного движения и правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных МВД СССР, «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортехнадзором СССР, «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителя», утвержденных Госэнергонадзором и других нормативно-технических документов. (Измененная редакция, Изм. № 1). 5. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ5.1. При перемещении грузов на предприятиях средства защиты работающих от воздействия опасных и вредных производственных факторов должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.011-89. 5.2. Работающие должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты с учетом воздействующих на них опасных и вредных производственных факторов в соответствии с отраслевыми нормами. 5.3. Все средства индивидуальной защиты, применяемые работающими при работах, связанных с внутризаводским перемещением грузов, должны подвергаться периодическим контрольным осмотрам и испытаниям в порядке и в сроки, установленные нормативно-технической документацией на эти средства. 5.4. Работающие, участвующие в выполнении погрузочно-разгрузочных работ грузоподъемными механизмами, должны носить защитные каски по ГОСТ 12.4.091-80 и ГОСТ 12.4.128-83. (Измененная редакция, Изм. № 1). 5.5. Хранение, дезинфекция, дегазация, дезактивация, стирка и ремонт спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работающих должны производиться в порядке, установленном органами санитарного надзора. ПРИМЕЧАНИЯ ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» 1 На первой странице дополнить кодами МКС: 13.100, 55.220 (указатель «Национальные стандарты», 2008). 2 Пункт 2.2. ГОСТ 10807-78. На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования; ГОСТ 13508-74. На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51256-99 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования; ГОСТ 23457-86. На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств; Пункты 2.3, 3.3.15, 3.4.7. ГОСТ 12.4.026-76. На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Работы кузнечно-прессовые. Требования безопасности. СОДЕРЖАНИЕ
|