ГОСТ 27811-95 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
АВТОГУДРОНАТОРЫ ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОВЕТ
Предисловие 1. РАЗРАБОТАН Техническим комитетом ТК 267 "Машины дорожные" ВНЕСЕН Госстандартом России 2. ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 7-95 от 26 апреля 1995 г.) За принятие проголосовали:
3. Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 20.09.95 № 479 межгосударственный стандарт ГОСТ 27811-95 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1996 г. 4. ВЗАМЕН ГОСТ 27811-88. СОДЕРЖАНИЕ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ АВТОГУДРОНАТОРЫ Общие технические условия Tar pavers. Дата введения 1996-01-01
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящий стандарт распространяется на автогудронаторы, предназначенные для транспортирования жидких вяжущих материалов и распределения их по ширине дорожного полотна при строительстве и ремонте автомобильных дорог и аэродромов при атмосферной температуре воздуха от плюс 5 до плюс 40 °С. Требования 5.1.2; 5.1.3; 5.3; 5.7; 7.3.8-7.3.10 являются обязательными, другие требования - рекомендуемыми. Обязательные требования к автогудронаторам, направленные на обеспечение их безопасности для жизни, здоровья и охраны окружающей среды изложены в 5.7; 7.3.8-7.3.10. 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 2.601-68 ЕСКД. Эксплуатационные документы. ГОСТ 8.326-89 ГСИ. Метрологическая аттестация средств измерений. ГОСТ 8.513-84 ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения. ГОСТ 9.014-78 ЕСЗКС. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования. ГОСТ 9.032-74 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения. ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования. ГОСТ 12.2.011-75 ССБТ. Машины строительные и дорожные. Общие требования безопасности. ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности. ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости. ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования. ГОСТ 14192-77 Маркировка грузов. ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды. ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические средства. ГОСТ 25646-83 Эксплуатация строительных машин. Общие требования. ГОСТ 27252-87 Машины землеройные. Консервация и хранения. ГОСТ 27435-87 Внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений. ГОСТ 27436-87 Внешний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений. ГОСТ 27921-88 Машины землеройные. Минимальные размеры смотровых отверстий. 3. ОПРЕДЕЛЕНИЯТермины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения
4. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ4.1. Автогудронаторы, в зависимости от конструкции ходовой части, следует изготавливать трех типов: самоходные, полуприцепные и прицепные; в зависимости от вместимости цистерны - двух типоразмеров, указанных в таблице 1.
4.2 Основные показатели автогудронаторов приведены в таблице 2.
4.3. В технических условиях на автогудронаторы конкретных моделей рекомендуется включать значения показателей качества, номенклатура которых устанавливается по согласованию с потребителем с учетом приведенного перечня: - типа автогудронатора; - типоразмера автогудронатора; - отклонения удельного расхода от заданного; - возможности регулирования ширины распределения; - расхода топлива горелкой системы подогрева; - рабочей скорости; - транспортной скорости; - обеспечения контроля рабочей скорости; - массы снаряженного автогудронатора; - распределения нагрузок от полной массы автогудронатора на дорогу; габаритных размеров; - скорости подогрева битума в цистерне; - скорости остывания битума в цистерне; - полного 80 %-ного ресурса и критерии предельного состояния; - средней оперативной трудоемкости ежесменного технического обслуживания; - климатического исполнения автогудронатора и категорий размещения по ГОСТ 15150; - уровня звука на рабочем месте*; - уровня вибрации сиденья водителя и органов управления рабочими операциями автогудронатора*. ________ * Показатели должны обязательно включаться в технические условия. 5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ5.1. Характеристики 5.1.1. Автогудронаторы должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий на автогудронаторы конкретных моделей, а также по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке. 5.1.2. Конструкция автогудронатора должна обеспечивать: - наполнение цистерны разогретым до рабочей температуры битумом и опорожнение ее с помощью насоса; - поддержание температуры битума в цистерне с допускаемым снижением в течение часа не 3 % от перепада температур окружающего воздуха и битума в цистерне на стоянке; - дополнительный подогрев битума в цистерне при его циркуляции; - одновременное начало и окончание истечения битума из всех сопел распределителя; - свободный и безопасный доступ к соплам, кранам и местам смазки узлов автогудронатора; - отклонение удельного расхода битумных материалов, определяемого на площади 200´200 мм, от заданного удельного расхода не более чем на 25 %; - время ежедневного технического обслуживания не более 7 ч в неделю; - работоспособность при соблюдении потребителем правил эксплуатации; - циркуляцию горячего битума по распределительной трубе и битумной коммуникации. 5.1.3. Автогудронатор должен быть оборудован: - устройством для контроля уровня битума в цистерне; - термометром для измерения температуры битума внутри цистерны; - фильтром для очистки битума от посторонних включений при загрузке; - устройством для снижения гидравлического удара в цистерне; - устройством для ручного распределения битума. 5.1.4. Конструкция автогудронатора предусматривает оснащение: - устройством для контроля рабочей скорости в диапазоне от 0 до 15 км/ч; - информационно-диагностической системой. 5.1.5. Лакокрасочные покрытия - по ГОСТ 9.032. 5.2. Комплектность 5.2.1. Автогудронаторы комплектуются запасными частями, инструментом и принадлежностями в соответствии с ведомостью ЗИП и эксплуатационными документами по ГОСТ 2.601. 5.3. Маркировка 5.3.1. На каждом автогудронаторе должна быть прикреплена маркировочная табличка по ГОСТ 12969, содержащая следующие данные: - наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак; - индекс автогудронатора и его заводской номер; - обозначение нормативно-технического документа, по которому изготовляется автогудронатор. 5.3.2. Транспортная маркировка (за исключением автогудронаторов, транспортируемых самоходом - по ГОСТ 14192. 5.4. Упаковка 5.4.1. Требования к упаковке должны быть установлены в технических условиях на автогудронаторы конкретных моделей в соответствии с требованиями ГОСТ 27252 и ГОСТ 9.014. 5.5. Транспортирование 5.5.1. Автогудронатор поставляется потребителю в собранном виде или в комплектности согласно заказу-наряду. Транспортирование автогудронатора осуществляется своим ходом или любым видом транспорта. 5.6. Хранение и консервация 5.6.1. Требования к хранению и консервации автогудронаторов устанавливаются в технических условиях на автогудронаторы конкретных моделей в соответствии с требованиями ГОСТ 27252 и ГОСТ 9.014. 5.7. Требования эргономики, безопасности и защиты окружающей среды 5.7.1. Конструкция автогудронатора должна соответствовать требованиям эргономики и безопасности по ГОСТ 12.2.011, ГОСТ 12.4.026 и ГОСТ 27921. 5.7.2. Автогудронатор должен быть оборудован: - рабочей и стояночными тормозными системами по ГОСТ 8769; - внешними световыми приборами по ГОСТ 8769. 5.7.3. На автогудронаторе должны быть установлены: - два огнетушителя; - цвета сигнальные и предупредительный знак № 29 по ГОСТ 12.4.026 с надписью "Осторожно! Горячий битум!". 5.7.4. Шумовые характеристики на рабочем месте водителя-оператора и в рабочей зоне - по ГОСТ 12.1.003. Значения и методы измерений устанавливают в соответствии с требованиями ГОСТ 27435 и ГОСТ 27436. 5.7.5. Уровень вибрации сиденья оператора - по ГОСТ 12.1.012. 5.7.6. Дымность отработавших газов двигателя по ГОСТ 21393 определяют по документации на двигатель автомобиля. 6. ПРИЕМКА6.1. Автогудронаторы серийного производства подвергаются приемосдаточным и периодическим испытаниям. Объем и периодичность проведения периодических испытаний устанавливает завод-изготовитель. 6.2. Приемосдаточным испытаниям подвергают каждый автогудронатор. При этом проверяют соответствие автогудронатора требованиям 5.1.5, 5.2, 5.3, 5.7.2, 5.7.3. Проводится проверка работоспособности автогудронатора на холостом ходу и под нагрузкой. 6.3. На равномерность распределения проверяется одна машина из 100 (на жидкости вязкостью 0,8 - 1,0 П). 6.4. Периодическим испытаниям подвергают автогудронатор, прошедший приемосдаточные испытания. При этом проверяют: - комплектность машины в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, комплектность сопроводительной документации, отсутствие видимых повреждений агрегатов, деталей, состояние уплотнений, отсутствие подтекания жидкостей, наличие маркировки, упаковку; - вместимость цистерны; - максимальный удельный расход битума; - минимальный удельный расход битума; - максимальную ширину распределения битума; - равномерность распределения битума; - удельную массу автогудронатора; - скорость дополнительного подогрева битума в цистерне; - качество сварных соединений; - наличие и состояние внешних световых приборов; - герметичность цистерны и битумопровода; - качество лакокрасочных и гальванических покрытий; - уровень звука на рабочем месте; - уровень вибрации сиденья оператора; - выполнение требований безопасности, эргономики и экологии. 6.5. В тех случаях, когда предусматривается выпуск базовой модели и модификации автогудронаторов, периодическим испытаниям подвергают базовую модель. Модифицированные автогудронаторы подвергают периодическим испытаниям в технически обоснованных случаях по согласованию с заказчиком. 7. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ7.1. Требования к средствам испытаний. 7.1.1. Перечень средств измерений, испытательного оборудования и материалов, необходимых для проведения испытаний, приводят в методике, составленной на каждый вид испытаний и утвержденной в установленном порядке. 7.1.2. Стандартизованные средства измерений должны быть поверены в соответствии с ГОСТ 8.513, нестандартизованные - по ГОСТ 8.326. 7.2. Подготовка к испытаниям. 7.2.1. С автогудронатором, в зависимости от вида испытаний, предъявляют комплект документации, приведенный ниже: - программа и методика испытаний; - инструкция по эксплуатации и формуляр по ГОСТ 2.601; - нормативно-техническая документация на серийно выпускаемые автогудронаторы; - акт приемосдаточных испытаний (для периодических испытаний); - комплект чертежей сборочных единиц. 7.3. Проведение испытаний. 7.3.1. Комплектность машины, комплектность сопроводительной документации, отсутствие видимых повреждений агрегатов, деталей, сварных швов и крепежных соединений, состояние уплотнений, отсутствие подтекания в местах смазки и жидкости гидросистемы, заправка тягача топливом, рабочей и охлаждающей жидкостями, смазочными материалами в необходимых количествах, качество сборки и монтажа узлов и агрегатов, наличие маркировка и упаковка проверяются визуальным контролем без снятия и разборки агрегатов. 7.3.2. Вместимость цистерны проверяют заполнением ее водой или маслом через водомер или расходомер масла. 7.3.3. Максимальный и минимальный удельные расходы битума, а также равномерность распределения битума определяют взвешиванием битума, разлитого в специальные ванночки размером 200´200 мм, разложенные на обрабатываемой полосе. 7.3.4. Максимальную ширину распределения битума определяют измерением ширины обработанной полосы после розлива битума распределителем с максимальной шириной. Расстояние между измерениями должно быть не менее 20 м, число измерений - не менее 4. 7.3.5. Удельная масса автогудронатора определяется как отношение массы оборудования автогудронатора (без шасси) к вместимости цистерны. 7.3.6. Скорость дополнительного подогрева битума в цистерне определяется как отношение разности температур в конце и начале эксперимента к продолжительности эксперимента. 7.3.7. Наличие и состояние внешних световых приборов проверяют визуальным контролем и включением. 7.3.8. Уровень звука на рабочем месте определяют по ГОСТ 12.1.003. 7.3.9. Уровень вибрации сиденья оператора определяют по ГОСТ 12.1.012. 7.3.10. Дымность отработавших газов двигателя - по ГОСТ 21393. 8. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ8.1. Требования к эксплуатации автогудронаторов - по ГОСТ 25646. 8.2. В эксплуатационной документации указывается перечень документов для ухода и регулирования автогудронатора, а также перечень приборов для обслуживания автогудронаторов. 9. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ9.1. Изготовитель гарантирует соответствие каждого автогудронатора требованиям настоящего стандарта и технических условий на конкретные модели при соблюдении потребителем правил транспортирования, хранения и эксплуатации. 9.2. Гарантийный срок эксплуатации автогудронаторов - не менее 18 мес. со дня ввода в эксплуатацию, но не более гарантийного пробега тягача. 9.3. Гарантийный срок эксплуатации на комплектующие изделия устанавливается в стандартах и (или) технических условиях.
Ключевые слова: автогудронатор, цистерна, сопла, битумопровод, гидравлический удар. |