На главную | База 1 | База 2 | База 3
Поддержать проект
Скачать базу одним архивом
Скачать обновления

Министерство автомобильных дорог РСФСР

Государственный дорожный проектно-изыскательский и
научно-исследовательский институт
ГИПРОДОРНИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ НА
ОСНОВЕ ШЛАКОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И
РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ДЛЯ УСЛОВИЙ ЦЕНТРА,
ЮГА И УРАЛЬСКОЙ ЗОНЫ РСФСР

(Вводятся впервые)

Утверждены Минавтодором
РСФСР. Протокол № 7
от 15 февраля 1978 г.

Москва 1979

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 2

2. Характеристика шлаковых материалов. 3

3. Классификация шлаковых асфальтобетонных смесей. 4

4. Технические требования. 7

5. Требования к материалам для приготовления смесей. 8

6. Рекомендуемая область применения и конструирование слоев дорожных одежд из асфальтобетона на шлаковых материалах. 9

7. Особенности технологии приготовления асфальтобетонных смесей на шлаковых материалах и устройства из них конструктивных слоев дорожных одежд. 11

8. Правила приемки. 12

9. Методы испытания. 12

10. Маркировка, транспортировка и хранение. 13

11. Требования техники безопасности и производственной санитарии. 13

Приложение 1. Рекомендуемые конструкции дорожных одежд с максимальным использованием шлаковых материалов. 14

Приложение 2. Ориентировочные стоимости устройства конструктивных слоев дорожных одежд на основе или с использованием шлаковых материалов. 21

Приложение 3. Экономическая эффективность применения шлаковых материалов в асфальтобетонных смесях. 21

Приложение 4. Перечень нормативно-технических документов, использованных при составлении рекомендаций. 22

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Рекомендации по применению асфальтобетонных смесей на основе плановых материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог для условий Центра, Юга и Уральской зоны РСФСР» разработаны Свердловским филиалом Гипродорнии и отраслевыми дорожными лабораториями Воронежского и Ростовского инженерно-строительных институтов на основе лабораторных и опытно-производственных исследований, выполненных по заданию Минавтодора РСФСР.

«Рекомендации» разработаны на основе в в развитие положений ГОСТ 9128-76 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия», «Руководство по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий» в «Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа» (ВСН 46-72).

Опытно-производственное строительство участков покрытий и внедрение асфальтобетонных смесей производилось дорожными организациями Воронежской, Вологодской, Липецкой, Тюменской и Челябинской областей.

Исследование и внедрение асфальтобетонных смесей проводилось на примерах шлаковых материалов металлургических предприятии Юга, Центра и Урала: отвального доменного шлака Красносулинского металлургического завода (ЗДНИЛ при РИСИ); гранулированных доменных шлаков и шлакопемзовых песков Новолипецкого, Череповецкого и Челябинского металлургических заводов, Магнитогорского и Нижне-Тагильского комбинатов (ДИЛ при ВИСИ); сталеплавильных мартеновских шлаков Нижне-Тагильского металлургического комбинате (Свердловский филиал Гипродорнии).

Опытно-производственное строительство участков покрытий автодорог из асфальтобетонных смесей на основе шлаковых материалов выявило наряду с положительными их свойствами (хорошая их прилипаемость битума к минеральным составляющим, высокая шероховатость покрытий и т.д.) некоторые недостатки, существенным из которых является несколько более высокий расход битума для их приготовления по сравнению с нормами ГОСТ 9128-76. Настоящими «Рекомендациями» предусмотрены мероприятия по сокращению расхода битума.

«Рекомендации» составлены Г.Н. Судиловским, К.И. Сапожниковой, (Свердловский филиал Гипродорнии); С.И. Самодуровым, В.Г. Ереминым, В.А. Ломец (ДИЛ при ВИСИ); В.А. Кейльманом, А.П. Маругиным, И.В. Мардиросовой, Г.Г. Осетровой (ЗДНИЛ при РИСИ).

Общее редактирование «Рекомендаций» выполнено канд. геол.-минерал. наук Г.Н. Судиловским.

Отзывы и замечания на «Рекомендации» просим направлять по адресам:

620026. Свердловск, ул. Луначарского 210, Свердловский филиал Гипродорнии;

394006. Воронеж, ул. 20-летия Октября 84, Воронежский инженерно-строительный институт;

344022. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая 162, Ростовский инженерно-строительный институт;

109089. Москва, Ж-89, набережная Мориса Тореза 34, Гипродорнии

Заместитель директора Гипродорнии по научной
работе канд. техн. наук, доцент А.П. Васильев

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие «Рекомендации» распространяются на асфальтобетонные смеси на основе овальных доменных шлаков (кислых и основных), гранулированных доменных шлаков (в том числе титанистых), шлакопемзовых песков (фракция 0 - 5 мм от дробления шлаковой пемзы на фракционированный щебень) и отвальных сталеплавильных мартеновских шлаков, предназначенных для устройства покрытий и оснований автомобильных дорог, городских улиц и площадей.

1.2. «Рекомендации» предусматривают применение указанных в п. 1.1, шлаковых материалов в асфальтобетонных смесях в качестве:

а) щебеночной составляющей;

б) песка и минерального порошка;

в) всего минерального комплекса (щебень, песок, минеральный порошок).

1.3. В части использования асфальтобетонных смесей на основе отвальных доменных и сталеплавильных шлаков «Рекомендации» разработаны для опытного строительства.

1.4. Настоящие «Рекомендации» не распространяются на литой асфальтобетон.

1.5. Асфальтобетонные смеси и асфальтобетон на основе шлаковых материалов применяются для устройства верхних и нижних слоев покрытий (в том числе однослойных) и оснований дорожных одежд во II, III и IV климатических вонах.

1.6. Технология приготовления, укладки и уплотнения асфальтобетонных смесей на основе шлаковых материалов не требует применения специального оборудования и механизмов или перестройки существующих.

1.7. Целесообразность применения шлаковых материалов в асфальтобетонных смесях для устройства покрытий устанавливают на основе технико-экономических расчетов различных вариантов дорожных одежд сопоставимых по прочности, или из условий обеспечения местными материалами и т.д.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ШЛАКОВЫХ МАТЕРИАЛОВ

2.1. Металлургические шлаки являются отходами или побочными продуктами, получаемыми при выплавке чугуна, - доменные и при выплавке стали - сталеплавильные.

2.2. В зависимости от скорости охлаждения шлакового расплава шлаковые материалы имеют различный минералогический состав, структуру и текстуру.

При быстром охлаждении шлакового расплава образуются гранулы округлой формы (размерен до 0,5 - 1 см) темно-бурого цвета иногда до черного (титанистые) хрупкого строения, представленные шлаковым стеклом (гранулированные шлаки). Шлаковая пемза получается при вспучивании шлакового расплава под воздействием пара и воды; имеет ноздреватую, пористую структуру, весьма хрупкая.

Структура медленно охлажденного отвального шлака мелкозернистая, текстура массивная. Отвальные шлаки менее пористы, чем гранулированные и шлакопемза.

В отличие от отвальных доменных и сталеплавильных шлаков доменные гранулированные шлаки и шлакопемзовые пески не подвержены ни одному из известных видов распадов.

Отвальные сталеплавильные шлаки отличаются от доменных присутствием большого количества посторонних примесей (бой футеровочного кирпича металлолом и др.).

2.3. Большое содержание окислов кальция и магния в шлаковых материалах обусловливает высокую степень прилипании битума к поверхности за счет прохождения физико-химических процессов взаимодействия на границе раздела фаз (минеральный материал - битум), что предопределяет высокую водоустойчивость асфальтобетона на шлаковых материалах.

2.4. Применение гранулированных шлаков и шлакопемзовых песков в асфальтобетоне предусматривает возможность;

а) приготовление смесей без минерального порошка;

б) снижение температуры укладки горячих асфальтобетонных смесей;

в) повышение допустимых пределов водонасыщения.

2.5. Гидравлическая активность доменных гранулированных шлаков и шлакопемзовых песков не нормируется. Ограничение применения их в асфальтобетонных смесях в зависимости от этой активности не вводится.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ШЛАКОВЫХ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ

3.1. Шлаковые асфальтобетонные смеси в зависимости от состава подразделяются на:

- щебеночные, состоящие из шлакового щебня, песка (природного, шлакового, шлакопемзового и гранулированного шлака), минерального порошка (известнякового или шлакового) и битума;

- песчаные, состоящие из песка (шлакового отвального или дробленого, шлакопемзового и грейдированного шлака) минерального порошка (известнякового или шлакового) и битума.

Смеси на шлакопемзовом песке и гранулированном шлаке (в том числе титанистом) могут приготавливаться без добавок минерального порошка.

3.2. Асфальтобетонные смеси, приготовленные с применением шлаковых материалов, в зависимости от вязкости в них битума и вида применяемых шлаков, температуры укладки асфальтобетонных смесей в конструктивный слой, подразделяются на горячие, теплые и холодные (табл. 1).

Таблица 1

Вид смесей

Марка битума

Вид применяемого шлакового материала

Температура смесей при укладке °С, не ниже

1

2

3

4

Горячие

БНД 60/90, БН-III

БНД 90/130, БН-II

Отвальные доменные шлаки

120

Горячие (теплые)

БНД 60/90, БН-III

БНД 90/130, БН-II

Гранулированные шлаки и шлакопемзовые пески

70

БНД-130/200, БН-I

БНД-200/300, БН-0

То же

50

Теплые

БНД-130/200, БН-I

Отвальные доменные и сталеплавильные шлаки

80

БНД-200/300, БН-0

70

СГ-130/200

 

Холодные

СГ 130/200

Отвальные доменные, гранулированное шлаки и шлакопемзовые пески

5

СГ 70/130

МГ 70/130

МГ 130/200

Примечание. Снижение температуры укладки горячих смесей обусловлено высокой структурирующей способностью гранулированных шлаков и шлакопемзовых песков.

3.3. Асфальтобетоны на основе шлаковых материалов являются пористыми вследствие особенностей их структуры и текстуры.

Это не препятствует укладке таких смесей в верхнем слое покрытия дорожной одежды.

3.4. В зависимости от наибольшего размера зерен шлакового щебня асфальтобетоны с применением шлаковых материалов подразделяются на:

- крупнозернистые с зернами размера: до 40 мм (для отвальных доменных шлаков до 30 мм);

- среднезернистые с зернами размером до 20 мм;

- мелкозернистые с зернами размером до 15 (10) мм;

- песчаные с зернами размером до 5 мм.

3.5. Асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня или песка подразделяются на аилы в соответствии с ГОСТ 9128-76.

3.6. Асфальтобетоны в зависимости от качества и вида применяемых шлаковых материалов, количества щебня и физико-механических показателей подразделяется на типы, указанные в табл. 2.

Таблица 2

Тип асфальтобетона

Щебень

Песок

Минеральный порошок

наименование материалов и горных пород

марка или класс прочности

1

2

3

4

5

А

Изверженные и метаморфические

1000 - 1200

Шлакопемзовый, гранулированный шлак

Активированный и неактивированный согласно ГОСТ 16557-71 и, преимущественно тонкомолотый отвальный доменный и сталеплавильный, шлакопемзовый и гранулированный шлаки

Шлаки отвальные доменные и сталеплавильные

1; 2

Природный и дробленный, в том числе шлаковый отвальный доменный и сталеплавильный, шлакопемзовый, гранулированный с Мк не менее 2,0, а также активированный с Мк не менее 1,7

Б

Изверженные и метаморфические

1000

Шлакопемзовый, гранулированный шлак

 

Осадочные карбонатные

800

То же

 

Шлаки отвальные доменные

2; 3

Природный и дробленный, в том числе шлаковый отвальный доменный и сталеплавильный, шлакопемзовый, гранулированный с Мк не менее 2,0, а также активированный с Мк не менее 1,7

 

В

Шлаки отвальные доменные

2; 3

Природный и дробленный, в том числе шлаковый доменный, с Мк не менее 2,0, а также активированный с Мк не менее 1,7

 

Г

 

 

Отвальный доменный и сталеплавильный, шлакопемзовый и гранулированный шлаки

 

Бх

Осадочные карбонатные

800

Шлакопемзовый, гранулированный шлак

Активированный и неактивированный согласно ГОСТ 16557-71, и преимущественно тонкомолотый шлакопемзовый, гранулированный и доменный отвальный шлаки

Шлаки отвальные доменные

2; 3

То же

Гх

 

 

Отвальный доменный, шлакопемзовый и гранулированный шлаки


Таблица 3

Наименование асфальтобетонных смесей

Содержание в % зерен минерального материала мельче, мм

Примерный расход битума в % от массы минеральной части

40

20

15

10

5

2,5

1,25

0,63

0,315

0,14

0,071

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Асфальтобетонные смеси для верхнего слоя покрытия - среднезернистые типа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

96 - 100

80 - 85

65 - 72

35 - 50

30 - 42

25 - 35

20 - 28

15 - 22

10 - 15

4 - 10

6,0 - 7,5

Б

 

95 - 100

85 - 90

72 - 80

50 - 65

42 - 55

35 - 45

28 - 35

22 - 30

15 - 20

6 - 12

6,0 - 7,5

Мелкозернистые типа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

95 - 100

75 - 85

35 - 50

30 - 40

25 - 35

20 - 30

15 - 22

8 - 15

4 - 10

6,0 - 8,0

Б и Бх

 

 

 

95 - 100

35 - 50

30 - 40

25 - 35

20 - 30

15 - 22

8 - 15

4 - 10

6,0 - 8,0

Б и Бх

 

 

95 - 100

80 - 90

50 - 65

40 - 55

35 - 45

30 - 40

20 - 30

12 - 20

6 - 12

6,0 - 8,0

 

 

 

 

95 - 100

50 - 65

40 - 55

35 - 45

30 - 40

20 - 30

12 - 20

6 - 12

6,0 - 8,0

Песчаные

 

 

 

 

95 - 100

80 - 95

50 - 70

30 - 55

20 - 40

15 - 30

8 - 16

8,0 - 10,0

Асфальтобетонные смеси для нижнего слоя покрытия и основания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

крупнозернистые

 

95 - 100

65 - 80

55 - 75

45 - 65

25 - 45

20 - 35

10 - 25

7 - 15

4 - 10

0 - 4

4,5 - 5,5

среднезернистые

 

 

95 - 100

60 - 75

45 - 65

25 - 45

20 - 35

10 - 25

7 - 15

4 - 10

0 - 4

4,5 - 6,5

Примечания: 1. Гранулометрический состав определяется в лабораторных условиях после экстрагирования битума из образцов асфальтобетонной смеси, уплотненных нагрузкой 400 кгс/см2.

2. Минеральный порошок вводится в смесь в случае недостатка фракции менее 0,071 мм.

3. Для холодных асфальтобетонных смесей содержание частиц менее 0,071 мм может быть уменьшено на 2 - 3 %.

4. Для холодных асфальтобетонных смесей содержание битума должно быть уменьшено на 1 - 2 % из условий слеживаемости.

5. Зерна крупнее 5 мм представлены природным щебеночным материалом (кроме гравия и щебня из гравия) или шлаковым щебнем.


4. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1. Зерновой (гранулометрический) состав минеральной часта асфальтобетонных смесей на основе отвальных доменных и сталеплавильных шлаков должен соответствовать требованиям ГОСТ 9128-76 (табл. 5) для горячего и теплого асфальтобетона, cодержание битума в них по сравнению с требованиями ГОСТ 9128-76 повышается на 1 - 2 %.

4.2. Зерновой (гранулометрический) состав минеральной часта асфальтобетонных смесей с применением шлакопемзовых песков и доменных гранулированных (в том числе титанистых) шлаков после приготовления, укладки и уплотнения в покрытии и количество содержащегося битума должны удовлетворять требованиям табл. 3.

4.3. Показатели физико-механических свойств асфальтобетонных горячих (теплых) смесей с применением шлаковых материалов должны соответствовать требованиям, приведенным в табл. 4, холодных - в табл. 5.

Таблица 4

Наименование показателей

Асфальтобетонные смеси на отвальных доменных и сталеплавильных шлаках

Асфальтобетонные смеси с применением шлакопемзового песка или гранулированного шлака

1

2

3

Пористость минерального остова, % по объему для асфальтобетонов типа:

 

 

А, Б и В

22 - 24

Не нормируется

Г

24 - 28

То же

Остаточная пористость, % по объему

2,5 - 4,5

8 - 15

Водонасыщение, % по объему для асфальтобетонов типа:

 

 

А

2,0 - 4,5

6 - 8

Б и Г

1,5 - 3,5

8 - 10

В

1,5 - 3,0

-

Набухание, % по объему, не более

1,0

1,0

Предел прочности при сжатии Па (кгс/см2), не менее, при температурах

 

 

а) +20 °С для асфальтобетонов всех типов;

22105 (22)

20105 (20)

б) +50 °С для асфальтобетонов типа:

 

 

А

8105 (8)

8105 (8)

Б и В

9105 (9)

9105 (9)

Г

10105 (10)

10105 (10)

в) 0 °С для горячих смесей всех типов, не более

90105 (90)

90105 (90)

Коэффициент водостойкости, не менее

0,85

0,85

Коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении, не менее

0,75

0,75

Сцепление битума с минеральной частью асфальтобетонных смесей

Выдерживает

Выдерживает

Примечание. В районах с избыточным увлажнением следует придерживаться нижних пределов водонасыщения и остаточной пористости.

Таблица 5

Показатели свойств

Нормы

1

2

Остаточная пористость, % по объему

14 - 22

Водонасыщение, % по объему

9 - 13

Набухание, % по объему, не более

1,5

Предел прочности при сжатии Па (кгс/см2) при температуре 20 °С, сухих, не менее

10105 (10)

Коэффициент водоустойчивости, не менее

0,80

Коэффициент длительной водоустойчивости, не менее

0,65

Слеживаемостъ по числу ударов, не более

10

Сцепление битума с минеральной частью смеси

Выдерживает

Примечания: 1. Меньшее значение остаточной пористости принимается для асфальтобетонных смесей со щебнем; большее значение - для асфальтобетонных смесей на основе гранулированных доменных шлаков.

2. Прочность холодных асфальтобетонных смесей после прогрева не нормируется, т.к. вследствие высокой термической стабильности пленки битума на шлаковой поверхности изменений свойств асфальтобетона после 12 - 24 часов прогрева не наблюдается.

4.4. Показатели свойств «пористых» асфальтобетонов (горячих и теплых) на основе отвальных доменных и сталеплавильных шлаков, применяемых для устройства оснований автодорог, должны соответствовать требованиям, указанным в табл. 6

Таблица 6

Наименование показателей (% по объему)

Нормы

1

2

Пористость минерального остова

Не нормируется

Остаточная пористость

5 - 10

Водонасыщение

3 - 9

Набухание, не более

1,0

4.5. Допускаемая погрешность дозирования компонентов асфальтобетонной смеси не должна превышать:

- 5 % по массе для щебня;

- 3 % по массе для песка, гранулированного шлака, шлакопемзового песка и минерального порошка;

- 1,5 % по массе для битума.

4.6. Температура разогрева минеральной части асфальтобетонных смесей, приготовленных с применением гранулированных шлаков, шлакопемзовых песков и мартеновских с сталеплавильных шлаков, должна быть не выше 130 °С.

4.7. Температура асфальтобетонных смесей, приготовленных с применением гранулированных шлаков, шлакопемзовых песков и мартеновских сталеплавильных шлаков при выпуске из смесителя должна находиться в пределах:

- для смесей, приготовленных на вязких битумах - 110 - 130 °С;

- для смесей, приготовленных на битумах марок МГ и СГ-100 - 120 °С.

5. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ СМЕСЕЙ

5.1. Битумы нефтяные дорожные.

Для приготовления асфальтобетонных смесей с применением шлаковых материалов используют нефтяные дорожные битумы, соответствующие требованиям ГОСТ 22245-76 (вязкие) и ГОСТ 11955-74 (жидкие). Марки битумные должны приниматься с учетом климатических условий и табл. 1 настоящих «Рекомендаций».

5.2. Щебень.

5.2.1. Для асфальтобетонных смесей применяется щебень из металлургических шлаков, отвечающий требованиям ГОСТ 3344-73, и щебень из естественного камня, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-77.

5.2.2. При приготовлении асфальтобетонных смесей должен применяться щебень, рассортированный по фракциям 20 - 40 (для отвальных доменных 20 - 30); 10 - 20; 10 - 15; 5 (3) - 25; 5 (3) - 15; 5 (3) - 10 мм.

5.2.3. Наличие зерен пластинчатой (лещадной) формы в щебне не должно превышать для смесей типа А - 25 % по массе, для смесей хила Б и Бх - 35 % по массе.

5.2.4. Количество посторонних примесей (комки глины, бой футеровочного кирпича и т.д.) в шлаковом щебне не должно превышать 5 % по массе, а содержание глины - 2 %.

5.2.5. Не допускается применение в асфальтобетонных смесях щебня из доменных и сталеплавильных шлаков текущего выхода и шлаков, выдержанных в отвалах менее двух лет.

5.3. Песок.

5.3.1. При приготовлении асфальтобетонных смесей на шлаковом щебне предпочтение следует отдавать шлаковому песку.

5.3.2. Количество пылевидных и глинистых частиц, определяемых отмучиванием в шлаковом песке, так же как и в природном, не должно превышать 3 % по массе, в том числе - 0,5 % глины.

5.3.3. Для приготовления асфальтобетонных смесей применяются все виды гранулированных доменных шлаков, отвечающие требованиям ГОСТ 3476-74, и шлакопемзовые пески.

5.3.4. Гранулированные доменные шлаки и шлакопемзовые пески не должны быть загрязненными. Содержание крупных кусков шлака (более 10 мм), а также других примесей не должно превышать 5 % по массе.

5.3.5. Не допускается хранение гранулированных доменных шлаков более 6 месяцев.

На хранение доменных гранулированных титанистых шлаков срок не устанавливается.

5.4. Минеральный порошок.

5.4.1. Для приготовления асфальтобетонных смесей на шлаковых материалах применяются минеральные порошки в соответствии с табл. 2, отвечающие требованиям ГОСТ 16557-71.

5.4.2. Минеральный порошок в асфальтобетонные смеси, приготовленные на шлакопемзовых песках и гранулированных шлаках, добавляет лишь в том случае, когда содержание мелочи (фракций мельче 0,071 мм) в минеральной часта после приготовления, укладки и уплотнения не отвечает требованиям табл. 3.

5.4.3. При приготовлении асфальтобетонных смесей на шлаковых материалах предпочтение следует отдавать минеральному порошку из аналогичного шлака.

6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И
КОНСТРУИРОВАНИЕ СЛОЕВ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
ИЗ АСФАЛЬТОБЕТОНА НА ШЛАКОВЫХ
МАТЕРИАЛАХ

6.1, Асфальтобетонные смеси, приготовленные с применением шлаковых материалов используются для устройства верхних слоев покрытий (в том числе однослойных) на автомобильных дорогах II, III, IV технических категорий, городских улицах и площадях; для устройства нижних слоев покрытий и оснований на автомобильных дорогах I, II, III технических категорий (согласно классификации СНиП II-Д.5-72) в соответствии с рекомендациями табл. 7.

6.2. Не рекомендуется применение асфальтобетонных смесей на гранулированных шлаках и шлакопемзовых песках для устройства тротуаров, пешеходных дорожек, отмосток зданий.

6.3. Расчет дорожных одежд с применением асфальтобетонных смесей на шлаковых материалах производится в соответствии с «Инструкцией по проектированию дорожных одежд нежесткого типа» (ВСН 46-72) с учетом исходных параметров табл. 8 и настоящих «Рекомендаций» (прилож. 1).

6.4. При расчете на морозоустойчивость коэффициент теплопроводности асфальтобетонных покрытий на основе гранулированных шлаков и шлакопемзовых песков следует принимать равным 0,12 - 0,18 ккал/м. град. час; для асфальтобетонных покрытий на основе отвальных доменных и сталеплавильных шлаков - 0,65 ккал/м. град. час.

6.5. Коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием из асфальтобетонных смесей на шлаковых материалах должен быть 0,50 - 0,55.

Таблица 7

Техническая категория дороги

Рекомендуемый вид и тип асфальтобетона

для верхнего слоя или однослойного покрытия

для нижнего слоя покрытия

для верхнего слоя или однослойного основания

1

2

3

4

 

Горячие и теплые смеси

 

I

Не применяются

Средне- и мелкозернистые типа: А, Б

Пористые крупно- и среднезернистые

II

Средне- и мелкозернистые типа: А, Б

Среднезернистые типов А, Б

То же

III

Средне- и мелкозернистые типов: А, Б, В; тип Г

Средне- и мелкозернистые типа: А, Б, В;

-ʹʹ-

IV

Средне- и мелкозернистые типов: А, Б, В; тип Г

Средне- и мелкозернистые типа: А, Б, В;

-ʹʹ-

 

Холодные смеси

 

III

Мелкозернистые на жидком битуме марок МГ и СГ типа Бх; тип Гх

Мелкозернистые на жидком битуме марок МГ и СГ типа Бх

Не применяются

IV

То же

То же

То же

Примечания: 1. Применение «плотных» горячих и теплых асфальтобетонов в слоях оснований (вместо пористых) допускается при технико-экономическом обосновании.

2. В нижних слоях покрытий автодорог I технической категории и верхнем слое покрытий автодорог II технической категории применяются асфальтобетоны на щебне из прочных изверженных и метаморфических пород с использованием шлакового песка (в том числе гранулированных шлаков и шлакопемзы).

6.6. Минимально допустимая толщина асфальтобетонных слоев на шлаковых материалах:

- крупнозернистых - 8 см;

- холодных (мелко зернистых песчаных) - 3 см;

- всех остальных видев - 4 см.

Таблица 8

Виды асфальтобетонных смесей

Модуль упругости, кгс/см2

Предельное сопротивление растяжению при изгибе, кгс/см2

Примечание

1

2

3

4

Горячие (теплые)

 

 

Меньшее значение принимать для асфальтобетонных смесей на щебне из осадочных пород, большее -на щебне из изверженных и метаморфических пород и на шлаковом щебне

Крупнозернистые, среднезернистые и мелкозернистые для нижних слоев покрытий и оснований

6000 - 9000

8 - 10

Среднезернистые и мелкозернистые с применением гранулированного шлака или шлакопемзового песка типа:

 

 

 

А

9000 - 13000

15 - 18

То же

Б

7000 - 11000

15 - 18

-ʹʹ-

Песчаные (все разновидности)

7000 - 13000

12 - 15

Меньшее значение принимать для асфальтобетонных смесей на шлакопемзовом песке, большее - на гранулированных шлаках

Холодные, мелкозернистые и песчаные

6000 - 8000

9 - 11

То же

Примечание. Модули упругости и предельные сопротивления растяжению при изгибе асфальтобетонов приведены при температуре +10 °С. Для определения расчетных характеристик при температуре +20 °С необходимо приведенные в таблице значения уменьшить на 10 %.

6.7. При выборе оснований под покрытие из асфальтобетонных смесей на основе шлаковых материалов преимущество следует отдавать основаниям из шлаков и щебеночных материалов укрепленных гранулированными шлаками, шлаковым вяжущим, битумом или из гористых асфальтобетонных смесей.

7. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ
АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ НА ШЛАКОВЫХ
МАТЕРИАЛАХ И УСТРОЙСТВА ИЗ НИХ КОНСТРУКТИВНЫХ
СЛОЕВ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

7.1. Асфальтобетонные смеси на основе шла новых материалов приготавливаются путем смешения компонентов смеси в существующих асфальтобетонных смесительных установках в соответствии со СНиП III-Д.5-72 и ВСН 93-73.

7.2. При приготовлении асфальтобетонов на основе отвальных доменных шлаков рекомендуется применение раздельно-последовательного пофракционного объединения минеральных составляющих с битумом (способ РПС). При этом проводится первоначальная обработка битумом частиц размером 2,5 - 15 мм, а в обработанную битумом крупную минеральную часть вводятся зерна размером 0 - 2,5 мм.

7.3. Асфальтобетонные смеси, приготовленные на основе шлаковых материалов должны иметь температуру на выходе из смесителя, отвечающую требованиям п. 4.6, настоящих «Рекомендаций».

7.4. Асфальтобетонные смеси на основе шлаковых материалов укладываются в покрытия автомобильных дорог асфальтоукладчиками и, в виде исключения, в ручную под шаблон.

7.5. Покрытия из горячих и холодных асфальтобетонных смесей на основе гранулированных шлаков и шлакопемзовых песков устраивают как в сухую, так и в сырую погоде: весной, летом и осенью, когда температура весной - не ниже 0 °С, а осенью - не ниже +5 °С.

7.6. Минимально допустимая температура укладки асфальтобетонных смесей на основе шлаковых материалов должна отвечать требованиям табл. 1 настоящих «Рекомендаций»

7.7. Целесообразная длина полосы укладки горячей (теплой) асфальтобетонной смеси одним укладчиком, при которой создается хорошее сопряжение двух полос, при температуре воздуха 10 - 20° может быть от 50 до 100 м; если температура воздуха выше 20 °С - то не более 200 м.

Для холодной смеси длина укладываемой полосы допускается до 250 м.

7.8. Толщина укладываемого слоя асфальтобетонных смесей на основе шлаковых материалов назначается с учетом уплотняемости (отношение толщины неуплотненного слоя к толщине слоя в плотном теле), табл. 10.

Таблица 10

Виды асфальтобетонных смесей

Уплотняемость

Крупнозернистые

1,4 - 1,65

Средне зернистые

1,5 - 1,6

Мелкозернистые

1,5 - 1,7

Песчаные с природным или дробленым песком

1,55 - 1,75

Песчаные из шлаковых материалов

1,66 - 1,8

Холодные смеси

1,6 - 1,8

7.9. При устройстве двухслойного покрытия из асфальтобетонных смесей на основе шлаковых материалов верхний слой укладывается не ранее 10 дней после устройства нижнего слоя.

7.10. Асфальтобетонные смеси, приготовленные на основе шлаковых материалов уплотняют в следующей последовательности: начальное уплотнение - легкими гладковальцовыми моторными катками (до 6 т), вибрационными катками с выключенной вибросистемой, количество проходов по одному следу - 3 - 5; окончательное уплотнение - тяжелыми гладковальцовыми моторными катками (10, 15, 18 т), самоходными катками на пневматических шинах (16, 30 т) с последующей доукаткой самоходными трехвальцовыми катками, виброкатками с включенной вибросистемой. Общее количество проходов по одному следу - 15 - 18.

7.11. Покрытие из асфальтобетонной смеси на основе шлаковых материалов считается уплотненным если оно черев 10 суток имеет коэффициент уплотнения: для смесей на отвальном шлаковом доменной и сталеплавильных щебнях - 0,96, для смесей с применением гранулированных шлаков и шлакопемзовых песков - 0,90, холодных смесей (черев 30 суток) - 0,85.

7.12. Песчаные асфальтобетонные смеси на основе гранулированных шлаков и шлакопемзовых песков разрешается уплотнять в холодаем состоянии при температуре 20 - 30 °С последовательность уплотнения остается такой же, как указано в п. 7.10.

7.13. Холодные асфальтобетонные смеси, приготовленные с применением шлаковых материалов следует уплотнять самоходными катками на пневматических шинах (8 - 12 проходов по одному следу) или моторными легкими катками (до 6 - 8 проходов по одному следу). Если холодные смеси уплотняют виброкатками, то по одному следу делают 3 - 5 проходов с выключенным вибратором и 6 - 8 - с включенным.

7.14. Процесс формирования покрытий, как из холодных, так и из горячих (теплых) асфальтобетонных смесей с применением шлаковых материалов, продолжается в период движения транспорта, поэтому должны быть предусмотрены следующие мероприятия:

а) движение автотранспорта следует открывать немедленно после устройства очередного участка (за сутки, смену);

б) скорость движения автотранспорта не должна превышать 50 км/час;

в) необходимо регулировать давление автотранспорта по всей ширине проезжей части.

Окончательное уплотнение покрытия благодаря проезду автомобилей достигается:

для горячих (теплых) смесей через 5 - 7 суток;

для холодных - 10 - 15 суток.

8. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

Правила приемки и поставки асфальтобетонных смесей на основе шлаковых материалов производятся в соответствии с ГОСТ 9128-76.

9. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЯ

9.1. Метода испытания асфальтобетонных смесей на основе шлаковых материалов должны соответствовал) ГОСТ 12801-77.

9.2. Метода испытания материалов применяемых для приготовления асфальтобетонных смесей, должны соответствовать:

для битумов - ГОСТ 11501-73 до ГОСТ 11512-65;

для щебня - ГОСТ 8269-76;

для песка - ГОСТ 8735-75;

для минерального порошка - ГОСТ 12784-71;

для гранулированного шлака и шлакопемзового песка - ГОСТ 8735-75, ГОСТ 3344-77, ГОСТ 5382-73.

10. МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВКА И ХРАНЕНИЕ

10.1. Предприятие-изготовитель должно гарантировать соответствие асфальтобетона на основе шлаковых материалов требованиям настоящих «Рекомендаций».

Предприятие-изготовитель должно сопровождать асфальтобетонную смесь на основе шлаковых материалов паспортом, в котором указывается:

а) наименование предприятия-изготовителя;

б) номер и дата паспорта;

в) наименование и адрес потребителя;

г) вид асфальтобетонной смеси;

д) масса асфальтобетонной смеси;

е) состав асфальтобетонной смеси;

ж) температура приготовления асфальтобетонной смеси.

10.2. Для транспортирования горячих асфальтобетонных смесей на основе шлаковых материалов к месту укладки используется автомобильный транспорт, при этом паспортом сопровождается смесь, отгружаемая в каждом автомобиле.

Холодные асфальтобетонные смеси к месту укладки могут также транспортироваться железнодорожным и водным транспортом, паспортом сопровождается смесь в каждом вагоне или барже.

Холодные смеси перед погрузкой в хрене поршне средства долины быть рыхлыми и иметь температуру не выше +50 °С зимой и летом.

10.3. Холодные асфальтобетонные смеси с использованием шлаковых материалов могут храниться на открытых площадках в штабелях высотой не более 2 м. Срок хранения холодных асфальтобетонных смесей - не более 8 месяцев.

10.4. Не допускается смешение холодных асфальтобетонных смесей неодинакового зернового состава, приготовленных на разлитых марках битума и на шлаковых материалах различных металлургических заводей.

11. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ

При приготовлении, укладке и уплотнении асфальтобетонных смесей на основе шлаковых материалов следует соблюдать требования, пре усмотренные «Правилами техники безопасности при строительстве ремонте и содержании автомобильных дорог», утвержденными Минтрансстроем от 10 октября 1968 года и Минавтодором РСФСР от 14 октября 1868 года и согласованными с ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог от 12 октября 1968 года.


Приложение 1

Рекомендуемые конструкции дорожных одежд с максимальным
использованием шлаковых материалов

а) для Центра Европейской части РСФСР и Урала

Таблица 1.1

Схема конструкций дорожной одежды

Дорожно-климатическая зона

Категория дороги, тип покрытия

№ слоя

Модуль упругости слоя, кгс/см2

Толщина слоев дорожной одежды, см

тип местности по характеру поверхностного стока и степени увлажнения

I и II

I

II

расчетные модули упругости грунтов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

 

 

 

 

1000

600

500

390

280

240

370

240

210

 

 

 

 

 

 

 

 

Етр = 1850 кгс/см2

 

 

I - 1 - горячий асфальтобетон на основе гранулированных шлаков

II

II кап.

I - 2, 3

13000

4

4

4

4

4

4

4

4

4

II - 1

9000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1, 2

6000

19

22

25

29

34

36

29

35

33

IV - 1

1500

-

16

16

17

18

18

18

19

18

II

II кап.

I - 2, 3

13000

4

4

4

4

4

4

4

4

4

II - 1

9000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1, 2

6000

19

23

26

30

35

36

29

31

33

IV - 2

1500

-

14

14

15

16

18

18

18

18

2 - горячий асфальтобетон на основе шлакопемзового песка /30 - 40 %/ в комплексе со щебнем /60 - 70 %/;

II

II кап.

I - 2, 3

13000

4

4

4

4

4

4

4

4

4

II - I

9000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1, 2

6000

19

24

27

31

35

30

30

35

34

IV - 3

1200

-

15

15

16

19

22

19

21

19

3 - горячий асфальтобетон на основе гранулированных шлаков /30 - 40%/ в комплексе со щебнем /60 - 70 %/;

III

II кап.

I - 2, 3

11500

4

4

4

4

4

4

4

4

4

II - 1

8500

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1, 2

6000

19

24

27

30

33

32

31

37

35

IV - 1

1500

-

13

13

14

15

15

14

15

14

II - 1 - горячий крупнозернистый или среднезернистый асфальтобетон с содержанием гранулированных шлаков 10 - 20 %

III

II кап.

I - 2, 3

11500

4

4

4

4

4

4

4

4

4

II - 1

8500

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1, 2

6000

19

22

25

27

31

31

30

35

34

IV - 2

1500

-

18

17

19

18

17

16

17

15

III - 1 - подобранные щебеночные или гравийные материалы, укрепленные 20 % гранулированного шлака в сочетании с 5 - 6 % портландцемента;

III

II кап.

I - 2, 3

11500

4

4

4

4

4

4

4

4

4

II - 1

8500

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1, 2

6000

19

24

27

29

33

32

31

36

34

IV - 3

1200

-

15

17

18

18

18

17

18

17

 

 

 

 

 

 

 

 

Етр = 1650 кгс/см2

 

 

2 - подобранные щебеночные или гравийные материалы, укрепленные тонкомолотым гранулированным шлаком - 8 - 9 % в сочетании с портландцементом - 1 - 2 %

II

III кап.

I - 1, 2, 3

13000

4

4

4

4

4

4

4

4

4

II - 1

9000

5

5

5

5

5

5

5

5

5

III - 1, 2

6000

20

21

23

27

32

30

28

35

32

IV - 1

1500

-

15

17

17

18

17

17

17

17

II

III кап.

I - 1, 2, 3

13000

4

4

4

4

4

4

4

4

4

II - 1

9000

5

5

5

5

5

5

5

5

5

III - 1, 2

6000

20

21

24

28

34

32

28

36

32

IV - 2

1500

-

15

15

15

15

15

17

16

17

IV - 1 - грунты, укрепленные портландцементом;

2 - шлаковый песок;

3 - песок природный

II

III кап.

I - 1, 2, 3

13000

4

4

4

4

4

4

4

4

4

II - 1

9000

5

5

5

5

5

5

5

5

5

III - 1, 2

6000

20

21

24

27

33

31

29

35

33

IV - 3

1500

-

20

17

20

19

18

18

19

18

III

III кап.

I - 1, 2, 3

11500

4

4

4

4

4

4

4

4

4

II - 1

8500

5

5

5

5

5

5

5

5

5

III - 1, 2

6000

20

22

25

28

31

30

28

34

30

IV - 1

1500

-

12

12

12

13

13

14

14

14

III

III кап.

I - 1, 2, 3

11500

4

4

4

4

4

4

4

4

4

II - 1

8500

5

5

5

5

5

5

5

5

5

III - 1, 2

6000

20

22

24

28

32

30

30

35

33

IV - 2

1500

-

12

14

12

12

13

11

13

12

III

III кап.

I - 1, 2, 3

11500

4

4

4

4

4

4

4

4

4

II - 1

8500

5

5

5

5

5

5

5

5

5

III - 1, 2

6000

20

23

26

29

33

32

30

36

34

IV - 2

1500

-

12

12

12

12

12

13

13

12

 

 

 

 

 

1000

500

500

390

280

240

370

240

210

 

 

 

 

 

 

 

 

Етр = 1850 кгс/см2

 

 

I - 1 - горячий асфальтобетон на основе гранулированных шлаков;

II

II кап.

I - 2, 3

13000

5

5

5

5

5

5

5

5

5

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1

4500

19

17

20

21

26

28

21

34

32

IV - 1

1500

-

11

10

16

16

16

17

17

17

II

II

I - 2, 3

13000

5

5

5

5

5

5

5

5

5

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1

4500

19

18

20

24

28

29

23

34

27

IV - 2

1200

-

12

12

13

16

15

16

17

23

2 - горячий асфальтобетон на основе шлакопемзового песка /30 - 40 %/ в комплексе со щебнем /60 - 70 %/;

III

II кап.

I - 2, 3

13000

5

5

5

5

5

5

5

5

5

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1

4500

19

18

21

23

27

26

24

30

29

IV - 1

1500

-

10

10

11

11

11

12

12

15

2 - горячий асфальтобетон на основе гранулированных шлаков /30 - 40 %/ в комплексе со щебнем /60 - 70 %/

I - 2, 3

13000

5

5

5

5

5

5

5

5

5

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1

4500

19

19

21

22

25

25

22

27

25

IV - 2

1200

-

10

11

15

15

15

15

18

21

 

 

 

 

 

 

 

 

Етр = 1650 кгс/см2

 

 

II - 1 - горячий крупнозернистый или среднезернистый асфальтобетон с содержанием щебня осадочных пород 80 - 90 % и гранулированных шлаков 10 - 20 %

II

III кап.

I - 1, 2, 3

11500

5

5

5

5

5

5

5

5

5

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1

4500

16

15

15

17

20

23

17

27

26

IV - 1

1500

-

10

10

10

13

16

11

17

18

III - 1 - слои из фракционного щебня, гравия или шлака, устраиваемые по способу заклинки

II

III кап.

I - 1, 2, 3

11500

5

5

5

5

5

5

5

5

5

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1

4500

16

17

16

18

20

21

18

28

28

IV - 2

1200

-

10

10

10

14

19

12

16

15

IV - 2 - песок природный

1 - грунт, укрепленный битумом

III

III кап.

I - 1, 2, 3

11500

5

5

5

5

5

5

5

5

5

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1

4500

17

15

15

16

18

18

16

19

23

IV - 1

1500

-

10

10

10

13

13

12

16

17

III

III кап.

I - 1, 2, 3

11500

5

5

5

5

5

5

5

5

5

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1

4500

17

17

16

16

18

17

18

20

23

IV - 2

1200

-

10

10

12

15

15

10

15

17

 

 

 

 

1000

600

500

390

280

240

370

240

210

 

 

 

 

 

 

Етр = 1350 кгс/см2

 

 

 

II

III усовер. облегч.

I - 1

9500

5

5

5

5

5

5

5

5

5

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1

1500

-

15

18

26

36

36

27

43

41

I - 1 - горячий асфальтобетон на основе шлакопемзового песка

II

III усовер. облегч.

I - 1

9500

5

5

5

5

5

5

5

5

5

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 2

1200

-

17

26

36

51

44

38

60

49

II - 1 - горячий крупнозернистый или среднезернистый асфальтобетон

III

III усовер. облегч.

I - 1

9500

5

5

5

5

5

5

5

5

5

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1

1500

-

15

18

24

30

36

26

36

43

III - 1 - грунты, укрепленные битумом;

2 - песок

III

III усовер. облегч.

I - 1

9500

5

5

5

5

5

5

5

5

5

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 2

1200

-

17

26

33

41

51

36

51

44

 

 

 

 

 

 

 

 

Етр = 1150 кгс/см2

 

II

IV усовер. облегч.

I - 1

9500

5

5

5

5

5

5

5

5

5

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1

1200

-

10

11

23

29

36

24

43

41

II

IV усовер. облегч.

I - 1

9500

5

5

5

5

5

5

5

5

5

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 2

1500

-

10

11

14

30

39

25

44

43

III

IV усовер. облегч.

I - 1

9500

5

5

5

5

5

5

5

5

5

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1

1500

-

10

11

21

22

28

23

29

36

III

IV усовер. облегч.

I - 1

9500

5

5

5

5

5

5

5

5

5

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 2

1200

-

10

11

12

23

29

12

30

36

 

 

 

 

1000

600

500

390

280

240

370

240

21

 

 

 

 

 

 

 

 

Етр = 1350 кгс/см2

 

II

IV усовер. облегч.

I - 1

9000

3

3

3

3

3

3

3

3

3

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1

4500

15

15

15

15

15

19

15

22

24

IV - 1

1500

-

10

10

10

11

11

11

11

11

I - 1 - холодный асфальтобетон на основе шлаковых материалов

II

III усовер. облегч.

I - 1

9000

3

3

3

3

3

3

3

3

3

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1

4500

15

15

15

15

16

20

15

24

24

IV - 2

1200

-

10

10

10

10

10

10

10

11

II - 2 - горячий пористый крупнозернистый или среднезернистый асфальтобетон с содержанием гранулированных шлаков в количестве 10 - 20 %

III

III усовер. облегч.

I - 1

9000

3

3

3

3

3

3

3

3

3

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1

4500

15

15

15

15

15

15

15

15

19

IV - 1

1500

-

10

10

10

10

10

10

11

11

III - 1 - слой из фракционного щебня, гравия или шлака, устраиваемый по способу заклинки

III

III усовер. облегч.

I - 1

9000

3

3

3

3

3

3

3

3

3

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1

4500

15

15

15

15

15

15

15

16

20

IV - 2

1200

-

10

10

10

10

10

10

10

10

 

 

 

 

 

 

 

Етр = 1150 кгс/см2

 

 

 

IV - 1 - грунт, укрепленный битумом;

2 - песок природный

II

IV усовер. облегч.

I - 1

9000

3

3

3

3

3

3

3

3

3

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1

4500

15

15

15

15

15

15

15

20

21

IV - 1

1500

-

10

10

10

10

17

10

14

15

II

IV усовер. облегч.

I - 1

9000

3

3

3

3

3

3

3

3

3

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1

4500

15

15

15

15

15

20

15

23

23

IV - 2

1500

-

10

10

10

10

10

10

10

12

III

IV усовер. облегч.

I - 1

9000

3

3

3

3

3

3

3

3

3

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1

4500

15

15

15

15

15

15

15

15

15

IV - 1

1500

-

10

10

10

10

10

10

10

17

III

IV усовер. облегч.

I - 1

9000

3

3

3

3

3

3

3

3

3

II - 1

6000

8

8

8

8

8

8

8

8

8

III - 1

4500

15

15

15

15

15

15

15

15

20

IV - 2

1500

-

10

10

10

10

10

10

10

10

б) Для Юга Европейской части РСФСР

Таблица 1.2

Схема конструкций дорожной одежды

Дорожно-климатическая зона

Категория дороги, тип покрытия

№ слоя

Модуль упругости слоя, кгс/см2

Толщина слоев дорожной одежды, см

тип местности по характеру поверхностного стока и степени увлажнения

I и II

I

II

расчетные модули упругости грунтов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

 

 

 

 

1000

600

500

420

340

280

390

280

240

 

 

 

 

 

 

 

 

Етр = 1850 кгс/см2

 

 

 

III

II кап.

I - 1

12500

5

5

5

5

5

5

5

5

5

II - 1

9000

7

7

7

7

7

7

7

7

7

III - 1

4000

20

26

28

30

33

36

31

36

37

IV - 1

1000

-

40

40

40

40

40

40

40

42

I - 1 - горячий мелкозернистый асфальтобетон на основе щебня осадочных пород

III

II кап.

I - 1

12500

5

5

5

5

5

5

5

5

5

II - 1

9000

7

7

7

7

7

7

7

7

7

III - 2

5000

18

22

23

25

27

30

26

30

31

IV - 1

1000

-

40

40

40

40

40

40

40

40

II - 1 - горячий среднезернистый асфальтобетон на основе шлаков

III

II кап.

I - 1

12500

5

5

5

5

5

5

5

5

5

II - 1

7000

7

7

7

7

7

7

7

7

7

III - 2

5000

18

17

19

20

22

24

20

24

27

IV - 2

1000

-

40

40

40

40

40

40

40

40

 

 

 

 

 

1000

600

500

450

420

340

420

340

280

III - 1 - малопрочные местные каменные материалы, укрепленные портландцементом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III - 2 - шлаки, укрепленные портландцементом

IV

II кап.

I - 1

12500

5

5

5

5

5

5

5

5

5

II - 1

9000

7

7

7

7

7

7

7

7

7

III - 1

4000

20

26

28

30

30

33

30

33

36

IV - 1

1000

-

40

40

40

40

40

40

40

40

IV - 1 - ракушечник, укрупненный малыми дозами портландцемента;

2 - местные грунты, укрепленные портландцементом

IV

II кап.

I - 1

12500

5

5

5

5

5

5

5

5

5

II - 1

9000

7

7

7

7

7

7

7

7

7

III - 2

5000

18

22

23

25

25

27

25

27

30

IV - 1

1000

-

40

40

40

40

40

40

40

40

IV

II

I - 1

12500

5

5

5

5

5

5

5

5

5

II - 1

9000

7

7

7

7

7

7

7

7

7

III - 2

5000

18

17

19

20

20

22

20

22

24

IV - 2

1500

-

36

36

36

36

40

36

40

40

 

 

 

 

1000

600

500

420

340

280

390

280

240

 

 

 

 

 

 

 

Етр = 1850 кгс/см2

 

 

III

III кап.

I - 1

12000

4

4

4

4

4

4

4

4

4

II - 1

9000

5

5

5

5

5

5

5

5

5

III - 1

4000

18

17

18

19

21

23

19

23

23

IV - 1

800

-

26

26

26

30

30

30

30

36

I - 1 - горячий мелкозернистый асфальтобетон на основе шлаков

III

III кап.

I - 1

12000

4

4

4

4

4

4

4

4

4

II - 1

9000

5

5

5

5

5

5

5

5

5

III - 2

5000

16

14

15

17

17

18

17

18

20

IV - 1

800

-

24

24

26

30

30

26

30

30

II - 1 - горячий среднезернистый асфальтобетон на основе шлаков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III - 1 - малопрочные местные каменные материалы, укрепленные портландцементом;

III

III кап.

I - 1

12000

4

4

4

4

4

4

4

4

4

II - 1

9000

5

5

5

5

5

5

5

5

5

III - 2

5000

16

12

12

13

13

14

14

14

15

IV - 2

1500

-

18

18

20

26

26

20

26

30

2 - шлаковые смеси, укрепленные портландцементом

 

 

 

 

1000

600

500

450

420

340

420

340

280

IV - I - мелкий ракушечник;

IV

III кап.

I - 1

12000

4

4

4

4

4

4

4

4

4

II - 1

9000

5

5

5

5

5

5

5

5

5

III - 1

4000

18

17

18

19

19

21

19

21

23

IV - 1

800

-

26

26

26

26

30

26

30

30

2 - местные грунты; укрупненные портландцементом

IV

III кап.

I - 1

12000

4

4

4

4

4

4

4

4

4

II - 1

9000

5

5

5

5

5

5

5

5

5

III - 2

5000

16

14

15

16

17

17

17

17

18

IV - 1

800

-

24

24

26

26

30

26

30

30

IV

III кап.

I - 1

12000

4

4

4

4

4

4

4

4

4

II - 1

9000

5

5

5

5

5

5

5

5

5

III - 2

5000

16

12

12

13

13

13

13

13

14

IV - 2

1500

-

18

18

18

20

26

20

26

26

 

 

 

 

 

1000

600

500

420

340

280

390

280

240

 

 

 

 

 

 

 

 

Етр = 1500 кгс/см2

 

 

III

IV кап.

I - 1

9000

6

6

6

6

6

6

6

6

6

II - 1

4000

21

17

19

20

23

24

21

24

25

III - 1

800

-

30

30

30

30

30

30

30

30

I - 1 - горячий среднезернистый асфальтобетон на основе шлаков

III

IV кап.

I - 1

9000

6

6

6

6

6

6

6

6

6

II - 1

5000

19

16

18

17

19

21

18

21

22

III - 1

800

-

26

26

30

30

30

30

30

30

II - 1 - малопрочные местные каменные материалы, укрепленные портландцементом;

III

IV кап.

I - 1

9000

6

6

6

6

6

6

6

6

6

II - 2

5000

19

15

15

15

14

16

16

16

18

III - 2

1500

-

18

18

20

26

26

20

26

26

 

 

 

 

 

1000

600

500

450

420

340

420

340

280

2 - шлаковые смеси, укрепленные портландцементом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III - 1 - мелкий ракушечник;

IV

IV кап.

I - 1

9000

6

6

6

6

6

6

6

6

6

II - 1

4000

21

17

19

20

20

23

20

23

24

III - 1

800

-

30

30

30

30

30

30

30

30

2 - местные грунты, укрепленные портландцементом

IV

IV кап.

I - 1

9000

6

6

6

6

6

6

6

6

6

II - 2

5000

19

16

18

16

17

19

17

19

21

III - 1

800

-

26

26

30

30

30

30

30

30

 

IV

IV кап.

I - 1

9000

6

6

6

6

6

6

6

6

6

II - 2

5000

19

15

15

15

15

14

15

14

16

III - 2

1500

-

18

18

18

20

26

20

26

26


Приложение 2

Ориентировочные стоимости устройства конструктивных
слоев дорожных одежд на основе или с использованием
шлаковых материалов

Наименование конструктивного слоя, его толщина (минимальная)

Стоимость 1 м2 конструктивного слоя, руб.

На каждый последующий 1 см толщины добавлять, руб.

1

2

3

Горячий асфальтобетон на основе гранулированных шлаков, 4 см

0,76

0,19

Горячий асфальтобетон на основе шлакопемзового песка (30 - 40 %) в комплексе со щебнем (60 - 70 %),4 см

0,96

0,24

Горячий асфальтобетон на основе гранулированных шлаков (30 - 40 %) в комплексе со щебнем, 4 см

0,80

0,20

Горячий крупнозернистый или среднезернистый асфальтобетон с содержанием гранулированных шлаков 10 - 20 %, 5 см

1,55

0,31

Подобранные щебеночные или гранитные материалы, укрепленные 20 % гранулированного шлака в сочетании с 5 - 6 % портландцемента, 19 см

2,85

0,15

Подобранные щебеночные или гравийные материалы, укрепленные 8 - 9 % тонкомолотого граншлака с 1 - 2 % цемента, 19 см

2,66

0,14

Слой из фракционированного щебня, гравия или шлака, устраиваемый по способу заклинки, 15 см

1,80

0,12

Грунты, укрепленные тонкомолотым граншлаком 8 - 10 % с 1 - 2 % цемента, 11 см

0,55

0,05

Шлакопемзовый песок, 11 см

0,44

0,04

Приложение 3

Экономическая эффективность применения шлаковых
материалов в асфальтобетонных смесях

Экономическая эффективность применения шлаковых материалов в асфальтобетонных смесях рассмотрена на примере автодороги х. Шахтенки - г. Новошахтинск Ростовской области из сравнения эквивалентных по модулю упругости (Еобщ = 2000 кгс/см2) конструкций дорожных одежд на основе привозных каменных материалов и шлаков Красносулинского металлургического завода.

При расчете использована смета на устройство дорожной одежды, составленная хозрасчетным проектно-сметным бюро Ростовавтодора. Из общей стоимости строительства сделан перерасчет на стоимость устройства 1 км дорожной одежды.

Дорожная одежда на основе каменных материалов Еобщ = 2000 кгс/см2

Дорожная одежда на основе шлаков Еобщ = 2000 кгс/см2

Средне зернистая асфальтобетонная смесь марки II;

Н1 = 4,5 см; Е1 = 12500 кгс/см2

Мелкозернистая асфальтобетонная смесь на шлаковом щебне; Н1 = 5 см;

Е1 = 12000 кгс/см2

Крупнозернистая асфальтобетонная смесь марки III;

Н2 = 5 см; Е2 = 9000 кгс/см2

.Крупнозернистая асфальтобетонная смесь на шлаковом щебне: Н2 = 5 см;

Е2 = 9000 кгс/см2

Верхний слой основания из фракционного щебня 20 - 40 мм, пропитанного битумом:

Н3 = 9 см; Е3 = 6000 кгс/см2

Верхний слой основания из шлакового щебня, пропитанного битумом: Н3 = 12 см; Е3 = 4000 кгс/см2

Нижний слой основания из щебня фракции 40 - 70 мм:

Н4 = 15 см; Е4 = 4000 кгс/см2

Егрунта = 390 кгс/см2

Нижний слой основания из шлакового щебня: Н4 = 20 см;

Е4 = 4000 кгс/см2

Егрунта = 390 кгс/см2

Сметная стоимость устройства дорожных одежд на основе природных каменных и шлаковых материалов приводится ниже (табл. п. 3.1).

Таблица 1

Сметная стоимость устройства дорожных одежд на основе
природных каменных и шлаковых материалов на примере
автодороги х. Шахтенки - г. Новошахтинск

Обоснование

Наименование видев работ или затрат

Ед. изм.

Количество

Сметная стоимость, руб.

по проекту

предл. констр.

стоим. един.

общая

стоим. един.

общая

1

2

3

4

5

6

7

8

32-84

45-16 б

к = 0,5

Устройство корыта глубиной 33,0 см в грунте 11 группы механизированным способом

100 м2

65,4

2,87

183

2,87

183

32-02

45-16 б

То же, вручную

100 м2

7,26

14,9

108

14,9

108

32-47

32-140

45-24 б, г

Устройство нижнего слоя основания из щебня фракции 40 - 70 мм толщиной 15 см

100 м2

67,0

110,62

7400

-

-

32-148

45-24 в

Устройство верхнего слоя основания из щебня фракции 20 - 40 мм толщиной 9 см

100 м2

60,4

78,076

5310

-

-

32-25

45-5 а

Разлив битума - 2,5 л/м2

т

15,1

48,677

735

-

-

32-320

32-321

45-55 а, б

Устройство нижнего слоя покрытия из крупнозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 5 см, 3 марки

100 м2

50,8

154,702

9270

-

-

32-324

32-325

45-55 д, е

Устройство верхнего слоя покрытия из среднезернистой асфальтобетонной смеси 2 марки толщиной 4,5 см

100 м2

59,8

164,39

9850

 

 

32-27

Дополнительный транспорт битума

т

15,1

3,048

46

-

-

32-160

32-159

45-286, в

Устройство двухслойного основания из шлака толщиной 32 см

100 м2

67,0

-

-

104,5

9750

32-25

45-5 а

Розлив битума - 2,5 л/м2

т

15,1

-

-

48,677

735

32-320

32-321

45-55 а, б

Устройство нижнего слоя покрытия на крупнозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 5 см на шлаковом щебне

100 м2

59,8

 

 

135,684

8140

32-326

32-327

45-55 ж, з

Устройство верхнего слоя покрытия из мелкозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 5 см на шлаковом щебне

100 м2

59,8

 

 

168,932

10100

32-27

Дополнительный транспорт битума

т

15,1

-

-

3,048

46

 

Итого

 

 

 

32901

29062

 

Накл. расходы 14,3 %

 

 

 

4705

4156

 

Итого:

 

 

 

37606

33218

 

Плановые накопления 6 %

 

 

 

2256

1993

 

Всего:

 

 

 

39862

35211

 

Приложение 4

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ,
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

1. ГОСТ 9128-76. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия. М., «Изд-во стандартов». 1976.

2. ГОСТ 12801-77. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Методы испытаний. М., «Изд-во стандартов» 1977.

3. ГОСТ 22245-76. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования. М., «Изд-во стандартов», 1976.

4. ГОСТ 11955-74. Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические требования. М., «Изд-во стандартов», 1974.

5. ГОСТ 3344-73. Щебень шлаковый и сталеплавильный для дорожного строительства. М., «Изд-во стандартов», 1973.

6. ГОСТ 11501-73. Битумы нефтяные дорожные. Методы испытаний. М., «Изд-во стандартов», 1977.

7. ГОСТ 11512-65. Битумы нефтяные. Методы испытаний. М., «Изд-во стандартов», 1977.

8. ГОСТ 16557-71. Порошок минеральной для асфальтобетонных смесей. М., «Изд-во стандартов», 1971.

9. ГОСТ 12784-71. Порошок минеральный для асфальтобетонных смесей; Методы испытаний. М., «Изд-во стандартов», 1971.

10. ГОСТ 8735-75. Песок для строительных работ. Общие требования. М., «Изд-во стандартов», 1975.

11. ГОСТ 8267-77. Щебень из естественного камня для строительных работ. Общие требования. М., «Изд-во стандартов», 1977.

12. ГОСТ 3476-74. Шлаки доменные гранулированные для производства цемента. М., «Изд-во стандартов», 1974.

13. ГОСТ 8269-76. Щебень из естественного камня, гравий и щебень из гравия для строительных работ. Методы испытаний. М., «Изд-во стандартов», 1976.

14. ГОСТ 8735-75. Песок для строительных работ. Методы испытаний. М., «Изд-во стандартов», 1975.

15. ГОСТ 5382-73. Песок шлакопемзовый. Методы испытаний. М., «Изд-во стандартов», 1973.

16. СНиП II-Д.5-72. Автомобильные дороги. Нормы проектирования. М., «Стройиздат», 1973.

17. СНиП III-Д.5-78. Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ. Приемка в эксплуатацию. М., «Стройиздат», 1973.

18. ВСН 46-72. Инструкция по проектированию конструкций дорожных одежд нежесткого типа. М., «Транспорт», 1972.

19. ВСН 123-77. Инструкция по устройству покрытий и оснований из щебеночных, гравийных и песчаных материалов, обработанных органическими вяжущими, «Транспорт», 1977.

20. Руководство по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий. М., «Транспорт», 1978.