Приказ
Федеральной службы по экологическому, В целях совершенствования выполнения государственной функции по надзору за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов приказываю: 1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проверке состояния учета и контроля ядерных материалов при передачах. 2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя B.C. Беззубцева.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (утв.
приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому I. Общие положения1. Методические рекомендации по проверке состояния учета и контроля ядерных материалов при передачах (далее - Методические рекомендации) устанавливают рекомендации по проверке состояния учета и контроля ядерных материалов (далее - ЯМ) при их передачах при осуществлении надзора за системой государственного учета и контроля ЯМ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор). 2. Методические рекомендации предназначены для работников центрального аппарата и межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, участвующих в проверках состояния учета и контроля ЯМ. 3. Методические рекомендации разработаны на основании: Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 352; Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401; Указа Президента Российской Федерации "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации" от 27 апреля 2007 г. № 556; Положения о порядке организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 429 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 марта 2009 г., регистрационный номер 16561); Основных правил учета и контроля ядерных материалов, утвержденных Постановлением Ростехнадзора от 26 декабря 2005 г. № 19 (далее - Основные правила); Типовой программы целевой инспекции системы учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами (РД-07-03-2006), утвержденной Приказом Ростехнадзора от 28 марта 2006 г. № 250 (далее - Типовая программа). 4. Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения: единого подхода к проверке состояния учета и контроля ЯМ при их передачах; эффективного надзора за учетом и контролем ЯМ при передачах; методической помощи инспекторам при проведении проверок состояния учета и контроля ЯМ. II. Общий порядок проверки состояния учета и контроля ядерных материалов при передачах5. Проверки состояния учета и контроля ЯМ проводятся в ходе: плановых и внеплановых проверок организаций, в программу проверок которых включены вопросы учета и контроля ЯМ (вопросы раздела "Процедуры передачи ядерных материалов" Типовой программы); проведения плановых и внеплановых проверок, связанных с уведомлением поднадзорной организацией подразделения Ростехнадзора о приемке/отправке ЯМ. 6. При проведении проверки состояния учета и контроля ЯМ при передачах проверяются как передачи ЯМ между организациями (прием/передача ЯМ), так и передачи ЯМ между зонами баланса материалов (далее - ЗБМ) проверяемой организации. При составлении программы проверки рекомендуется учитывать: тип проверяемой организации (предприятие ядерного топливного цикла, атомная станция, предприятие по добыче урана и т.д.); категорию ЯМ в ЗБМ организации, количество ЗБМ; количество работников Ростехнадзора, которые будут участвовать в проверке состояния учета и контроля ЯМ; продолжительность проверки. Если проверка проводится в организации, в которой организованы ЗБМ с ЯМ категории 1 или 2 (категории ЯМ в ЗБМ - в соответствии с Основными правилами), то рекомендуется в программу проверки включать все вопросы, относящиеся к учету и контролю ЯМ при передачах. При наличии ограничений по ресурсам при проведении проверки (например, проверка проводится не более 5 рабочих дней, проверку состояния учета и контроля ЯМ осуществляет только один работник Ростехнадзора, организация имеет большое количество ЗБМ, организация является крупным объектом ядерного топливного цикла) рекомендуется осуществлять проверку всех вопросов, относящихся к учету и контролю ЯМ при передачах, только в отношении ЗБМ с ЯМ 1 и 2 категории, для остальных ЗБМ возможно сокращение объема проверяемых вопросов. 7. При проведении проверок, связанных с получением предварительных уведомлений о приемке/отправке ЯМ, программа проверки составляется на основе информации, содержащейся в предварительных уведомлениях. Как правило, проверяются передачи ЯМ между организациями (прием/передача ЯМ). При проверке готовности к отправке ЯМ (или проверке после отправки) проверяются вопросы 17.1 - 17.5 раздела 17 Типовой программы. При проверке приемки ЯМ проверяются вопросы 17.1 - 17.8 раздела 17 Типовой программы. 8. При необходимости осуществляются процедуры установки и снятия пломб инспекторами Ростехнадзора в соответствии с действующими документами Ростехнадзора. III. Проверка по направлению "Процедуры передачи ядерных материалов"9. По пункту 17.1 Типовой программы рекомендуется следующий порядок проверки: по документам о передаче (приемке) ЯМ определяются организации, являющиеся получателями или поставщиками ЯМ. Рекомендуется проводить анализ для определения таких организаций за 1 - 2 календарных года (при наличии ограничений по ресурсам при проведении проверки допускается проводить выборочную проверку по организациям-получателям или поставщикам); проверяется наличие копий лицензий у организаций-получателей или поставщиков; проверяется наличие копий договоров организаций-получателей или поставщиков с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (на передачу в пользование ЯМ) или наличие организации в Приложении 3 к Указу Президента Российской Федерации "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации" от 27 апреля 2007 г. № 556; в случае передачи ЯМ, находящихся в собственности юридического лица, проверяется, что передаваемые (получаемые) ЯМ не относятся к ЯМ, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности (Приложение № 1 к Указу Президента Российской Федерации "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации" от 27 апреля 2007 г. № 556). 10. По пункту 17.2 "Наличие, оформление и своевременность направления предварительных уведомлений об отправке или получении ядерных материалов" Типовой программы проверяется: направление предварительных уведомлений организацией-отправителем в организацию-получатель о планируемой дате отправки груза с указанием способа транспортировки (вида транспорта), подписанных руководителем организации-отправителя, или планов, графиков поставки, подписанных как руководителем организации-отправителя, так и руководителем организации-получателя (проверяются даты направления предварительных уведомлений и то, что они фактически были отправлены); направление уведомления о факте получения ЯМ в организацию отправитель, в орган управления использованием атомной энергии, в соответствующее структурное подразделение органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии в случае внеплановых отправлений по специальному распоряжению соответствующих органов власти. 11. По пункту 17.3 "Паспорта (сертификаты) на ядерный материал" и пункту 17.4 "Полный комплект документов, подтверждающих отправку и получение ЯМ" Типовой программы проверяется: наличие оформленных (с подписями и печатями в соответствии с требованиями) паспортов (сертификатов) на каждую учетную единицу (далее - УЕ) с ЯМ и/или партию ЯМ. При получении ЯМ без паспортов (по сопроводительным документам, если паспорта на ЯМ идут отдельной почтой) проверяется наличие информации о ЯМ в сопроводительных документах (информации по каждой УЕ и/или партии); наличие в паспортах (сертификатах) на ЯМ следующей информации: количественные параметры (характеристики) УЕ, продуктов, массы ЯМ в каждой УЕ, а также погрешности массы брутто УЕ; наличие в сопроводительной документации на ЯМ следующей информации: типы и идентификационные признаки УЕ и пломб, значения массы брутто УЕ. 12. По пункту 17.5 "Соблюдение процедур, подлежащих выполнению при получении (отправке) ядерных материалов" и пункту 17.6 "Выполнение установленного порядка проведения подтверждающих измерений получаемых ядерных материалов" Типовой программы проверяется: 12.1. наличие в организации установленных процедур отправки/получения ЯМ (процедур оформления сопроводительных документов, подготовки к отправке/получению, процедур входного/выходного контроля, подтверждающих измерений). Процедуры устанавливаются, как правило, в положении (инструкции) по учету и контролю ЯМ организации (могут также быть в инструкциях по учету и контролю ЯМ в ЗБМ или в отдельных организационных документах по передачам ЯМ); 12.2. наличие в документах организации, устанавливающих порядок отправки/получения ЯМ в организации, требований к проведению следующих процедур (указанные процедуры должны быть обязательными): внешний осмотр и проверка количества УЕ, контроль пломб, примененных к транспортному средству и УЕ, определение соответствия идентификационных признаков УЕ, пломб и мест размещения УЕ в транспортном средстве данным сопроводительных документов, подтверждающие измерения; 12.3. наличие в процедурах подтверждающих измерений при отправке/получении требований к виду и объему проведения измерений (проверяется ли 100 % УЕ с ЯМ, какие подтверждающие измерения проводятся: брутто-массы, изотопного состава и т.д.); 12.4. выполнение установленных в организации процедур при отправке/получении ЯМ (для отработавшего ядерного топлива и облученных тепловыделяющих сборок допускается не проводить подтверждающие измерения); 12.5. документальное оформление результатов выполнения процедур при отправке/получении ЯМ. Проверяется, в том числе, документальное оформление протоколов измерений для проведенных подтверждающих измерений. Проверяется соблюдение требований к оформлению протоколов измерений (указание типа и серийного номера средства измерений, результата измерений и его погрешности, даты и времени проведения измерений, подписи лиц, проводивших измерения). 13. По пункту 17.7 "Соблюдение сроков предварительной и окончательной приемки и постановки на учет ядерных материалов" Типовой программы проверяется: 13.1. при получении ЯМ - проведение в течение трех рабочих дней процедур приемки ЯМ с целью постановки на предварительный учет (в соответствии с процедурами, установленными в организации); 13.2. при отсутствии аномалий при выполнении процедур приемки ЯМ проверяется, что они были поставлены на предварительный учет не позднее трех рабочих дней после получения, а окончательно были поставлены на учет не позднее 10 суток после получения ЯМ, паспортов (сертификатов) на них (в случае, если паспорта (сертификаты) направлялись отдельно) и выполнения подтверждающих измерений. Полученные ЯМ должны стоять на учете в одной из ЗБМ организации-получателя; 13.3. при отправлении ЯМ проверяется, что они сняты с учета в организации-отправителе (одной из ЗБМ) только после получения от организации-получателя оформленного в установленном порядке акта приемки ЯМ или подтвержденной доверенностью организации-получателя подписи уполномоченного представителя в накладной. 14. По пункту 17.8 "Оценка расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя о ядерных материалах" Типовой программы проверяется проведение оценок расхождения данных при приемке ЯМ проверяемой организацией с данными организации-отправителя. Проверяется, что организация провела сравнение результатов подтверждающих измерений с данными в паспортах (сертификатах) на ЯМ или данными в сопроводительных документах: оценила допустимую разницу для каждого измерения на основе погрешности измерений отправителя и получателя с доверительной вероятностью 0,99. Проверяется правильность оценки расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя: рассчитывается реальное значение разницы расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя на основе данных сопроводительной документации и результатов измерений организации-получателя; рассчитывается реальное значение погрешности измерения. Погрешность измерений организации-получателя определяется на основе погрешности используемого средства измерения (из паспорта средства измерения или методики измерения, программы измерения ЗБМ), погрешность измерений организации-отправителя определяется на основе сопроводительных документов. Если она неизвестна, то она принимается равной нулю. На основе погрешностей рассчитывается допустимое значение расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя для доверительной вероятности 0,99; рассчитанные инспектором значения и выводы по ним сравниваются с результатами оценки расхождения организации-получателя; при наличии возможностей инспектор проводит инспекционные измерения полученных ЯМ и сравнивает полученные результаты и выводы о расхождении данных организации-отправителя и организации-получателя с результатами подтверждающих измерений, проведенных организацией-получателем. 15. По пункту 17.9 "Документы о расследовании причин расхождения данных отправителя и получателя о ядерных материалах" и пункту 17.10 "Наличие, оформление и своевременность направления СО" Типовой программы проверяется проведение расследований причин расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя и направление соответствующего специального отчета (далее - СО) при наличии таких расхождений. Проверяется: что в случае обнаружения аномалии (превышения допустимой величины расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя, несовпадения одного из идентификационных признаков передаваемых ЯМ, обнаружения нарушений пломбировки) организация-получатель составила СО и направила его в Ростехнадзор, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", а также уведомила организацию-отправитель; что организация-получатель провела расследование и сделала обоснованные выводы по результатам расследования, при необходимости в установленном порядке были выполнены арбитражные измерения; что СО был направлен не позднее чем в течение трех дней после установления факта аномалии; что СО содержат соответствующую информацию: описание обстоятельств, события и (или) серии событий, связанных с ЯМ, в отношении которых обнаружена аномалия; характеристики ЯМ; исходные данные для определения количественных характеристик ЯМ; план мероприятий по устранению аномалии и предотвращению подобной аномалии в организации в дальнейшем; что каждый случай расхождения был выявлен (не было случаев превышения допустимой величины расхождения, по которым не было проведено расследование и не составлялся СО), при этом проверяются документированные данные об оценке расхождения данных отправителя и получателя (журналы и протоколы подтверждающих измерений, акты входного контроля и т.д.). IV. Действия при выявлении нарушений16. В случае выявления нарушений в учете и контроле ЯМ при передачах в проверяемой организации составляются акт и предписание установленного образца, могут применяться санкции, установленные действующим законодательством, согласно процедурам, установленным в Ростехнадзоре. В случае выявления нарушений в организации-отправителе (например, неправильно составленные сопроводительные документы) рекомендуется направить информационное письмо в отдел, осуществляющий надзор за учетом и контролем ЯМ в организации-отправителе, содержащее информацию о выявленных нарушениях. СОДЕРЖАНИЕ
|