Технический комитет по стандартизации Закрытое акционерное общество
СТАНДАРТ ЦКБА СТ ЦКБА 073-2009 Арматура трубопроводная УЗЛЫ ТРЕНИЯ Конструкция и размеры Санкт-Петербург Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Научно-производственная фирма «Центральное конструкторское бюро арматуростроения» (ЗАО «НПФ «ЦКБА»). 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом ЗАО «НПФ «ЦКБА» № 43 от 18.09.2009 3 СОГЛАСОВАН Техническим комитетом «Трубопроводная арматура и сильфоны» (ТК 259). 4 ВЗАМЕН ОСТ 26-07-2020-79 и ОСТ 26-07-2026-80 СТАНДАРТ ЦКБА Арматура трубопроводная УЗЛЫ ТРЕНИЯ Конструкция и размеры Дата введения: 01.01.2010 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на: - узлы трубопроводной арматуры для DN от 6 до 400 при температуре рабочей среды до 600 °С и номинальном давлении до 25 МПа (250 кгс/см2) и устанавливает конструкцию, размеры узла трения пята-подпятник и технические требования к узлу; - узлы трубопроводной арматуры для DN от 6 до 1400 при температуре рабочей среды до 600 °С и номинальном давлении до 20 МПа (200 кгс/см2) и устанавливает конструкцию, размеры и материал узла трения шток-втулка направляющая. Стандарт не распространяется на детали, применяемые в сальниковых узлах. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие нормативные документы: ГОСТ 9.303-84 «Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору и обозначения» ОСТ 5.9937-84 «Наплавка уплотнительных и трущихся поверхностей износостойкими материалами. Типовой технологический процесс» СТ ЦКБА 016-2005 «Арматура трубопроводная. Термическая обработка деталей, заготовок и сварных сборок из высоколегированных сталей, коррозионностойких и жаропрочных сплавов» СТ ЦКБА 042-2008 «Арматура трубопроводная. Покрытия электрические, химические, анодные и диффузионные. Технические требования» СТ ЦКБА 053-2008 «Арматура трубопроводная, Наплавка и контроль качества наплавленных поверхностей. Технические требования» СТ ЦКБА 059-2008 «Арматура трубопроводная. Антифрикционные смазки. Область применения, нормы расхода и методы нанесения» СТ ЦКБА 060-2008 «Арматура трубопроводная. Ходовые резьбовые пары. Основные технические требования» РД 24.207.10-90 «Арматура трубопроводная. Методика расчета коэффициентов сопротивления» РД 302-07-279-89 «Арматура трубопроводная. Методика оценки надежности по результатам испытаний и (или) эксплуатации» Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по соответствующему указателю стандартов, составленному по состоянию на 1 января текущего года. Если ссылочный документ заменен, то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку 3 Конструкция и размеры3.1 Узел трения пята-подпятник 3.1.1 Узел трения пята-подпятник представляет собой контактную пару трения, предназначенную для передачи осевого усилия от приводного механизма к запорному устройству. 3.1.2 Конструкция узла трения пята-подпятник должна быть трех типов, отличающихся конфигурацией головки шпинделя-пяты. Узлы трения использовать, когда: а) при передаче усилия пята вращается относительно подпятника; б) при передаче усилия пята не вращается относительно подпятника. 3.1.3 Конструкция и размеры узла типов I, II и III должны соответствовать рисункам 1, 2 и 3 и таблицам 1, 2 и 3 соответственно. 3.1.4 Допускается контактную поверхность подпятника выполнять вогнутой радиусом 1,5R в соответствии с требованиями конструкторской документации. Рисунок 1 - Тип I Рисунок 2 - Тип II Рисунок 3 - Тип III Таблица 1 - Конструкция и размеры узла трения пята-подпятник типа I
Таблица 2 - Конструкция и размеры узла трения пята-подпятник типа II
Таблица 3 - Конструкция и размеры узла трения пята-подпятник типа III
Таблица 4 - Марка материалов деталей узла в зависимости от рабочих параметров
3.2 Узел трения шток-втулка 3.2.1 Под узлом трения шток-втулка следует понимать сопряжение цилиндрических деталей, одна из которых является штоком, связанным с приводным механизмом и запорным устройством, а вторая втулкой, обеспечивающей направление движения штока. 3.2.2 Конструкция и размеры узла трения шток-втулка должны соответствовать указанным на рисунке 4 и таблице 5. Рисунок 4 - Узел трения шток-втулка Таблица 5 - Размеры узла трения шток-втулка
3.2.3 Для Dшт ≤ 50 мм наружный диаметр втулки D1 устанавливается на основании силового расчета. 3.2.4 Для Dшт > 50 мм наружный диаметр втулки D1 принимается Dшт + 20 мм. 3.2.5 Допускается, в технически обоснованных случаях для Dшт > 50 мм наружный диаметр втулки D1 устанавливать по пункту 3.2.3. 3.2.6 Высота втулки Н - принимается в соответствии с чертежами, утвержденными в установленном порядке. 4 Технические требования4.1 Узел трения пята-подпятник 4.1.1 Узлы трения пята-подпятник должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по чертежам, утвержденным в установленном порядке. 4.1.2 Выбор материалов деталей узла в зависимости от рабочих параметров производить по таблице 4 настоящего стандарта. Требования к коррозионной стойкости материалов - по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке. 4.1.3 Выбор материалов деталей узла трения трубопроводной арматуры, работающей в средах спецтехники, производить в соответствии с требованиями технической документации. 4.1.4 Допускается изготовление деталей узла из других материалов по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке. 4.1.5 В случае изготовления узла трения пята-подпятник с применением наплавочных материалов наплавку производить в соответствии с ОСТ 5.9937 и СТ ЦКБА 053. 4.1.6 Центровое гнездо на сферической поверхности не допускается. 4.1.7 Шероховатость сопрягаемых поверхностей - не более Ra 3,2 мкм. 4.1.8 Предельные отклонения размеров D2 и Н2 - в соответствии с требованиями конструкторской документации. 4.1.9 неуказанные предельные отклонения размеров обработанных поверхностей: отверстий - по Н14, валов - по h14, остальных - по . 4.1.10 Термическая обработка деталей (заготовок) и объем контроля - в соответствии с требованиями конструкторской документации. 4.1.11 Защиту деталей от коррозии при помощи металлических и неметаллических неорганических покрытий производить в соответствии с требованиями конструкторской документации. Виды покрытий должны выбираться в соответствии с ГОСТ 9.303 и СТ ЦКБА 042. 4.1.12 Для узла трения, работающего в соединении шток-шпиндель в условиях окружающей среды при температуре окружающего воздуха от минус 60 до плюс 55 °С с относительной влажностью до 100 % при температуре 35 °С с примесью паров рабочих продуктов в пределах санитарной нормы, - применять антифрикционные смазки по СТ ЦКБА 059. Для узла трения, находящегося в рабочей среде, смазку не применять. 4.1.13 Закон распределения наработок на отказ узла трения пята-подпятник - нормальный. Коэффициент вариации равен 0,3. Расчет нижней односторонней границы вероятности безотказной работы Р (Nr) на требуемую наработку Nr производить по РД 302-07-279 в зависимости от количества испытанных образцов. Нижняя односторонняя граница вероятности безотказной работы Р (Nr) узла трения пята-подпятник, рассчитанная при доверительной вероятности 0,99 - не менее 0,999 при наработке 3000 циклов для изделий специального назначения; не менее 0,999 при наработке 3000 циклов - для вентилей и 500 циклов - для задвижек общепромышленного назначения. 4.1.14 В технически обоснованных случаях допускается по согласованию с разработчиком отраслевого стандарта изготавливать другие конструкции узлов трения пята-подпятник. 4.2 Узел трения шток-втулка 4.2.1 Узел трения шток-втулка должен изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по чертежам, утвержденным в установленном порядке. 4.2.2 Допускается, в технически обоснованных случаях, изготавливать втулку с проточкой по внутренней поверхности или с буртом на наружной поверхности с длиной сопряжения трущихся поверхностей не менее 1,5 - 2 Dшт. 4.2.3 В случае изготовления узла трения шток-втулка с применением наплавочных материалов, наплавку производить в соответствии с ОСТ 5.9937 и СТ ЦКБА 053 и таблицей 7. 4.2.4 Выбор материалов для узла трения шток-втулка следует производить в соответствии с таблицей 6. 4.2.5 Допускается изготовление пар трения из других материалов по технической документации, утвержденной в установленном порядке. 4.2.6 Для узла трения, находящегося в рабочей среде, смазку не применять. 4.2.7 Для узла трения, работающего в условиях окружающей среды, (температура окружающего воздуха - от минус 60 до плюс 55 °С с относительной влажностью до 100 % при температуре 35 °С с примесью паров рабочих продуктов в пределах санитарной нормы) применять антифрикционные смазки по СТ ЦКБА 059. 4.2.8 Предельные отклонения формы и расположения обработанных поверхностей должны ограничиваться полем допуска по РД 24.207.10. 4.2.9 Допускаемые отклонения диаметра штока в зоне контакта с втулкой - не ниже В12, втулки - не ниже Н12 РД 24.207.10 4.2.10 Шероховатость цилиндрических сопрягаемых поверхностей - не более Ra 1,6 мкм. 4.2.11 Максимально допустимая скорость в узле трения - 0,4 м/с. 4.2.12 Термическая обработка деталей из высоколегированных сталей, коррозионностойких и жаропрочных сплавов - по СТ ЦКБА 016, из углеродистых сталей, цветных сплавов и чугунов - по технической документации, утвержденной в установленном порядке. 4.2.13 Допускается применение материалов с химико-термическим покрытием - сульфоцианирование и карбонитрирование в соответствии с требованиями СТ ЦКБА 060. Таблица 6 - Материал для узла трения шток-втулка
Таблица 7 - Наплавочные материалы, применяемые в парах трения «клин-корпус» и «шток-втулка» задвижек
Лист регистрации изменений
СОДЕРЖАНИЕ
|