На главную | База 1 | База 2 | База 3

Нормативные документы в сфере деятельности
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору

Серия 15
Документы по безопасности,
надзорной и разрешительной деятельности
в области перевозки опасных грузов
железнодорожным транспортом

Выпуск 1

БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ
ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ

Сборник документов

2-е издание, исправленное и дополненное

Москва

ЗАО НТЦ ПБ

2011

Ответственные составители-разработчики:
Б.А. Красных, А.С. Павловский, Н.М. Печникова

В настоящий Сборник включены действующие нормативные документы, утвержденные Госгортехнадзором России и Ростехнадзором, касающиеся вопросов обеспечения требований промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ.

Сборник предназначен для работников Ростехнадзора, руководителей и специалистов экспертных организаций, а также организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты и подконтрольных Ростехнадзору.

Документы Сборника применяются в части, не противоречащей действующим законодательным и иным нормативным правовым актам.

Утверждены

и введены в действие с 01.12.2007

приказом Ростехнадзора

от 08.11.2007 № 759

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ
ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ

РД 14-03-2007

СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие положения. 2

II. Порядок проведения проверок деятельности организаций, эксплуатирующих участки транспортирования опасных веществ на опасных производственных объектах. 5

III. Порядок проведения проверок технического содержания путей (дорог), сооружений и устройств. 8

IV. Порядок проведения проверок технического состояния транспортных средств. 9

V. Порядок проведения проверок соблюдения требований безопасности при транспортировании опасных веществ. 11

VI. Порядок проведения проверок организации работ по погрузке и выгрузке опасных веществ. 12

VII. Меры, принимаемые по результатам проверок. 12

Приложение № 1. Перечень технических устройств, сооружений и средств, используемых при транспортировании опасных веществ. 13

Приложение № 2. Перечень законодательных, иных нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, которыми должны руководствоваться работники структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Службы при проведении проверок деятельности организаций, эксплуатирующих объекты транспортирования опасных веществ. 14

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Методические указания о порядке проверки деятельности организаций, эксплуатирующих объекты транспортирования опасных веществ (далее - Методические указания), разработаны в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588); Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348); Методическими рекомендациями по организации и осуществлению государственного надзора за соблюдением требований безопасности при транспортировании опасных веществ (РД 15-632-04), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 23.01.2004 № 2.

2. Действие Методических указаний распространяется на опасные производственные объекты, на которых осуществляется транспортирование опасных веществ, с использованием технических устройств, сооружений и средств, перечисленных в перечне приложения № 1.

3. Требования Методических указаний являются обязательными для работников структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), на которых возлагаются организация и проведение государственного надзора и контроля за соблюдением в организациях (независимо от их организационно-правовой формы) требований промышленной безопасности при эксплуатации объектов транспортирования опасных веществ.

4. Целью проведения проверок деятельности организаций, эксплуатирующих объекты транспортирования опасных веществ, является выполнение соблюдения этими организациями требований промышленной безопасности, определенных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативно-техническими документами, а также эффективность функционирования служб производственного контроля.

5. При проведении проверок деятельности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, связанные с транспортированием опасных веществ, проверяется:

соблюдение требований безопасности при транспортировании опасных веществ на объекте: наличие и выполнение требований нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, устанавливающих правила безопасности при транспортировании опасных веществ, планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС), обеспечение производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, обеспечение проведения подготовки и аттестации персонала, наличие и состояние эксплуатационной и товарно-сопроводительной документации;

техническое содержание сооружений и устройств: подъездных железнодорожных путей (в том числе стрелочных переводов), переездов, технологических путей и проездов, искусственных сооружений, автомобильных дорог необщего пользования, обочин, откосов, разделительных полос, устройств для осмотра и ремонта транспортных средств, мест погрузки и выгрузки опасных веществ, мест подготовки транспортных средств для погрузки, сливоналивных эстакад;

техническое состояние транспортных средств, используемых при транспортировании опасных веществ: полувагонов, крытых вагонов, вагонов бункерного типа, вагонов-цистерн, контейнеров, контейнеров-цистерн, платформ, маневровых локомотивов, автомобильных цистерн, специально оборудованных грузовых автомобилей, автомобильных тягачей с прицепами и полуприцепами, измерительных приборов, сливоналивной, контрольной и запорной арматуры, а также применяемых тары, упаковки, знаков опасности и других манипуляционных знаков.

6. В практике проведения проверок поднадзорных организаций применяются следующие виды проверок: комплексные, целевые и оперативные.

Виды проверок и их периодичность должны планироваться на основе систематического анализа всей имеющейся информации о состоянии промышленной безопасности на объектах транспортирования опасных веществ с учетом наличия и эффективности системы управления промышленной безопасностью.

При проведении проверок любого вида в организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, необходимо:

проверить правильность идентификации опасного производственного объекта в целях регистрации его в государственном реестре опасных производственных объектов;

убедиться в наличии Свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, страхового полиса и соответствующей лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта.

7. Комплексные проверки проводятся в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых осуществляются производство, переработка, хранение, транспортирование опасных веществ.

При этом проверяется:

выполнение положений Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

обеспечение специальных условий перевозки опасных грузов (вопросы, касающиеся классификации, маркировки, применяемой тары, в том числе крупногабаритной упаковки, условий перевозки, погрузки, выгрузки грузов, процедур отправления, применения соответствующего технологического, измерительного оборудования, транспортных средств, а также установленных требований безопасности при организации и осуществлении движения по путям (дорогам) необщего пользования);

выполнение программ, планов, мероприятий по обеспечению безопасности транспортирования опасных веществ.

В ходе проведения комплексной проверки качество организационной и координационной работы руководителей и специалистов организации оценивается по:

состоянию аварийности, травматизма и допущенных инцидентов; фактическому состоянию зданий, сооружений и технических устройств;

наличию действующих свидетельств и протоколов об аттестации руководителей и специалистов;

наличию и выполнению приказов и распоряжений, изданных по результатам проверок, проводимых представителями Службы;

регулярности проведения совещаний, актуальности тем, поручений исполнителям, контролю поручений;

назначению ответственных за выполнение требований службы производственного контроля, наличию и состоянию внутрипроизводственных инструкций и стандартов организации;

взаимодействию служб производственного контроля с подразделениями организации в вопросах обеспечения безопасности при транспортировании опасных веществ, при работах с транспортными средствами и опасными грузами;

количеству предписаний, штрафов и иных мер административного воздействия;

наличию согласованных мероприятий по устранению нарушений нормативных требований.

8. Целевые проверки проводятся, как правило, в отдельных структурных подразделениях одной организации; одновременно в нескольких организациях, осуществляющих транспортирование (и/или погрузку, и/или выгрузку) опасных веществ отдельных классов; а также в организациях, осуществляющих подготовку и аттестацию специалистов по промышленной безопасности, экспертизу промышленной безопасности, проектирование, изготовление, монтаж, обслуживание и ремонт технических устройств, предназначенных для транспортирования опасных веществ на опасных производственных объектах.

В ходе проведения таких проверок проводится: детальная проверка отдельных вопросов, непосредственно связанных с транспортированием опасных веществ (техническое состояние путей (дорог) необщего пользования, технических устройств, мест погрузки, выгрузки опасных веществ, организация и осуществление движения по путям (дорогам) необщего пользования);

проверка соблюдения специальных условий транспортирования опасных веществ отдельных классов опасности;

проверка соблюдения требований безопасности в организациях, осуществляющих проектирование, изготовление, монтаж, обслуживание и ремонт технических устройств, предназначенных для транспортирования опасных веществ;

проверка соблюдения установленных требований при подготовке и аттестации руководителей и специалистов организаций по промышленной безопасности при осуществлении транспортирования опасных веществ;

проверка соблюдения требований по оформлению, периодичности проведения и объемам проводимых работ при проведении экспертизы промышленной безопасности в области транспортирования опасных веществ;

контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.

Как правило, целевая проверка проводится для оценки состояния безопасности транспортирования опасных веществ на опасных производственных объектах, а также для выявления нарушений, которые потенциально могут привести к возникновению аварийных ситуаций и инцидентов с опасными веществами отдельных классов.

9. Оперативные проверки проводятся в поднадзорных организациях для принятия мер по ликвидации нарушений требований промышленной безопасности, а также для контроля выполнения ранее выданных предписаний.

10. Начальники структурных подразделений центрального аппарата Службы и руководители ее территориальных органов обязаны в соответствии с действующим руководящим документом, регламентирующим требования о контрольной и надзорной деятельности Службы, уведомлять руководителей поднадзорных организаций о предстоящих в этих организациях комплексных, целевых и оперативных проверках с указанием сроков их проведения.

11. При проведении проверок деятельности организаций, эксплуатирующих объекты транспортирования опасных веществ, работники структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Службы должны руководствоваться законодательными, иными нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами, перечень которых приведен в приложении № 2.

II. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ УЧАСТКИ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

12. При проверке деятельности организаций, эксплуатирующих участки транспортирования опасных веществ на опасных производственных объектах, необходимо проверить:

наличие и содержание организационно-распорядительных документов, регламентирующих вопросы осуществления транспортирования опасных веществ и применения технических устройств, в том числе транспортных средств;

наличие утвержденного Положения о производственном контроле, разработанного с учетом профиля производственного объекта и согласованного в установленном порядке;

наличие нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, регламентирующих безопасность транспортирования опасных веществ на опасном производственном объекте;

укомплектованность штата работников, связанных с транспортированием опасных веществ, наличие их должностных инструкций, уровень квалификации и наличие соответствующей аттестации в области промышленной безопасности;

действующий в организации порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, в том числе при транспортировании опасных веществ и его исполнение;

наличие и выполнение планов мероприятий, согласованных в установленном порядке, направленных на повышение уровня безопасности при транспортировании опасных веществ на опасном производственном объекте;

организацию учета аварий и инцидентов, проведение анализа причин возникновения аварийных ситуаций, наличие мероприятий, направленных на устранение возникновения возможных аварийных ситуаций, их выполнение;

наличие согласованных в установленном порядке планов ликвидации аварийных ситуаций при транспортировании опасных веществ, разработанных мер по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

наличие собственных аварийно-спасательных формирований (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) или договоров на обслуживание профессиональными аварийно-спасательными формированиями;

наличие оформленных в установленном порядке заключений экспертизы промышленной безопасности; актов и протоколов технического диагностирования, испытаний, освидетельствований сооружений и технических устройств, соблюдение периодичности их проведения;

выполнение предписаний, выданных ранее представителями Службы;

наличие действующего порядка информирования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, населения об аварии при транспортировании опасных веществ.

13. Для определения эффективности работы служб производственного контроля в организации необходимо проверить:

соблюдение установленного порядка передачи информации об организации производственного контроля в территориальные органы Службы;

наличие приказа, определяющего порядок организации и осуществления производственного контроля за обеспечением безопасности при транспортировании опасных веществ;

наличие приказа о назначении лиц, ответственных за организацию транспортирования и проведение профилактической работы по обеспечению безопасности при транспортировании опасных веществ;

наличие в годовых и квартальных планах работы службы производственного контроля проверок обеспечения безопасности при транспортировании опасных веществ, их выполнение;

порядок оценки количества и качества проверок в области транспортирования опасных веществ, проводимых работниками службы производственного контроля;

осуществление контроля за устранением выявленных ранее нарушений;

проведение анализа состояния промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ на опасном производственном объекте;

наличие разработанных работниками служб производственного контроля мероприятий по повышению уровня безопасности при транспортировании опасных веществ и эффективность контроля за их выполнением-

наличие графиков ремонта, технического диагностирования, испытаний, освидетельствований технических устройств, транспортных средств, технологического оборудования, а также зданий и сооружений, связанных с транспортированием опасных веществ, контроль за их выполнением;

количество внесенных руководителю организации предложений, касающихся вопросов: об устранении нарушений требований промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ; о приостановлении работ, осуществляемых с нарушениями требований промышленной безопасности и создающих угрозу жизни работников, или работ, которые могут привести к аварии или нанести ущерб окружающей природной среде; об отстранении от работы лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременную подготовку (переподготовку) и аттестацию в области безопасности транспортирования опасных веществ;

о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ, и фактическое состояние дел с их реализацией.

14. Для определения эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности службой производственного контроля целесообразно проводить выборочные проверки состояния промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ на опасном производственном объекте.

В ходе проведения выборочной проверки соответствия объектов транспортирования опасных веществ требованиям промышленной безопасности необходимо проверить:

полноту выявляемых при проведении плановых проверок руководителями и специалистами служб производственного контроля нарушений требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, и их фактическое устранение;

фактическое выполнение мероприятий, разработанных по результатам проведенных проверок состояния промышленной безопасности, а также мероприятий, разработанных по результатам расследования происшедших аварий, инцидентов, случаев производственного травматизма;

состояние аварийности и травматизма, наличие случаев сокрытия происшедших аварийных ситуаций, наличие актов расследования происшедших аварий, инцидентов и случаев производственного травматизма;

выполнение предписаний Службы, ее территориальных органов, а также других федеральных органов исполнительной власти по вопросам промышленной безопасности.

15. В ходе проведения проверки выполнения предписаний, выданных ранее представителями Службы, необходимо установить:

наличие уведомлений об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ, их фактическое устранение;

наличие согласованных в установленном порядке переносов сроков выполнения пунктов ранее выданных предписаний;

наличие разработанных и утвержденных мероприятий, направленных на устранение нарушений требований промышленной безопасности, выявленных в ходе предыдущих проверок состояния транспортирования опасных веществ, осуществление контроля за их выполнением. При необходимости значительных капитальных затрат для обеспечения требований промышленной безопасности (например, проведение капитального ремонта путей, дорог, мест погрузки и выгрузки) целесообразно рекомендовать организации планирование указанных затрат.

При проведении выборочного осмотра рабочих мест должны быть выявлены имеющиеся опасные факторы, влияющие на состояние безопасности, а также проверено: фактическое устранение ранее выявленных нарушений, выполнение мероприятий, разработанных по результатам предыдущей проверки, соблюдение сроков устранения нарушений. При этом следует провести опрос работников и специалистов организации на знание требований промышленной безопасности. В случае, когда выявленные предыдущей проверкой нарушения не были устранены в установленные сроки, сведения об этих нарушениях вносятся в новое предписание, а к руководителям организации применяются законодательно установленные санкции (в пределах полномочий должностных лиц Службы).

16. При выборочной проверке качества расследования аварийного случая необходимо установить:

наличие приказа о назначении комиссии по расследованию происшедшего аварийного случая;

полноту проведенного расследования, установление фактической причины происшедшего аварийного случая;

исчерпывающий перечень нарушений и действий (или бездействий) должностных лиц, которые привели к возникновению аварийной ситуации;

наличие приказов о привлечении к ответственности виновных; достаточность мер, разработанных комиссией по материалам расследования, в целях предотвращения повторения подобных аварийных ситуаций и эффективность контроля за их выполнением.

17. При проведении проверки действующего в организации порядка подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности необходимо установить наличие:

приказа о создании аттестационной комиссии в организации, эксплуатирующей объекты транспортирования опасных веществ;

протоколов и удостоверений об аттестации в Центральной аттестационной комиссии или территориальных комиссиях Службы соответственно руководителей, членов аттестационной комиссии, штатных специалистов (преподавателей), осуществляющих подготовку работников организации;

приказа о назначении лиц, ответственных за обучение и проведение инструктажей работников, связанных с транспортированием опасных веществ;

должностных инструкций работников, связанных с транспортированием опасных веществ;

необходимых помещений для проведения обучения и предат-тестационной подготовки работников, наличие необходимых нормативных документов и наглядных пособий;

соблюдения графиков подготовки (переподготовки) работников организации, связанной с транспортированием опасных веществ, утвержденных руководителем организации и согласованных с территориальными органами Службы;

согласованных учебных планов и программ обучения для каждой категории работников опасных производственных объектов, экзаменационных билетов, согласованных с территориальными органами Службы.

III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПУТЕЙ (ДОРОГ), СООРУЖЕНИЙ И УСТРОЙСТВ

18. С целью определения действующего на опасном производственном объекте порядка технического содержания путей (дорог) необщего пользования требованиям промышленной безопасности необходимо проверить:

наличие проектной документации на строительство путей (дорог) необщего пользования и акта приемки в эксплуатацию;

наличие и содержание технического паспорта, плана и продольного профиля железнодорожных путей необщего пользования; соблюдение периодичности проверок, внесение в технический паспорт соответствующих изменений после проведенных ремонтных работ, связанных с изменением плана и продольного профиля пути;

наличие схем подъездных путей, станций и переездов, расположенных на данных путях, схем дорог необщего пользования, мест примыкания подъездных путей (дорог необщего пользования) к путям (дорогам) общего пользования, наличие границ подъездных путей и дорог необщего пользования, схем технологических путей, а также соответствие действительности представленной документации;

наличие основных чертежей и описание всех имеющихся искусственных сооружений на путях (дорогах) необщего пользования, сооружений и устройств путевого хозяйства с внесенными в процессе эксплуатации изменениями, вызванными проведенными работами;

наличие ведомостей проверки габаритов приближения строений и соблюдение периодичности указанной проверки, соответствующих знаков и сведений о негабаритных местах в техническом паспорте, инструкции о порядке обслуживания и организации движения на путях (дорогах) необщего пользования, маршрутов следования автотранспортных средств с опасными веществами;

наличие необходимых машин и механизмов для текущего содержания подъездного пути, наличие необходимых инструментов, материалов, средств контроля и измерений, а также порядок организации ремонтных работ при текущем содержании железнодорожных путей и автомобильных дорог необщего пользования или наличие соответствующих договоров со специализированными организациями;

наличие необходимых машин и механизмов для текущего содержания подъездного пути, наличие необходимых инструментов, материалов, средств контроля и измерений, а также порядок организации ремонтных работ при текущем содержании железнодорожных путей и автомобильных дорог необщего пользования или наличие соответствующих договоров со специализированными организациями;

наличие графиков осмотра железнодорожных путей и дорог необщего пользования, их соблюдение, а также наличие и содержание специального журнала для ведения учета выявленных при проведении осмотров руководителями и/или работниками служб производственного контроля организации неисправностей и нарушений, повторяемость выявленных неисправностей и нарушений, а также оценка эффективности принимаемых мер по их устранению;

укомплектованность штата, осуществляющего текущее содержание путей (дорог), наличие обученных и аттестованных в установленном порядке специалистов;

наличие и выполнение организационно-технических мероприятий по повышению уровня безопасности при транспортировании опасных веществ.

19. В целях определения соответствия конструкции и состояния сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях (дорогах) необщего пользования, требованиям строительных норм и правил, а также обеспечения безопасности движения целесообразно провести выборочно осмотр железнодорожных путей, стрелочных переводов, переездов, автомобильных дорог, других сооружений и устройств на путях (дорогах) необщего пользования, включая используемые тупики.

IV. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

20. В целях проверки технического состояния транспортных средств, предназначенных для опасных веществ, необходимо установить наличие:

приказа руководителя организации о назначении ответственного лица по контролю за техническим состоянием маневровых локомотивов, вагонов, контейнеров, контейнеров-цистерн, автотранспортных средств и их содержанием в исправном состоянии;

перечня собственных (арендованных) маневровых локомотивов, вагонов, контейнеров, контейнеров-цистерн, автотранспортных средств, содержащего сведения о моделях, типах, годах постройки, перевозимых опасных веществах, установленных сроках эксплуатации, сроках проведения плановых видов ремонта;

паспортов цистерн и сосудов, используемых для транспортирования опасных веществ, паспортов предохранительных клапанов с расчетом пропускной способности, руководств по эксплуатации (техническое описание и инструкция по эксплуатации) на каждую модель или тип транспортного средства, соответствующих отметок о регистрации сосудов (при необходимости);

разрешений Службы на применение конкретной модели или типа технического устройства*, сертификатов соответствия;

необходимой технологической оснастки, испытательного оборудования, средств контроля и измерений, стендов для проведения гидравлических испытаний, ревизий и ремонта сливоналивной, запорной и контрольной арматуры, включая регулировку предохранительных (предохранительно-впускных) клапанов или наличие соответствующих договоров со специализированными организациями на проведение указанных работ;

аттестованных в установленном порядке лабораторий неразру-шающих методов контроля, применяемых сварочных технологий, сварочного оборудования и сварочных материалов;

утвержденных руководством организации технологических процессов по очистке, обмывке, дезинфекции, дегазации цистерн и сосудов, их подготовке под погрузку опасных веществ или соответствующих договоров со специализированными организациями;

оформленных журналов учета проведенных работ по ремонту, осмотру, техническому освидетельствованию транспортных средств, актов о проведении технического диагностирования (гидравлических и других видов испытаний, наружного и внутреннего осмотров) цистерн, сосудов, сливоналивной и запорной арматуры, соответствующих удостоверений о производстве указанных работ;

оформленных в установленном порядке разрешений на перевозку опасных веществ в вагонах-цистернах, не предназначенных для перевозок таких веществ**;

заключений экспертизы промышленной безопасности о возможности продления сроков эксплуатации транспортных средств, зарегистрированных и утвержденных в установленном порядке;

установленного порядка предъявления к техническому осмотру транспортных средств, загруженных опасными веществами, перед выходом их на пути (дороги) общего пользования, и его соблюдение, периодичность проведения комиссионных осмотров маневровых локомотивов.

_______________

* В соответствии с Инструкцией по организации выдачи в центральном аппарате Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах (РД 03-10-2004). [Указанная Инструкция не включена в Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (П-01-01-2009), утвержденный приказом Ростехнадзора от 31.07.2009 № 667, в отличие от предшествующего Перечня П-01-01-2006. (Примеч. изд.)]

** В соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 № 25 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 19.06.2003, peг. № 4769).

21. В целях проверки технического состояния и соответствия конструкции применяемых транспортных средств для транспортирования опасных веществ того или иного класса опасности требованиям соответствующих стандартов, правил и норм необходимо выборочно осмотреть транспортные средства и установить:

соблюдение сроков проведения плановых видов ремонта, технического освидетельствования сосудов и арматуры; отсутствие повреждений (в доступных местах);

наличие четко просматриваемых номеров и табличек завода-изготовителя;

наличие и исправность наружных лестниц, переходных мостиков, рабочих площадок и их ограждений;

наличие и исправность запорно-предохранительной и сливоналивной арматуры;

наличие и размещение знаков опасности, надписей, трафаретов, отличительной окраски, их соответствие классу опасности перевозимого груза.

У контейнеров-цистерн, кроме того, проверяется наличие таблички безопасности КБК (Конвенции безопасности по контейнерам) и таблички с указанием данных на сосуд, работающий под давлением.

22. Для проверки технического состояния автотранспортных средств, предназначенных для перевозки опасных веществ, необходимо установить наличие:

свидетельств о допуске транспортных средств к перевозкам опасных грузов, выданных Государственной транспортной инспекцией Министерства внутренних дел Российской Федерации;

технической документации, соответствующих документов, подтверждающих проведение работ о техническом освидетельствовании;

технической документации на переоборудование (дооборудование) автотранспортных средств в случае, если такие работы проводились;

действующей в организации системы информации о перевозке опасных веществ;

перечень лиц, ответственных за производство работ по наливу (сливу) автотранспортных средств и закрытию запорных элементов.

23. При визуальном осмотре автотранспортных средств необходимо убедиться, что они используются для перевозки только тех опасных веществ, для которых предназначены.

При необходимости проверяется наличие таблички с указанием данных на сосуд, работающий под давлением, оснащение сосуда необходимыми контрольными и предохранительными устройствами, арматурой и т.п., наличие металлической заземленной цепочки, с касанием земли на длине 200 мм, состояние корпуса, крепежных соединений и арматуры.

24. Для проверки технического состояния маневровых локомотивов необходимо при визуальном осмотре локомотива установить наличие исправной автоматической локомотивной сигнализации, автостопа, скоростемера, дополнительных устройств безопасности по исключению самопроизвольного ухода локомотива, поездной и маневровой радиосвязи, исправных искроулавливающих и (или) искрогасительных приборов и устройств пожаротушения, других систем и устройств, обеспечивающих безопасность движения.

V. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ

25. При проведении проверок соблюдения требований безопасности при транспортировании опасных веществ необходимо обращать внимание на:

структуру и штатную численность подразделения, осуществляющего транспортирование опасных веществ, укомплектованность, наличие и выполнение должностных инструкций работников, их квалификацию, наличие согласованных в установленном порядке программ обучения, журналов посещаемости, протоколов по аттестации работников подразделений, качество проведения инструктажей;

наличие и выполнение организационно-распорядительных документов, регламентирующих вопросы организации и осуществления транспортирования опасных веществ, включая наличие приказа о назначении лиц, ответственных за безопасное транспортирование опасных веществ, а также протоколов по аттестации лиц, ответственных за процедуры транспортирования опасных веществ (в том числе работников локомотивных бригад), погрузку, размещение и крепление грузов в транспортном средстве, выгрузку, оформление перевозочных документов, согласованных в установленном порядке;

наличие и выполнение требований инструкции о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути (дороге) необщего пользования, согласованной и утвержденной в установленном порядке, соответствие действующей инструкции реальным условиям;

наличие договоров на эксплуатацию железнодорожных путей, подачу и уборку вагонов;

наличие на рабочих местах необходимой нормативной правовой и нормативной технической документации, в том числе регламентирующей вопросы классификации опасных грузов, применения знаков опасности, маркировки, используемой тары и упаковки, аварийных карточек, таблиц калибровки вагонов-цистерн, расчетов наполнения вагонов-цистерн опасными веществами, схем погрузки и крепления опасных грузов в вагонах и контейнерах;

наличие актов проверки руководителями соответствующего подразделения и службами производственного контроля соблюдения требований промышленной безопасности при организации и осуществлении транспортирования опасных веществ, выполнения работниками, связанными с транспортированием опасных веществ, должностных регламентов и действующего контроля за устранением выявленных нарушений;

наличие мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности при транспортировании опасных веществ, а также планов мероприятий по локализации и ликвидации аварий на объектах транспортирования опасных веществ и контроля за их выполнением.

26. Должно быть проверено соблюдение требований инструкций о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути (дороге) необщего пользования, наличие договоров на эксплуатацию путей необщего пользования на подачу и уборку вагонов. Особое внимание следует обращать на фактическое соблюдение установленных норм прикрытия вагонов, загруженных опасными грузами и порожних, а также на соблюдение порядка закрепления вагонов с опасными грузами в соответствии с установленными нормами, порядок учета, маркировки и хранения тормозных башмаков.

VI. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ПОГРУЗКЕ И ВЫГРУЗКЕ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ

27. При проведении проверок организации работ, связанных с погрузкой, выгрузкой опасных веществ, необходимо установить:

наличие приказа о назначении лиц, ответственных за производство работ, связанных с погрузкой, выгрузкой опасных веществ, протоколов по аттестации этих лиц, размещением и креплением опасных веществ в транспортных средствах, оформлением перевозочных документов;

наличие планов мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности при погрузке, выгрузке опасных веществ, а также плана по локализации и ликвидации аварийных ситуаций и контроля за их выполнением;

наличие проектной документации на места погрузки, выгрузки опасных веществ, в том числе на сливоналивную эстакаду, наличие технологических регламентов процессов погрузки, выгрузки;

наличие ведомости промера габаритов приближения строений на пунктах погрузки, выгрузки опасных веществ;

наличие плана и продольного профиля подъездного пути на фронтах погрузки, выгрузки опасных веществ;

наличие устройств и механизмов, применяемых на пунктах погрузки, выгрузки опасных веществ;

наличие графиков ремонта, технического диагностирования, испытаний, освидетельствований и ремонта технологического оборудования, а также наличие актов о проведении технического диагностирования, испытаний, освидетельствований и ремонта технологического оборудования.

28. При осмотре мест погрузки, выгрузки необходимо проверить соблюдение работниками технологических процессов погрузки, выгрузки опасных веществ, в том числе:

наличие на рабочих местах средств индивидуальной защиты, средств нейтрализации пролитых (просыпанных) опасных веществ, средств для очистки вагонов от пролитых (просыпанных) веществ;

наличие схем оповещения при возникновении пожаров и аварийных ситуаций, подготовку средств индивидуальной защиты к применению, состояние защищенности объекта от возможных террористических актов, наличие и исправность первичных средств пожаротушения;

наличие на рабочих местах необходимой нормативной правовой и нормативной технической документации, в том числе документации, регламентирующей вопросы маркировки, применения тары и упаковки, аварийные карточки, таблицы калибровки вагонов-ци-стерн, расчеты наполнения вагонов-цистерн опасными веществами, схемы погрузки и крепления опасных грузов в вагонах.

При осмотре сливоналивных эстакад, постов, площадок разгрузки автоцистерн рекомендуется уделять внимание общему техническому состоянию сооружений, в том числе исправности металлоконструкций, уровню оснащения технологическим оборудованием мест налива (слива), периодичности очистки железнодорожных путей и мест слива после выгрузки, исправности технологического оборудования.

VII. МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК

29. По результатам проведенных проверок правомочные должностные лица Службы применяют санкции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Каждый факт применения санкций должен быть соответствующим образом документирован и учтен в территориальных органах Службы.

30. По результатам проведенных проверок составляются предписания с перечислением выявленных и наиболее характерных нарушений требований промышленной безопасности со ссылкой на конкретную нормативную правовую, нормативную техническую документацию, нормы и требования промышленной безопасности с указанием сроков их устранения, которое выдается под роспись руководителю организации (при его отсутствии замещающему лицу). При этом могут отмечаться ответственные за исполнение, указываются общие выводы и оценки о состоянии промышленной безопасности на объектах контроля (проверок).

В случае выявления нарушений требований промышленной безопасности, непосредственно угрожающих безопасности транспортирования опасных веществ, эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений, применяются меры по привлечению к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

31. Результаты проверки должны быть доведены до сведения руководителей, специалистов и работников служб производственного контроля проверяемой организации.

Приложение № 1

Справочное

ПЕРЕЧЕНЬ
технических устройств, сооружений и средств,
используемых при транспортировании опасных веществ

1. Технические устройства и средства

1.1. Железнодорожные грузовые вагоны, предназначенные для перевозки опасных грузов: полувагоны, крытые, вагоны бункерного типа, вагоны-цистерны, платформы.

1.2. Маневровые локомотивы, используемые для транспортирования вагонов с опасными грузами.

1.3. Автомобильные транспортные средства: специально оборудованные грузовые автомобили, автоцистерны, тягачи, прицепы и полуприцепы.

1.4. Цистерны, контейнеры, контейнеры-цистерны, баллоны для газов, взрывопожароопасных и токсичных сред, используемые в качестве тары.

1.5. Сливоналивная, контрольная, запорная, запорно-регулирующая арматура, предохранительные устройства.

1.6. Приборы и средства автоматизации, приборы автоматического контроля безопасности, приборы для измерения механических и физических величин, используемые в технологических процессах погрузки, выгрузки и транспортирования.

1.7 Программно-технические комплексы, применяемые в автоматизированных системах организации движения подвижного состава на опасных производственных объектах.

1.8. Тара, упаковка, упаковочные комплекты, упаковочные материалы.

2. Сооружения и устройства

2.1. Железнодорожные пути необщего пользования, расположенные на опасных производственных объектах и (или) ведущие к ним.

2.2. Автомобильные дороги необщего пользования, расположенные на опасных производственных объектах и (или) ведущие к ним.

2.3. Пункты экипировки маневровых локомотивов.

2.4. Технологические пути (дороги) на опасных производственных объектах.

2.5. Железнодорожные переезды, стрелочные переводы.

2.6. Искусственные сооружения и устройства для осмотра, очистки (разогрева, промывки, пропаривания) транспортных средств, для подготовки их под погрузку.

2.7. Сооружения и технические устройства, предназначенные для ремонта, испытания и технического обслуживания транспортных средств, включая площадки, лестницы.

2.8. Пункты погрузки-выгрузки опасных веществ, в том числе сливоналивные эстакады.

2.9. Площадки размещения автотранспортных средств для производства сливных работ.

3. Маркировка и знаки опасности

3.1. Маркировка на упаковках.

3.2. Маркировка на транспортных средствах при железнодорожных, автомобильных и смешанных перевозках.

3.3. Состояние знаков опасности и их размещение.

Приложение № 2

Справочное

ПЕРЕЧЕНЬ
законодательных, иных нормативных правовых актов
и нормативно-технических документов, которыми должны
руководствоваться работники структурных подразделений
центрального аппарата и территориальных органов Службы при
проведении проверок деятельности организаций, эксплуатирующих
объекты транспортирования опасных веществ

1. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ.

2. Федеральный закон «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.

3. Федеральный закон «Устав железных дорог Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ.

4. Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263).

5. ГОСТ 19433 «Грузы опасные. Классификация и маркировка».

6. ГОСТ 26319 «Грузы опасные. Упаковка».

7. ГОСТ 14192 «Маркировка грузов».

8. ГОСТ 9238-83 «Габариты приближения строений и подвижного состава железнодорожной колеи 1520 (1524) мм».

9. ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение».

10. ГОСТ Р 51659-2000 «Вагоны-цистерны магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия».

11. ГОСТ 22235-76 «Вагоны-цистерны магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ».

12. ГОСТ Р 50913-96 «Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов».

13. Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом (РД 15-73-94), с изменением [ПБИ 15-461(73)-02].

14. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03).

15. Правила безопасности при эксплуатации железнодорожных вагонов-цистерн для перевозки жидкого аммиака (ПБ 03-557-03).

16. Инструкция по безопасной эксплуатации железнодорожных вагонов-цистерн для перевозки жидкого капролактама (РД 03-184-98).

17. Правила безопасности при использовании неорганических жидких кислот и щелочей (ПБ 09-596-03).

18. Правила безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора (ПБ 09-594-03).

19. Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (приказ МПС России от 18.06.2003 № 25).

20. Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам. Утверждены на 15 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества 05.04.96.

21. Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены приказом МПС России от 18.06.2003 № 26).

22. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, МПС России, № ЦРБ-756, Москва, 2000 год.

23. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. МПС России, № ЦМ-407, согласованы с Госгортехнадзо-ром России 28.10.96 № 03-35/287.

24. Правила технической эксплуатации нефтебаз (утверждены приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 232).

25. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, МПС России, № ЦУО-112, Москва, 1992 год.

26. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций (постановление Минтруда России от 06.05.2002 № 33).

27. Общие правила взрывобезопасности для взрывопожаро-опасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств (ПБ 09-540-03).

28. Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ПБ 03-517-02).

29. Положение о порядке выдачи разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах (РД 03-485-02)1.

30. Положение о порядке технического расследования аварий на опасных производственных объектах (РД 03-484-02)2.

31. Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов при транспортировании опасных веществ (РД 15-630-04).

32. Положение о проведении экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах, связанных с транспортированием опасных веществ железнодорожным транспортом (РД 15-489-02).

______________

1 Не применяется на основании приказа Ростехнадзора от 29.02.2008 № 112. Действует Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденный этим приказом. (Примеч. изд.)

2 Текст соответствует оригиналу. Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах (РД 03-293-99) не применяется на основании приказа Ростехнадзора от 23.04.2008 № 261. Действует Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденный приказом Минприроды России от 30.06.2009 № 191. Положение о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (РД 03-484-02) не применяется на основании приказа Минприроды России от 30.06.2009 № 195. Действует Порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утвержденный этим приказом. (Примеч. изд.)

33. Положение о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (РД 09-539-03).

34. Методические рекомендации по организации и осуществлению государственного надзора за соблюдением требований безопасности при транспортировании опасных веществ (РД 15-632-04).

35. Методические указания по проведению диагностики технического состояния и определению остаточного срока службы сосудов и аппаратов (РД 03-421-01).

36. Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта (распоряжение Минтранса России 2003 года № АН-133р).

37. «О порядке учета, маркировки (клеймения), выдачи и хранения тормозных башмаков» (указание МПС России от 30.08.2005 № 1353р).

38. Ведомственные указания по проектированию железнодорожных сливоналивных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов (ВУП СНЭ-87) Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР.

39. СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов»3.

40. СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы»4.

______________

3 Текст соответствует оригиналу. Следует читать «СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы». (Примеч. изд.)

4 Текст соответствует оригиналу. Сведения о документе с таким обозначением не обнаружены. (Примеч. изд.)

41. СНиП 32-01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм».

42. Действующие нормативные документы МПС России:

Руководство по капитальному ремонту вагонов ЦВ-627;

Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП-774;

Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов ЦП-566;

Технические условия на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути ЦПТ-53;

Приказ от 03.07.91 № 9-ЦЗ «О конструкции типовых постоянных дисков уменьшения скорости, переносных сигналов, сигнальных и путевых знаков».

43. Технические указания по составлению технического паспорта подъездного железнодорожного пути (распоряжение Минтранса России от 30.05.2001 № АН-46р).

44. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30.09.1957.

45. Приложение 2 «Правила перевозок опасных грузов к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС)».