Укрупненные
нормативы времени утверждены постановлением Министерства труда Российской Федерации от 21 апреля 1993 № 87
и рекомендованы для применения на промышленных предприятиях, и в организациях, независимо от ведомственной
подчиненности, форм собственности и
хозяйствования.
Укрупненные
нормативы времени разработаны Центральным бюро нормативов по труду совместно с Южным филиалом «ЦОТэнерго».
Укрупненные
нормативы времени предназначены для нормирования и проектирования организации
труда рабочих, занятых на ремонте вентиляторов и дымососов при сдельной оплате
труда, а также для расчета комплексных норм при внедрении коллективных форм
организации труда, определении стоимости ремонта и расчета объемных показателей
производства.
Укрупненные
нормативы времени могут использоваться при переводе предприятий на арендные и кооперативные отношения.
Укрупненные
нормативы времени разработаны для применения в условиях ремонтно-механических цехов, участков предприятий, мастерских, а также для ремонта непосредственно на местах установки
вентиляторов и дымососов, если обеспечивается возможность проведения ремонтных работ при условии соблюдения техники
безопасности и противопожарной безопасности.
1. Укрупненные нормативы
времени на ремонт тягодутьевых
машин рекомендуются для применения в условиях
ремонтно-механических цехов, участков предприятий и
мастерских всех отраслей народного хозяйства независимо от их ведомственной
подчиненности.
Нормативы
времени предназначены для
нормирования труда слесарей-ремонтников, занятых на ремонте вентиляторов и
дымососов при сдельной оплате труда и установления нормированных заданий при повременной оплате
труда.
Укрупненные
нормативы времени могут быть использованы для расчета комплексных норм при
внедрении бригадной формы организации труда в соответствии с «Методическими рекомендациями по нормированию труда рабочих в условиях коллективных форм его организации и стимулирования». - М., Экономика, 1987 г.
Нормативы
времени разработаны на капитальный,
текущий ремонты и техническое обслуживание вентиляторов
и дымососов.
2. В основу
разработки укрупненных нормативов времени
положены следующие данные:
-
технология ремонта вентиляторов и дымососов, разработанная и утвержденная
Министерством энергетики СССР;
-
технология ремонта вентиляторов, разработанная и утвержденная Миннефтехимпромом
СССР;
- данные фотохронометражных
наблюдений, проведенных нормативно-исследовательскими организациями на предприятиях,
а также отраслевые
и общемашиностроительные нормативы времени;
- результаты анализа организации труда и организационно-технических мероприятий по ее совершенствованию;
-
методические рекомендации «Разработка нормативных материалов для нормирования труда
рабочих», М., НИИ труда, 1983 г.;
- Положение об организации нормирования труда в народном
хозяйстве, утвержденное постановлением
Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 19 июня 1986 г. № 226/II-6 с учетом изменений от 10.09.87
г. № 548/II-9 и от 16.08.89 г. № 271/II-8;
-
Методические основы нормирования труда рабочих в народном хозяйстве, М.,
Экономика, 1987 г.
3. Величина укрупненных нормативов времени установлена в человеко-часах на единицу объема работы и
рассчитана по формуле:
Нвр
- укрупненный норматив времени на данную операцию, чел.-ч.;
Tоп - оперативное время, чел.-ч.;
aпз - подготовительно-заключительное время в процентах от
оперативного времени;
aобс - время на обслуживание рабочего места в процентах от
оперативного времени;
aотл - время на отдых и личные потребности в процентах от оперативного времени.
В сборнике, при расчете нормативов, время на
подготовительно-заключительные работы и обслуживание рабочего места принято 7
%, на отдых и личные потребности - 10 % от
оперативного времени.
4. Нормативами времени
сборника учтено время, затраченное на доставку (перемещение) материалов,
деталей и узлов на расстояние до 40 м.
5. Наименование профессий и
разряды работы в настоящем сборнике указаны в соответствии с Единым
тарифно-квалификационным
справочником работ и профессий рабочих (выпуски 1 и
2), утвержденные постановлениями Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 16
января 1985 г.
№ 17/2-54 и от 31 января 1985 г. № 31/3-30. При внесении изменений в тарифно-квалификационные справочники наименование профессий и разряды работ, указанные в данном сборнике, должны соответственно
изменяться. В соответствии c
постановлением Министерства труда Российской Федерации № 15а от 12 мая 1992 г., действующий ЕТКС применяется на предприятиях и в
организациях Российской Федерации.
6. Выполнение работ рабочими
не тех разрядов, которые указаны в тарифно-квалификационном справочнике, а также недостатки в организации труда и производства не могут служить основанием для каких-либо изменений нормативов времени.
Нормативы
времени на ремонт вентиляторов и дымососов установлены для наиболее
распространенных условий выполнения работ.
В
случаях, не позволяющих выполнять работы в нормальных условиях, разрешается
применять следующие поправочные коэффициенты:
-
при работе выполняемой на высоте, в углублениях, внутри агрегата, в стесненном и неудобном положении,
ограничивающем движения исполнителя, до 1,1;
-
при работе, выполняемой с применением предохранительного пояса, до 1,2;
-
при работе, выполняемой в противогазе, до 1,3;
-
для оборудования, работающего в условиях агрессивной и особо
агрессивной среды, соответственно до 1,1 и до 1,2.
7. На работы, не
предусмотренные сборником, устанавливаются местные, технически обоснованные нормы времени.
8. До введения укрупненных
нормативов времени необходимо привести организационно-технические условиях в ремонтно-механических цехах, на производственных
участках и в мастерских в соответствие с запроектированными
в сборнике и проинструктировать рабочих.
9. При внедрении на
предприятиях более совершенных, чем это предусмотрено
настоящими нормативами организации производства и труда, технологии, оборудования, оснастки и т.п., повышающих
производительность труда рабочих, следует разрабатывать более прогрессивные местные нормативы времени.
Работы
по ремонту вентиляторов и дымососов осуществляются слесарями ремонтниками в
условиях ремонтно-механических цехов, участков предприятий, мастерских, а
также непосредственно на местах установки
вентиляторов и дымососов, если обесточивается
возможность проведения ремонтных работ без ущерба для качества и в соответствии
с требованиями техники безопасности и противопожарной безопасности.
В
зависимости от трудоемкости и сложности выполняемых работ может применяться
индивидуальная или бригадная организация труда
слесарей-ремонтников. В последнем случае
состав бригады устанавливается на основании трудоемкости работ по ремонту
вентиляторов и дымососов, предусматриваемой месячными или годовыми
производственными планами.
Организация
рабочего места слесарей-ремонтников определяется наличием необходимого
оборудования, приспособлений и инструмента, рациональным их размещением и
расположением ремонтируемых вентиляторов и дымососов, к которым должны быть
удобные подходы при ремонте и обеспечено нормальное, без затруднений,
использование технологической оснастки (съемников, спецтележек, передвижных
верстаков, металлических козел, кран-балки с подвесными тельферами и т.д.).
Для
проведения разборочно-сборочных работ при ремонте узлов и механизмов применяется как специализированное
оборудование, так и универсальное: стенды, универсальные верстаки, стеллажи,
подставки для корпусных деталей, стол для промывки хлопушки деталей. Кроме
того, на рабочем месте должны быть: шкафы (для хранения инструмента, приспособлений и материалов), передвижной
кран (при выполнении разборочно-сборочных работ на месте установки крупных вентиляторов и дымососов),
сверлильный станок и другое оборудование, в зависимости от имеющийся площади рабочего места.
Каждый
слесарь-ремонтник должен иметь на рабочем месте индивидуальный
набор инструмента, за исключением съемников и мерительного инструмента (индикаторы и т.п.), которые хранятся
в инструментальной кладовой. Для промывки и протирки деталей слесари обеспечиваются промывочными жидкостями и обтирочным материалом.
Организация
труда
на рабочих местах должна удовлетворять требованиям
охраны труда и техники безопасности, правил
промышленной санитарии и гигиены, а также
противопожарной безопасности.
При
перемещении или погрузке тяжелых деталей (узлов) вентиляторов и дымососов в
помощь слесарям-ремонтникам выделяется бригада такелажников, труд
которых нормируется по другим нормативным материалам.
Перед
началом работы выдается наряд или нормированное задание на работу, в соответствии
с которым подготавливается рабочее место или проверяют его готовность:
доставляют необходимый инструмент приспособления, детали и материалы, получают указания мастера и проверяют
степень подготовки вентиляторов и дымососов к
ремонту.
На
основе предварительно составляемых дефектных ведомостей, до остановки
вентиляторов для ремонта ведется технологическая подготовка ремонтных работ
(получение запасных узлов и деталей, обеспечение ремонта необходимыми
инструментами и приспособлениями).
Ответственность
за подготовку вентиляторов и дымососов для ремонта
возлагается на начальников цехов, мастеров
участка или старших
производственных мастеров, сдающих вентиляторы
и дымососы в ремонт.
Слесарь-ремонтник, приступая к разборке вентилятора или
дымососа на месте установки, должен проверить, все ли токоприемники вентилятора
отключены от линии напряжения, если вентилятор
был остановлен ранее. В процессе разборки и сборки необходимо соблюдать чистоту и не допускать загрязнений деталей, а также внимательно осматривать все узлы и детали
для определения их годности, возможности исправления или замены и уточнения дефектной
ведомости или наряда (нормированного задания).
Укладка
снятых узлов или деталей должна производиться так, чтобы не повредить их ударом
или падением. Пользоваться следует лишь определенным
инструментом: соответствующими ключами, медными или свинцовыми выколодками и т.д.
При
ремонте каждую деталь необходимо тщательно промыть, протереть или обдуть сжатым
воздухом, внимательно осмотреть и окончательно уточнить необходимость
проведения ремонта или замены.
Для сокращения сроков производства ремонта тягодутьевых машин
важно иметь заранее подобранные чертежи, разработанные технические условия на
ремонт отдельных узлов и деталей, документацию по технологии ремонта,
изготовлению и восстановлению отдельных деталей, специальные приспособления для
механизации ручных работ и необходимые контрольно-измерительные приспособления
и инструменты.
В
целях исключения повторных работ при сборке тягодутьевых машин всем деталям и узлам необходимо проходить
предварительный контроль в части соответствия ТУ размеров, класса обработки и
качества материала.
Перед
сборкой детали должны быть обязательно смазаны.
Для
освещения отдельных узлов, агрегатов и деталей
применяют различные ручные переносные поворотные светильники на кронштейнах.
Межотраслевые
укрупненные нормы времени на ремонт тягодутьевых машин
предусматривают соблюдение рабочими должностных
инструкций, правил, положений и других документов по охране труда, пожарной безопасности, а также применению средств
индивидуальной и коллективной защиты, обеспечивающих безопасное выполнение
работ по всем операциям технологического процесса.
Наружный осмотр вентилятора (дымососа) до его остановки в ремонт
с отметкой мест пыления, утечки масла из подшипников и неплотностей системы
охлаждения, измерение вибрации подшипников
Вентилятор
5
1,0
1,3
2,4
2,6
3,0
3,6
3,8
4,5
-
-
Дымосос
5
-
1,5
2,6
2,8
3,4
3,8
4,0
4,7
5,0
5,3
2.
Подготовка такелажных приспособлений, ремонтной оснастки,
инструмента, материалов и запасных частей
Снять ограждение соединительной муфты, снять пальцы с их
маркировкой. Проверить радиальное
и осевое биения
полумуфт, их целостность и посадку на вал
Вентилятор
3
1,10
1,20
1,40
1,70
2,10
2.
Открепить и развернуть электродвигатель
Электродвигатель
4
1,30
1,50
1,80
2,60
3,00
3.
Открепить и снять смотровой и выгребной лючки улитки вентилятора
Вентилятор
2
3,16
0,23
0,27
0,33
0,50
4.
Снять всасывающий патрубок
Патрубок
2
0,80
1,00
1,20
1,50
2,30
5.
Снять торцевую крышку улитки
Крышка
2
2,90
3,30
3,80
4,30
6,40
6.
Измерить радиальное и осевое биения рабочего колеса. Снять рабочее
колесо
Рабочее колесо
4
5,10
5,50
5,90
7,80
9,90
7.
Спустить масло из корпуса подшипников. Отсоединить трубопроводы охлаждающей воды
Вентилятор
2
0,80
0,90
0,90
1,00
1,10
8.
Снять верхнюю крышку корпуса подшипников. Снять вал с
подшипниками
То же
4
1,30
1,60
2,20
3,30
4,50
Ремонт
9.
Промыть и проверить подшипники с определением степени их износа
и измерить зазоры. Заменить сальниковые
уплотнения и
прокладки с их изготовлением. Проверить
указатели уровня масла
-«-
4
2,50
3,10
4,00
4,80
5,90
10.
Провести гидравлическое испытание змеевика охлаждения масла
Змеевик
2
2,20
2,60
3,40
4,50
6,20
11.
Проверить состояние рабочего колеса, брони, диффузоров
Вентилятор
4
1,30
1,60
2,00
2,50
3,10
12.
Заменить дефектные участки брони улитки
1
м2
4
3,50
3,50
3,50
3,50
3,50
13.
Уплотнить улитку вентилятора при прилегающих воздуховодах
проваркой дефектных швов электросваркой
1 м шва
3
0,60
0,60
0,60
0,60
0,60
14.
Снять и установить полумуфту. Зачистить вал и
паз под шпонку и подогнать
новую шпонку
Полумуфта
2
2,30
2,80
3,40
4,20
4,50
15.
Подогнать роликовые подшипники, проверить посадочное место вала,
определить натяг, нагреть в масляной ванне и посадить на вал
Подшипник
4
1,50
1,50
1,60
1,80
2,00
16.
Восстановить плоскости разъема улитки и торцевой крышки
наплавкой
1
м2
4
4,20
4,20
4,20
4,20
4,30
17.
Заменить распорки в перемычке улитки
Распорка
4
1,30
1,30
1,30
1,30
1,30
18.
Очистить и проверить плоскости разъема улитки и торцевой крышки
Вентилятор
2
1,30
1,50
1,80
2,20
2,70
19.
Заменить рабочее колесо со снятием со ступицы, подгонкой нового
колеса к ступице и приклепыванием
Рабочее колесо
4
15,00
19,00
23,20
29,20
34,00
20.
Заменить лопатки рабочего колеса
Лопатка
3
1,80
1,80
1,80
2,40
3,30
21.
Отбалансировать статически рабочее колесо
Рабочее колесо
5
2,60
3,20
3,80
4,80
5,60
22.
Заменить улитку (фланцевую)
Вентилятор
4
17,10
19,90
22,80
28,50
30,00
Сборка
23.
Установить вал с подшипниками на нижнюю половину корпуса.
Выверить вал. Установить и закрепить верхнюю половину корпуса подлинников.
Уплотнить вал в месте прохода через боковую стенку улитки
Вал
4
1,80
2,10
3,10
3,70
4,90
24.
Установить на вал рабочее колесо и закрепить специальной гайкой.
Проверить радиальное и осевое биения рабочего колеса
Рабочее
4
5,90
6,20
8,40
10,30
12,30
25.
Установить, уплотнить и закрепить торцевую крышку улитки. Выверить положения
подшипников и рабочего колеса
Вентилятор
4
6,70
7,80
8,60
10,80
13,20
26.
Установить, уплотнить и закрепить всасывающий патрубок
Патрубок
3
1,70
2,00
2,40
2,80
3,20
27.
Установить на новых прокладках смотровой и
выгребной люки улитки
Вентилятор
2
0,34
0,50
0,60
0,70
1,00
28.
установить или развернуть электродвигатель. Отцентровать электродвигатель по полумуфтам и закрепить
гайками
Электродвигатель
4
1,50
2,00
2,30
3,00
3,60
29.
Соединить полумуфты электродвигателя и
вентилятора пальцами. Установить ограждения полумуфт
Вентилятор
3
1,60
1,70
2,00
2,30
2,50
30.
Проверить систему водяного охлаждения подшипников
То же
3
1,00
1,30
1,70
2,20
3,10
31.
Залить масло в корпус подпятников. Присоединить трубопроводы
охлаждающей воды
Снять ограждение соединительной муфты. Проверить радиальное и
осевое биения полумуфт, их целостность
и посадку на вал
Вентилятор
4
1,60
2,00
2,10
2,30
2,50
2,70
2.
Открепить и снять осевой направляющий
аппарат
Аппарат
3
-
4,50
4,90
5,60
5,90
6,20
3.
Слить масло из корпуса подшипников. Отсоединить трубопроводы
охлаждающей воды
Вентилятор
2
1,20
1,30
1,40
1,50
1,60
1,70
4.
Открепить и снять верхнюю крышку корпуса подшипников. Разобрать
сальниковое уплотнение в месте прохода вала через стенку улитки. Снять вал
вентилятора:
а) совместно с рабочим колесом и со снятием съемной части улитки
Вал
4
18,00
19,50
20,20
22,40
23,60
25,80
б) без рабочего колеса, с установкой и приваркой внутри улитки
распорных балок для фиксации рабочего колеса
Вал
4
10,20
11,00
11,50
12,80
13,40
14,80
5.
Снять и установить полумуфту для ремонта или замены
Полумуфта
3
2,80
3,00
3,10
3,50
3,60
3,80
6.
Открепить и снять с вала рабочее колесо со ступицей
Колесо
4
1,80
2,80
4,60
5,80
7,10
8,40
Ремонт
7.
Очистить, промыть и протереть детали
Вентилятор
2
2,10
2,50
3,10
3,40
3,70
4,00
8.
Произвести дефектовку деталей
То же
4
0,80
1,00
1,02
1,13
1,24
1,49
9.
Выправить лопасть крыльчатки
Лопасть
3
-
-
0,28
0,30
0,33
0,37
10.
Произвести ремонт осевого направляющего аппарата с проверкой
работы поворотных колец, выявлением повреждений, устранением
дефектов и заменой деталей
Аппарат
4
-
8,50
9,70
10,80
11,40
12,00
11.
Проверить подшипники ротора с их промывкой, измерением зазоров, заменой
сальниковых уплотнений и прокладок, гидравлическим испытанием змеевика
охлаждения и проверкой указателей уровня масла
Вентилятор
5
2,00
2,80
3,40
4,30
5,60
7,50
12.
Восстановить нормальные зазоры между рабочим колесом и
диффузором с изготовлением и приваркой обечаек
Вентилятор
5
4,50
4,70
5,00
5,60
6,00
6,40
13.
Проверить крепление лопаток рабочего колеса с устранением
дефектов. Проверить крепления рабочего колеса к ступице и ступицы к валу
То же
4
3,60
3,70
4,10
4,70
5,10
5,30
14.
Проверить шейки вала на конусность, эллипсность и выявить другие дефекты (для вала с подшипником скольжения)
Вал
5
1,10
1,30
1,50
1,70
2,10
2,50
15.
Проверить гильзы термопар для контроля температуры подшипников
Комплект
3
0,50
0,50
0,50
0,50
0,50
0,50
16.
Заменить рабочее колесо с резкой головок заклепок, выбивкой
заклепок, снятием со ступицы, установкой и клепкой
Рабочее колесо
4
6,20
6,50
6,80
7,60
8,10
8,70
17.
Заменить ступицу рабочего колеса
Ступица
3
1,40
1,80
2,30
2,70
3,50
4,50
18.
Отбалансировать статически рабочее колесо
Рабочее колесо
5
1,80
2,40
3,10
3,70
4,70
6,00
19.
Заменить тяги рабочего колеса
Тяга
2
0,50
0,70
0,90
1,00
1,30
1,80
20.
Заменить крыльчатку рабочего колеса при выведенном роторе из
кожуха улитки:
а) крепление на болтах М14-16 - 16 шт.
Крыльчатка
3
6,40
7,10
7,70
8,50
9,40
10,60
б) крепление на заклепках М14-16 мм - 24 шт.
Крыльчатка
3
7,20
7,90
8,60
9,50
10,60
11,30
21.
Заменить дефектные лопатки рабочего колеса при выведенном рабочем колесе из напорной улитки:
а) на заклепках
Лопатка
4
0,50
0,60
0,70
0,80
0,90
1,10
б) на сварке
То
же
Сл. 3
р. - 1
0,10
0,20
0,20
0,30
0,30
0,30
Г/св. 4 р. - 1
0,20
0,20
0,30
0,30
0,40
0,40
Э/св. 4 р. - 1
0,30
0,30
0,40
0,50
0,50
0,60
22.
Заменить дефектные лопатки рабочего колеса при невыведенном
рабочем колесе из напорной улитки:
а) на заклепках
-«-
4
0,80
0,90
1,00
1,20
1,30
1,60
б) на сварке
-«-
Сл. 3
р. - 1
0,20
0,30
0,30
0,30
0,30
0,30
Г/св. 4 р. - 1
0,30
0,30
0,50
0,50
0,50
0,50
Э/св. 4 р. - 1
0,50
0,50
0,60
0,80
0,80
0,90
Сборка
23.
Установить рабочее колесо со ступицей на вал
и закрепить его на
валу
Рабочее колесо
4
2,70
3,90
6,40
8,00
9,70
11,60
24.
Установить вал вентилятора. Собрать сальниковое
уплотнение в месте прохода вала через стенку улитки. Установить и закрепить
верхнюю крышку корпуса подшипников:
а) установить вал, снятый совместно с рабочим колесом, с
установкой и закреплением съемного участка улитки
Вал
4
19,60
21,00
23,20
25,80
26,50
23,60
б) установить вал, снятый без рабочего колеса, с удалением из
улитки распорных балок, установленных для фиксации рабочего колеса
То же
4
13,20
14,00
15,00
16,60
18,30
19,20
25.
Устранить осевое радиальное биение на рабочем колесе после его
замены
Рабочее колесо
5
5,20
6,00
6,50
7,60
9,00
10,80
26.
Установить и выверить, закрепить осевой направляющий аппарат
Аппарат
5
-
6,30
6,90
7,70
8,50
9,00
27.
Проверить пальцы полумуфт с прогонкой резьбы
и заменой эластичных втулок
Комплект
3
1,50
1,60
1,70
1,80
1,90
2,00
28.
Соединить полумуфты и установить ограждение
Вентилятор
4
2,00
2,30
2,60
2,80
3,30
3,60
29.
Залить масло в корпус подшипников, присоединить трубопроводы охлаждающей воды
То же
2
1,40
1,50
1,50
1,50
1,70
1,90
30.
Отбалансировать динамически ротор
Ротор
5
5,10
5,40
5,80
6,30
6,80
7,30
31.
Испытать вентилятор и сдать в эксплуатацию
Вентилятор
5
8,00
8,00
8,00
12,00
12,00
16,00
Примечание. В п. 17 при
креплении крыльчатки болтами (или заклепками) диаметром М 20-24 нормы времени
применять с К = 1,3. При увеличении числа болтов (или заклепок) от 26 до 32 шт.
норму времени применять с К = 1,3, при числе
болтов (или заклепок) от 36 до 48 шт. - К =
1,5.
§ 20.
Вентиляторы двухстороннего всасывания типа ВДН-24×2, ВДН-25×2
Снять ограждение соединительной муфты. Снять
соединительные пальцы. Проверить радиальное и осевое биения полумуфт, их целостность и посадку на
вал
Вентилятор
4
2,70
2.
Снять лазы. Отсоединить и снять съемные участки улитки и всасывающих карманов
То же
2
12,50
3.
Разобрать подшипники
вала вентилятора:
а) подшипник качения с откреплением и снятием торцевых и верхних
крышек, откреплением корпусов подшипников
-»-
4
8,00
б) подшипник скольжения со сливом масла, измерением зазоров,
проверкой угла касания вала с нижним вкладышем, горизонтальности вала по
шейкам и толщины прокладок в разъемах вкладышей
-»-
4
13,20
4.
Снять ротор и уложить его на козлы:
а) совместно с рабочим колесом
Ротор
4
4,70
б) выемка вала без рабочего колеса
То же
4
14,50
5.
Снять и установить полумуфту. Зачистить посадочные места на валу
и заменить шпонки
Полумуфта
3
3,10
Ремонт
6.
Проверить шейки вала на конусность, эллипсность и выявить другие дефекты (для вала с
подшипниками скольжения)
Вал
5
2,10
7.
Проверить состояние корпуса улитки, всасывающих карманов,
диффузоров, уплотнений корпуса в местах прохода вала, лазов, шиберов и
приводов к ним
Вентилятор
3
5,70
8.
Очистить, промыть и протереть детали
То же
2
4,67
9.
Произвести дефектовку деталей
-»-
6
2,16
10.
Произвести ремонт осевого направляющего аппарата с проверкой
работы поворотных колец, выявлением повреждений, устранением выявленных
дефектов и заменой деталей
Аппарат
4
12,50
11.
Заменить рабочее колесо со снятием с вала вместе со ступицей и
отремонтировать ступицу
Рабочее колесо
4
26,00
12.
Отбалансировать статически рабочее колесо
То же
5
3,20
13.
Устранить осевое и радиальное биения на рабочем колесе после его замены
-»-
5
6,40
14.
Проверить и собрать подшипники вала вентилятора:
а) подшипники качения с измерением зазоров
Вентилятор
5
13,00
б) подшипники скольжения
То же
5
26,70
15.
Проверить корпус подшипников скольжения
Корпус
3
2,6
16.
Проверить холодильники охлаждения масла
подшипников с очисткой и гидравлическим испытанием змеевиков. Проверить
указатели уровня масла
Подшипник
3
3,5
17.
Произвести ремонт системы охлаждения с проверкой вентилей и заменой
дефектных участков труб
Вентилятор
3
5
18.
Заменить
ступицу рабочего колеса
Ступица
3
3,5
19.
Заменить тяги рабочего колеса
Тяга
2
1,4
20.
Заменить охлаждающие рубашки во всасывающих карманах
Рубашка
3
2,9
21.
Изготовить охлаждающие рубашки во всасывающих карманах
То же
3
4,6
22.
Заменить лопатки рабочего колеса при выведенном рабочем колесе
из напорной улитки:
а) на заклепках
Лопатка
4
0,9
б) на сварке
То же
4
0,5
23.
Заменить лопатки рабочего колеса при невыведенном рабочем колесе
из напорной улитки:
а) на заклепках
-»-
4
2,2
б) на сварке
-»-
4
1,2
24.
Заменить крыльчатку рабочего колеса при выведенном роторе
из напорной части улитки:
а) крепление на заклепках Ø 16 мм - 14 шт.
Комплект
4
14,30
б) крепление на болтах М14 - 16 шт.
То же
4
11,50
Сборка
25.
Установить нижние вкладыши в корпус подшипника (подшипники скольжения). Установить ротор
Ротор
4
6,50
26.
Установить съемные части улитки и всасывающих
карманов, закрепить сваркой. Установить лазы
Вентилятор
4
13,0
27.
Проверить пальцы полумуфт с прогонкой резьбы и заменой эластичных втулок
Комплект
3
2,00
28.
Соединить полумуфты электродвигателя и вентилятора. Установить
ограждение полумуфт
Вентилятор
4
3,00
29.
Отбалансировать динамически ротор
Ротор
5
6,40
30.
Испытать вентилятор и сдать в эксплуатацию
Вентилятор
5
12,00
Примечание. В п. 24 при
креплении крыльчатки болтами (или заклепками) диаметром М 20 - 24 нормы времени
применять с К = 1,3. При увеличении числа
болтов (или заклепок) от 26 до 32 шт. норму времени применять с К = 1,3, при числе болтов (или заклепок) от 36 до 48 шт. - К = 1,5.
Снять ограждение соединительной муфты, снять пальцы. Проверить
радиальное и осевое биение полумуфт, их целостность и посадку на
вал
Дымосос
4
2,40
2,60
2,80
2.
Открепить и снять осевой направляющей аппарат
Аппарат
4
5,20
6,00
6,60
3.
Слить масло из корпуса подшипника. Отсоединить трубопроводы охлаждающей воды
Дымосос
2
1,00
1,20
1,30
4.
Открепить и снять верхнюю крышку корпуса подшипников
Крышка
3
6,00
6,30
7,10
5.
Разболтить и снять съемную часть улитки и ротора
Дымосос
3
2,90
3,70
4,51
6.
Открепить и снять с вала рабочее колесо ступицей
Рабочее
4
6,80
7,20
7.
Снять вал дымососа
Вал
1
1,10
1,20
2,10
4,00
8.
Снять и установить полумуфту для ремонта или замены
Полумуфта
3
3,80
4,00
4,40
4,80
Ремонт
9.
Проверить подшипники ротора с их
промывкой, измерением зазоров, заменой сальникового
уплотнения и прокладок, гидравлическим испытанием змеевика охлаждения и
проверкой указателей уровня масла
Дымосос
5
5,80
6,00
7,00
8,00
10.
Восстановить нормальные зазоры между рабочим колесом и
диффузором с изготовлением и приваркой обечаек
То же
5
4,50
6,00
6,80
7,50
11.
Проверить крепление лопаток рабочего колеса с устранением
вмятин и разрывов. Проверить крепление рабочего колеса к ступице
-»-
3
3,60
5,00
5,60
6,20
12.
Произвести ремонт осевого направляющего аппарата с проверкой работы поворотных колец, выявлением
повреждений с устранением дефектов и заменой деталей
Аппарат
4
-
11,50
13,00
14,50
13.
Заменить рабочее колесо с резкой головок заклепок, выбивкой
заклепок, снятием ступицы, установкой и клепкой
Рабочее колесо
4
4,50
4,70
6,00
7,00
14.
Заменить дефектные лопатки рабочего колеса при выведенном
рабочем колесе из напорной части улитки
а) на сварке
Лопатка
4
0,10
0,30
0,30
0,50
б) на заклепках
То же
4
0,50
0,50
0,60
0,80
15.
Заменить дефектные лопатки рабочего колеса при невыделенном
рабочем колесе из напорной части улитки
а) на сварке
-»-
4
0,50
0,50
0,50
0,80
б) на заклепках
-»-
4
1,20
1,30
1,50
2,00
16.
Измерить и устранить осевое и радиальное биения рабочего колеса
Рабочее колесо
5
7,00
7,50
8,60
9,80
17.
Отбалансировать статически рабочее колесо
То же
5
4,00
4,80
5,40
6,00
18.
Заменить ступицу рабочего колеса
Ступица
3
1,40
1,80
2,30
2,70
19.
Заменить тяги рабочего колеса
Тяга
2
0,50
0,70
0,90
1,00
20.
Заменить крыльчатку рабочего колеса при выведенном роторе из корпуса
улитки
а) крепление на болтах М 14 - 16 - 16 шт.
Рабочее колесо
3
6,40
7,10
7,70
8,50
б) крепление на заклепках Ø 14 - 16 мм - 24 шт.
То же
3
7,20
7,90
8,60
9,50
Сборка
21.
Установить, рабочее колесо со ступицей на вал и закрепить
его
4
9,50
10,00
11,00
12,00
22.
Установить ротор в улитку, проверить и восстановить нормальные
зазоры между рабочим колесом и торцевой стеной улитки
Ротор
4
6,80
7,00
9,00
10,80
23.
Установить и закрепить съемные участки улитки
Дымосос
3
5,20
5,40
6,00
6,40
24.
Установить и закрепить верхнюю крышку корпуса подшипников
Крышка
4
6,40
6,60
7,10
7,40
25.
Установить и выверить, закрепить осевой направляющий аппарат
Аппарат
4
-
6,60
7,40
8,40
26.
Проверить пальцы полумуфт с прогонкой резьбы и заменой
эластичных втулок
Комплект
3
1,10
1,20
1,60
1,80
27.
Соединить полумуфты и установить
ограждение
Дымосос
4
2,60
3,00
3,40
3,80
28.
Залить масло в корпус подшипников, присоединить трубопроводы охлаждающей воды
Дымосос
2
1,40
1,60
1,60
1,80
29.
Отбалансировать динамически
ротор
Ротор
5
5,10
5,20
5,90
6,50
30.
Испытать дымосос и сдать в эксплуатацию
Дымосос
5
4,00
8,00
8,00
12,00
§ 27.
Дымососы двустороннего всасывания типа Д, ДН
Снять ограждение соединительной муфты, снять соединительные пальцы. Проверить радиальное и
осевое биение полумуфт, их целостность и
посадку на вал
Дымосос
4
2,70
3,00
3,80
4,00
2.
Отсоединить водяное охлаждение подшипников
То же
2
0,60
0,80
1,00
1,40
3.
Снять лазы. Отсоединить и снять съемные участки улитки и
всасывающих карманов
-»-
3
8,00
8,60
12,30
13,40
4.
Разобрать
подшипник качения, открепить
корпус подшипника
2 подшипника
3
6,10
7,40
9,50
10,20
5.
Слить масло, разобрать подшипник скольжения
2
подшипника
2
10,40
13,50
18,50
22,50
6.
Открепить и снять охлаждающие рубашки вала
Вал
3
1,50
1,80
2,30
2,80
7.
Снять ротор и уложить его
на козлы
а) совместно с рабочим колесом
Ротор
4
3,30
3,70
4,90
5,70
б) без рабочего колеса, с установкой и приваркой
внутри улитки распорных балок
То же
4
11,50
12,80
14,00
14,80
Ремонт
8.
Проверить шейки вала на конусность, эллипсность и выявить другие
дефекты (для вала с подшипниками скольжения)
Вал
5
1,50
1,70
2,20
2,50
9.
Проверить состояние корпуса улитки всасывающих карманов, брони,
диффузоров, охлаждающих рубашек вала, уплотнений корпуса в местах
проходов вала, лазов, шиберов и проходов к ним
Дымосос
4
4,60
5,50
6,90
7,30
10.
Заменить рабочее колесо со снятием с вала вместе со ступицей и
ремонтом ступицы
Рабочее колесо
4
18,50
22,00
29,00
33,00
11.
Заменить рабочее
колесо без снятия ступицы с вала со срубкой заклепок
Рабочее колесо
4
9,00
10,90
14,00
14,80
12.
Заменить лопатки рабочего колеса при выведенном рабочем колесе
из корпуса улитки
а) на
заклепках
Лопатка
4
1,40
1,50
1,80
2,00
б) на сварке
То же
4
0,30
0,30
0,50
0,60
13.
Заменить лопатки рабочего колеса при невыведенном рабочем колесе из корпуса улитки
-
а) на заклепках
-»-
4
2,00
2,60
3,00
3,50
б) на сварке
-»-
4
0,50
0,50
0,60
0,80
14.
Заменить охлаждающие рубашки вала
Рубашка
3
2,90
3,50
4,60
4,80
15.
Изготовить охлаждающие рубашки вала
То же
2
3,60
4,00
4,50
4,60
16.
Заменить ступицу рабочего колеса
Ступица
3
2,00
2,90
3,50
3,70
17.
Отбалансировать статически рабочее колесо
Рабочее колесо
5
4,10
4,40
5,80
6,30
18.
Заменить тяги рабочего колеса
Тяга
2
0,80
1,20
1,40
1,90
19.
Заменить крыльчатку рабочего колеса при выведенном
роторе из напорной части улитки
а) крепление на болтах 16 шт. М 14 - 16
Комплект
3
8,80
10,80
11,50
12,00
б) крепление на заклепках 24 шт. Ø 14 - 16
То же
3
11,00
13,30
14,30
15,20
20.
Устранить осевое и радиальное биения на рабочем колесе после его
замены
Рабочее колесо
5
8,00
10,00
12,00
12,80
21.
Отремонтировать систему охлаждения подшипников с проверкой
вентилей и заменой дефектных участков труб
Дымосос
3
6,00
6,50
7,00
7,50
22.
Снять полумуфту с вала для ремонта или замены. Зачистить
посадочные места вала, подогнать и заменить шпонку. Установить полумуфту на вал
Полумуфта
3
3,90
4,20
5,40
6,00
Сборка
23.
Установить нижние вкладыши в корпус подшипников, установить
ротор, закрыть крышку и закрепить
Ротор
4
5,50
6,60
8,80
9,20
24.
Напрессовать подшипник на вал в горячем состоянии
Подшипник
4
1,40
1,80
2,30
2,50
25.
Проверить холодильники охлаждения масла подшипников с очисткой и гидравлическим
испытанием змеевиков. Проверить указатели уровня масла
Дымосос
3
2,70
3,20
4,10
4,30
26.
Проверить осевое и радиальное биения рабочего колеса и зазоры
между рабочим колесом и диффузорами
То же
5
8,00
10,00
12,00
12,80
27.
Установить на вал охлаждающие рубашки
-»-
4
2,30
2,70
3,50
3,80
28.
Установить съемные части улитки и всасывающих карманов и закрепить сваркой. Установить лазы
-»-
4
12,80
14,10
18,90
19,50
29.
Проверить пальцы полумуфт с прогонкой резьбы
и заменой эластичных втулок
Комплект
3
1,60
1,80
2,20
2,50
30.
Соединить полу
муфты электродвигателя и дымососа, установка
ограждения полумуфт
Дымосос
4
2,30
2,50
2,80
3,40
31.
Отбалансировать динамически ротор
То же
5
5,60
6,30
7,40
8,60
32.
Заменить уплотнения на валу в местах прохода через стенки всасов
Снять краном ротор
и верхнюю часть обтекателя дымососа
Ротор
4
16,00
18,00
20,00
22,50
Ремонт
11.
Заменить лопатки рабочего колеса
Лопатка
5
9,20
9,70
10,30
10,90
12.
Заменить лопатки направляющего или спрямляющего аппарата
То же
4
2,50
2,60
6,50
6,80
13.
Проверить состояние корпуса, брони, диффузоров, уплотнений
корпуса в местах прохода вала направляющих аппаратов и их приводов
Дымосос
4
3,60
4,00
5,30
5,50
14.
Заменить распорки во всасывающем кармане с их изготовлением
Распорка
3
3,20
3,50
3,80
4,00
15.
Заменить ребра, крепящие обтекатель в конусе диффузора
Распорка
3
1,50
1,60
1,60
1,70
16.
Проверить и отремонтировать механизм управления лопатками
направляющего и спрямляющего аппаратов
Комплект
4
8,20
9,80
13,00
14,00
17.
Проверить и отремонтировать вентилятор охлаждения опорного
подшипника с балансировкой
Вентилятор
4
5,40
6,00
6,30
8,00
18.
Изготовить из листовой стали ребра, крепящие обтекатель в конусе
диффузора
Ребро
3
1,60
1,70
1,90
2,10
26.
Установить лазы
Дымосос
3
2,30
2,50
3,00
3,00
27.
Установить электродвигатель с помощью крана
Электродвигатель
4
5,60
6,00
6,00
6,50
28.
Отцентровать электродвигатель по полумуфтам
То же
6
15,00
17,70
22,00
22,00
29.
Соединить зубчатые полумуфты электродвигателя и дымососа. Набить
смазку. Установить ограждение
Муфта
4
5,80
7,00
7,80
8,10
30.
Отбалансировать динамически ротор
Ротор
6
7,50
8,20
12,50
15,00
31.
Снять заглушки с газохода всасывания
Заглушка
4
1,80
2,20
2,80
3,30
32.
Проверить и отремонтировать маслонасосную станцию. Слить масло
из маслосистемы. Разобрать, промыть, устранить дефекты и собрать
маслоохладители с гидравлическим испытанием. Очистить и промыть маслофильтры,
масляный коллектор, бак и маслопроводы.
Залить масло в систему
Комплект на два дымососа
5
53,00
53,00
53,00
53,00
33.
Испытать дымосос и сдать в эксплуатацию
Дымосос
6
9,00
9,40
9,80
10,30
3.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАБОТЫ (Вентиляторы и дымососы всех типов)
3.2.
Замена подшипников качения вала вентилятора или дымососа
Описание
работы
Отвернуть
гайки с болтов, крепящих торцевые крышки подшипников и снять крышку. Снять с
вала корпус подшипника и подшипник. Нагреть новый подшипник в масле и
установить на вал. Установить на вал корпус подшипника. Набить подшипник
тавотом. Установить на вал торцевые крышки корпуса подшипника и закрепить
болтами.
3.3.
Снятие и установка люка улитки вентилятора или дымососа
Описание
работы
Снятие.
Отвернуть гайки, крепящие люк к улитке вентилятора, снять люк со шпилек.
Установка.
Очистить люк от старой прокладки. Прокалибровать резьбу шпилек и гаек. Вырезать новую прокладку. Установить люк на новой
прокладке и закрепить гайками.
Перезаливка
подшипника.
Выплавить старый баббит из вкладышей подшипников. Подготовить подшипник к заливке, облудить, собрать и приспособление для заливки, нагреть подшипник, расплавить баббит в ванне. Залить подшипник. После остывания
разобрать, подогнать по разъему и собрать для расточки на токарном ставке.
Шабровка. Пришабрить подшипник по
валу после токарной расточки и вырубить канавки.
3.5.
Снятие и установка всасывающего патрубка для производства отдельных видов
ремонтных работ
Описание
работы
Снятие.
Застрелить патрубок, отвернуть гайки с болтов, крепящих патрубок,
или срезать патрубок газовым резаком. Снять патрубок с помощью тали, отнести в
сторону, уложить и расстропить.
Чистка и установка. Очистить патрубок от
старых уплотнений. Подогнать торцы нового или старого патрубка по месту
установки со снятием фасок под сварку газовым резаком (при креплении на
сварке). Застропить патрубок и установить при помощи тали на место. Закрепить
патрубок болтами с уплотнением фланцев асбестовым шнуром. При креплении на
сварке: установить патрубок на место, прихватить и сварить швы.
3.6.
Снятие и установка диффузора улитки для производства отдельных видов ремонтных
работ или замены его
(Крепление
на сварке)
Снятие. Отсоединить и снять трубу, отсоединить боковую крышку
улитки и отнести ее с помощью крана или тали в
сторону. Срезать старый диффузор газовым резаком от боковой крышки улитки или патрубка направляющего аппарата.
Установка. Зачистить места приварки
диффузора на боковой крышке улитки или патрубка направляющего аппарата.
Установить новый диффузор и приварить к боковой крышке. Установить боковую
крышку улитки с диффузором с помощью крана или тали на место с центровкой
уплотняющего кольца по крыльчатке и закрепить болтами с уплотнением боковой
крышки улитки асбестовым шнуром.
Снятие.
Отсоединить и снять трубу присоса воздуха. Отвернуть гайки с болтов, отсоединить диффузор от кожуха, снять его с помощью тали и
уложить его на деревянные
брусья.
Установка. Очистить фланец диффузора от старых
уплотнений, установить диффузор на место с помощью тали или крана. Закрепить болтами с уплотнением по
фланцу кожуха и центрированием уплотняющего кольца.
Установить трубу присоса воздуха с уплотнением и закреплением болтами.
Разметить, вырезать газовым резаком и снять
дефектные листы брони улитки или всасывающих карманов. Подогнать по месту
новые листы брони, прихватить и произвести сварку
а) из листовой стали толщиной 12 - 14 мм
м2
Сл. 4 р. - 1
4,0
Г/рез. 4 р. - 1
0,4
Э/св. 5 р. - 1
0,7
б) из листовой стали толщиной 16 - 25 мм
м2
Сл. 4 р. - 1
4,0
Г/рез.
4 р. - 1
0,5
Э/св. 5 р. - 1
0,9
в) из чугунных или стальных плит толщиной до 40 мм
т
Сл. 4 р. - 1
11,0
Г/рез.
4 р. - 1
1,2
Э/св. 5 р. - 1
2,1
3.9.
Работы по наплавке износоустойчивыми сплавами
Подготовка баллонов к работе с присоединением к ним шлангов.
Опробование (регулировка) резака. Резка металла. Переходы в процессе работы с
переноской шлангов в пределах рабочей зоны. Отключение шлангов от баллонов и
уборка их после окончания работы.
Масляная окраска тягодутьевых машин готовыми составами
Состав
работы
Очистка
от загрязнений. Расчистка отстающей краски. Проолифка расчищенных мест и выбоин. Подмазка свищей и гребней. Шлифовка
подмазанных мест. Первая окраска. Вторая
окраска.
Первая
группа. Детали, узлы и изделия простые по конфигурации с плавными
переходами на изгибах, впадинах и выступах с
отверстиями, не затрудняющими работу. Места обработки доступны. Движение
инструментов в работе не затруднено.
Вторая группа.
Детали, узлы и изделия более сложной конфигурации с пересечениями плоскостей
прямолинейного и криволинейного контура с выступами,
углублениями, окнами и отверстиями, затрудняющими работу. Отдельные места мало
доступны для свободной работы. Движение инструментов ограничено.
Третья
группа. Детали, узлы и изделия сложной конфигурации с большим
количеством пересечений криволинейных и сферических поверхностей,
многочисленными отверстиями, карманами и ребрами, усложняющими работу в
значительной степени. Большинство мест обработки малодоступны. Движение
инструмента весьма ограничено.
При установке.
Подвесить таль в пределах рабочего места, перекинуть вспомогательный канат
через балку, привязать его свободный конец к тали,
поднять таль при помощи каната и подвязать ее тросом к подъемному
приспособлению, заправить цепи в таль и смазать цепи и таль маслом.
При снятии. Привязать перекинутый
через балку вспомогательный конец каната к
подвешенной тали, отвязать таль и опустить ее на пол при помощи каната.
Примечание. В таблице предусмотрено
время на правку деталей с одним замером. При
правке деталей с количеством замеров более одного к табличному времени
прибавить время:
Взять и положить заготовку или деталь на плиту. Править заготовку
или деталь молотком с кантовкой, передвижением и с проверкой по линейке. Снять
и отложить заготовку или деталь.
Установить и закрепить стержень в тисках. Взять вороток с плашкой
и смазать плашку маслом. Нарезать резьбу на стержне. Очистить плашку и
стержень от стружки и отложить. Открепить и отложить стержень.
Взять, установить и закрепить стержень в
тисках. Взять вороток с плашкой и смазать плашку маслом. Прогнать резьбу на
стержне. Очистить плашку от стружки и отложить. Открепить и отложить стержень.
Примечание. При опиливании заготовки с
припуском более 1 мм на сторону время брать с коэффициентом
К = 1,5.
Пригонка
и установка призматической шпонки (посадка напряженная)
Содержание
работы
Зачистить шпоночные пазы вала и контрдетали. Проверить шпонку по
пазам штангенциркулем и щупом. Пригнать шпонку
по пазам вала и контрдетали. Установить шпонку.
Примечания: 1. При
пригонке и установке шпонки со скользящей посадкой табличное время
применять с поправочным коэффициентом 1,2.
2. При пригонке шпонок длиной до 150 мм табличное время рассчитано с
учетом спиливания по радиусу обоих концов. При опиливании шпонок большей длины
предусматривается предварительное закругление
на станке.
Разметка деталей
Содержание
работы
Взять
деталь. Установить деталь на плиту. Взять инструмент. Разметить деталь.
Отложить инструмент. Отложить деталь после разметки.
Примечания: 1. При кернении
на деталях из медных сплавов время брать с
коэффициентом 0,9, алюминиевых сплавов - с
коэффициентом 0,7, трудно обрабатываемых
сталей - с коэффициентом 1,5.
2. При кернении объемных деталей время брать с коэффициентом 1,3.
Сверление
сквозных отверстий на вертикально-сверлильном
станке
Содержание
работы
Установить и закрепить сверло в сверлильный станок.
Включить сверлильный станок. Сверлить отверстие. Вывести сверло из отверстия и
выключить станок. Очистить сверло и деталь от стружки.