Р 50.1.013-97 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва Предисловие 1 РАЗРАБОТАНЫ Российским центром испытаний и сертификации - Москва (Ростест-Москва) ВНЕСЕНЫ Управлением региональной политики и государственного надзора Госстандарта России 2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 ноября 1997 г. № 388 3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ Р 50.1.013-97 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Дата введения 1998-01-01 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящие рекомендации, разработанные согласно ПР 50.1.003 [1], предназначены для государственных инспекторов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией на стадии реализации (продажи) продукции (товаров). В данных рекомендациях термины «реализация» и «продажа», «продукция» и «товары» являются синонимами и их применение обусловлено законодательством Российской Федерации. Рекомендации применяют при проведении государственного надзора у субъектов хозяйственной деятельности, к которым отнесены предприятия (организации) всех форм собственности и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу продовольственной и непродовольственной продукции бытового назначения. Рекомендации могут быть использованы работниками субъектов хозяйственной деятельности в целях предупреждения нарушений обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации. 2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ2.1 Государственный надзор осуществляют за соблюдением субъектом хозяйственной деятельности: - обязательных требований государственных стандартов, в том числе по безопасности, условиям и срокам хранения, транспортирования, установленных на конкретные товары; - правил обязательной сертификации; - метрологических правил и норм (состояние средств измерений - гирь, весов и других измерительных приборов, используемых при совершении торговых операций) в соответствии с ПР 50.2.002 [2], ПР 50.2.003 [3] и ПР 50.2.004 [4]. Государственный надзор проводят с учетом «Правил продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров» [5]. 2.2 Государственный надзор осуществляют путем проведения проверок и принятия мер по их результатам. Проверку проводит Главный государственный (государственный) инспектор по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений или государственный инспектор по надзору за государственными стандартами (далее - государственный инспектор). К проверкам рекомендуется привлекать государственных инспекторов по обеспечению единства измерений. В проверках могут принимать участие представители других органов государственного контроля и надзора (по согласованию с ними), а также представители обществ, союзов потребителей и других организаций, занимающиеся вопросами защиты прав потребителей. Если в проверке участвуют несколько государственных инспекторов, то одного из них назначают руководителем проверки. 3 ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА3.1 Государственный инспектор обязан: - разъяснять требования проверки руководству и персоналу проверяемой организации; - документировать наблюдения и проявлять объективность; - анализировать информацию, необходимую и достаточную для составления заключений о проверяемой продукции; - поддерживать в порядке и сохранности документы, относящиеся к проверке; - действовать в соответствии с законодательством Российской Федерации и этическими нормами. 3.2 Обязанности государственного инспектора при проведении проверки распространяются и на других участников проверки. 3.3 Руководитель проверки организует работу и осуществляет контроль за проведением проверки, а также несет ответственность за достоверность и объективность ее результатов. 4 ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРКИ4.1 Подготовку к проведению проверки организует руководитель проверки. 4.2 В процессе подготовки к проверке: - собирают и анализируют сведения о субъекте хозяйственной деятельности и продаваемых товарах, а также замечания и претензии потребителей, данные союзов и обществ потребителей и др.; - изучают законодательные акты и анализируют нормативные документы, устанавливающие обязательные требования к проверяемым товарам; - анализируют материалы предыдущих проверок, проведенных территориальным органом или другими контролирующими организациями; - определяют, подлежит ли проверяемая продукция обязательной сертификации в соответствии с [6] и номенклатурой продукции, подлежащей обязательной сертификации, опубликованной Госстандартом России; - разрабатывают программу проверки (при необходимости); - определяют состав государственных инспекторов и представителей других органов государственного контроля и надзора, необходимых для выполнения проверки, а также лиц, привлекаемых к проверке; - проводят работу по согласованию участия в проверке представителей других организаций; - оформляют уведомление на проведение проверки и извещают всех участников проверки не позднее чем за 15 дней до ее начала. 4.3 На проверяемом субъекте хозяйственной деятельности государственный инспектор (руководитель проверки): - представляется руководителю (в отсутствие руководителя замещающему его лицу или заместителю руководителя) субъекта хозяйственной деятельности, предъявляет ему уведомление на проведение проверки и представляет других участников проверки; - знакомит с целью, задачами и программой проверки; - уточняет перечень необходимых документов, образцов, материалов, предоставляемых субъектом хозяйственной деятельности для проведения проверки, состав специалистов субъекта хозяйственной деятельности, привлекаемых к проверке; - распределяет работу между участниками проверки и лицами, привлекаемыми к проверке. 5 ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА5.1 Государственный надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов проводят с учетом ПР 50.1.003 [1]. 5.2 Государственный инспектор в присутствии представителей субъекта хозяйственной деятельности и других привлекаемых к проверке лиц отбирает образцы (пробы) продукции (товаров) и оформляет акт отбора образцов. При отборе образцов продукции, подлежащей обязательной сертификации, в графе 1 после наименования продукции указывают номер сертификата. Пример оформления акта отбора образцов приведен в приложении А. При отборе образцов проводят их идентификацию и (ми) технический осмотр, в процессе которых устанавливают наличие предпродажной подготовки проверяемой продукции (товаров) согласно «Правилам продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров» [5]. Отобранные образцы при необходимости подвергают испытаниям. Результаты идентификации, технического осмотра и испытаний оформляют протоколом в соответствии с ПР 50.1.003 [1], приложение 4. Примеры оформления протоколов приведены в приложении Б. 5.3 Результаты испытаний отобранных образцов распространяются на всю проверяемую партию продукции. 5.4 При невозможности проведения испытаний (отсутствие испытательной базы, неготовность к их проведению с требуемой точностью) испытания проводят в аккредитованных (аттестованных) испытательных лабораториях. 5.5 В процессе государственного надзора за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией проверяют: - наличие сертификата соответствия или его копии, заверенной в установленном порядке, их подлинность, правильность оформления, регистрации и срока действия или наличие в (технической, товаросопроводительной) документации по каждому наименованию продукции сведений о наличии сертификата и его реквизитах; - наличие знака соответствия; - соответствие проверяемой сертифицированной продукции наименованию и количеству продукции, указанных в предъявленных сертификатах или их копиях; - наличие маркировки и инструкции по эксплуатации на русском языке (для импортных товаров); - соответствие сертифицированной продукции обязательным требованиям государственных стандартов. 6 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ6.1 В процессе проверки составляют: - акт отбора образцов по форме ПР 50.1.003, приложение 3 [1]; - протокол испытаний по форме ПР 50.1.003, приложение 4 [1]; - акт проверки по форме приложения 5 и в соответствии с требованиями раздела 5 ПР 50.1.003 [1]. С учетом специфики проведения проверки на предприятиях торговли и в целях упрощения оформления ее результатов рекомендуется составлять акт проверки по форме, указанной в приложении В. 6.2 Акт отбора образцов и протокол испытаний подписывают государственный инспектор, участники проверки и лица, участвующие в идентификации, техническом осмотре и испытаниях соответственно. 6.3 При повторной проверке в правом верхнем углу акта проставляют гриф «Повторно». 6.4 Акт проверки подписывают руководитель проверки, государственный инспектор и привлекаемые к проверке лица, участвующие в проверке (кроме представителей проверяемого субъекта хозяйственной деятельности). 6.5 Руководитель проверяемого субъекта хозяйственной деятельности расписывается в акте, что он получил один экземпляр акта проверки и ознакомлен с ним. В случае отказа руководителя субъекта хозяйственной деятельности от подписи в получении одного экземпляра акта проверки рекомендуется руководителю проверки в присутствии ее участников составлять акт о том, что один экземпляр акта проверки вручен руководителю субъекта хозяйственной деятельности. 6.6 При несогласии с результатами проверки и выводами руководитель проверяемого субъекта хозяйственной деятельности письменно излагает особое мнение, которое прилагается к акту проверки. 7 РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА7.1 На основании акта проверки государственный инспектор выдает субъекту хозяйственной деятельности предписания, применяет к нему и должностным лицам штрафы в соответствии с законами Российской Федерации «О защите прав потребителей» [7], «О стандартизации» [8], «О сертификации продукции и услуг» [9], «Кодексом РСФСР об административных правонарушениях» [10], другими законодательными актами Российской Федерации и в порядке, установленном Госстандартом России. 7.2 Акт проверки с приложениями и выданными предписаниями в течение 10 дней со дня окончания проверки направляют (вручают) руководителю субъекта хозяйственной деятельности и в Ростест-Москва для анализа и обобщения информации о результатах государственного надзора. В случае применения штрафов все материалы проверки, в том числе и оформленные постановления о наложении штрафов, направляют в Ростест-Москва в течение 15 дней со дня окончания проверки. В этот же срок постановление о наложении штрафа направляют (вручают) субъекту хозяйственной деятельности и в банк, обслуживающий предприятие (в случае безакцептного взыскания штрафа). При внедрении в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы «Госнадзор» (АИС «Госнадзор») материалы проверки направляются в Госстандарт России и Ростест-Москва в соответствии с требованиями этой системы. Первый экземпляр акта проверки (с предписаниями и постановлениями) хранят в территориальном органе Госстандарта России, проводившем проверку. 7.3 Информацию о нарушениях обязательных требований государственных стандартов территориальный орган Госстандарта России при необходимости направляет соответствующим органам исполнительной власти, другим органам государственного контроля и надзора, общественным организациям потребителей. 7.4 При установлении нарушений обязательных требований государственных стандартов и (или) правил обязательной сертификации по продукции, прошедшей обязательную сертификацию, территориальный орган Госстандарта России направляет акт проверки в орган по сертификации, выдавший сертификат. 7.5 Для устранения выявленных в результате проверки нарушений руководителю субъекта хозяйственной деятельности рекомендуется разработать план мероприятий по устранению нарушений и направить его в срок, установленный в предписании, в территориальный орган Госстандарта России. Об устранении выявленных нарушений и исполнении предписаний и постановлений о наложении штрафа руководитель субъекта хозяйственной деятельности в письменной форме уведомляет территориальный орган Госстандарта России. 7.6 Для контроля за устранением выявленных нарушений и исполнением предписаний территориальный орган Госстандарта России проводит повторную проверку. При положительном результате повторной проверки субъекту хозяйственной деятельности выдают разрешение на реализацию (поставку, продажу) продукции. Форма разрешения приведена в приложении Г. ПРИЛОЖЕНИЕ А(информационное) ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ АКТА ОТБОРА ОБРАЗЦОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ Б(информационное) ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ПРОТОКОЛА ИДЕНТИФИКАЦИИ, ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА И ИСПЫТАНИЙ Пример
1. Протокол № 11 от 18.08.96
Пример
2. Протокол № 1 от 18.08.96
ПРИЛОЖЕНИЕ В(рекомендуемое)
ПРИЛОЖЕНИЕ Г(рекомендуемое) ФОРМА РАЗРЕШЕНИЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ) ПРОДУКЦИИ
БИБЛИОГРАФИЯ[1] ПР 50.1.003-94 Правила по стандартизации. Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами) [2] ПР 50.2.002-94 Правила по метрологии. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм [3] ПР 50.3.003-94 Правила по метрологии. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций [4] ПР 50.4.004-94 Правила по метрологии. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже [5] Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.93 г. № 995 [6] Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1013 г. Москва [7] Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» [8] Закон Российской Федерации «О стандартизации» [9] Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» [10] «Кодекс РСФСР об административных правонарушениях»
|