Р 50.1.010-96 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТ ГОССТАНДАРТ РОССИИ Предисловие 1 РАЗРАБОТАНЫ Российским центром испытаний и сертификации (Ростест-Москва) ВНЕСЕНЫ Управлением региональной политики и государственного надзора Госстандарта России 2 УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 23 июля 1996 г. № 471 3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Дата введения 1996-10-01 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящие рекомендации определяют структуру годового и квартальных планов территориального органа Госстандарта России по государственному надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией, работами, услугами (далее - государственный надзор); нормативы трудоемкости работ по государственному надзору, а также содержат положения по формированию планов. Рекомендации предназначены для руководителей и работников территориальных органов Госстандарта России, а также для специалистов Госстандарта России, занимающихся планированием, анализом деятельности территориальных органов и организацией проведения целевых проверок по техническим заданиям Управлений и отделов Комитета (далее - целевые проверки). 2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ2.1 В соответствии с [1] (приложение Г) государственный надзор осуществляют на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг. 2.2 Планы территориального органа по государственному надзору разрабатывают, исходя из целей и задач государственного надзора, направленных на предотвращение и пресечение нарушений государственных стандартов, устанавливающих обязательные требования к продукции (работам, услугам), а также правил обязательной сертификации всеми субъектами хозяйственной деятельности. 2.3 Территориальный орган Госстандарта России разрабатывает планы по государственному надзору на год и по кварталам, которые утверждает его руководитель. 2.4 Планы по государственному надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами) рекомендуется увязывать с планами государственного метрологического надзора, а также с планами инспекционного контроля, проводимого территориальным органом в качестве аккредитованного органа по сертификации продукции и услуг. 3 СТРУКТУРА ГОДОВОГО ПЛАНА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА3.1 Годовой план территориального органа по государственному надзору содержит общее количество проверок соблюдения обязательных требований государственных стандартов и (или) правил обязательной сертификации, в том числе сертифицированной продукции, с разбивкой на следующие разделы. 3.1.1 Целевые проверки - задания устанавливают в соответствии с техническими заданиями Госстандарта России. 3.1.2 Проверки приоритетных объектов государственного надзора - задания устанавливают по общему количеству проверок с разбивкой по субъектам хозяйственной деятельности [субъект хозяйственной деятельности - предприятие (организация), т.е. все виды предприятий, предусмотренные действующим законодательством: казенные, унитарные государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества различных типов, некоммерческие предприятия и индивидуальные предприниматели] данного региона. Состав предприятий, групп продукции и услуг из всей совокупности определяет каждый территориальный орган в соответствии с перечнем приоритетных объектов государственного надзора по Российской Федерации в целом, полученным от Госстандарта России, и приоритетных объектов по региону, определенных территориальным органом. Вариант разбивки задания по общему количеству проверок приведен ниже: проверки на предприятиях промышленности, в том числе: - продукция машиностроения; - изделия электротехники; - бытовая радиоэлектронная аппаратура; - пищевые продукты и продовольственное сырье; - продукция легкой промышленности; - сырье и материалы; - прочая продукция; проверки в проектно-конструкторских организациях; проверки на предприятиях хранения продукции; проверки на предприятиях по утилизации продукции; проверки на транспортных предприятиях; проверки на предприятиях торговли; проверки на предприятиях, выполняющих работы и оказывающих услуги населению. 3.1.3 Повторные проверки - проводят с целью контроля за устранением выявленных при проверках нарушений и исполнением выданных предписаний. 3.1.4 Резервные проверки - проводят в случае получения от потребителей, местной администрации, общественных организаций потребителей и территориальных органов Госстандарта России других регионов информации о претензиях к субъекту хозяйственной деятельности по качеству производимой и (или) реализуемой продукции, а также по предложениям (поручениям) местных органов исполнительной власти. 3.2 Задания по целевым проверкам, проверкам приоритетных объектов государственного надзора и по совместным проверкам устанавливают на планируемый год в целом и по кварталам. Задания по повторным и резервным проверкам устанавливают на год в целом без разбивки по кварталам. 3.3 По усмотрению территориального органа из общего запланированного количества проверок (целевых, приоритетных объектов государственного надзора, повторных и резервных) могут быть выделены совместные проверки, проводимые территориальными органами Госстандарта России с органами государственного контроля и Надзора и другими заинтересованными организациями (далее - совместные проверки). 4 СТРУКТУРА КВАРТАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА4.1 Квартальные планы по государственному надзору территориальный орган составляет на основе годового плана на каждый квартал планируемого года. 4.2 Квартальный план содержит задания по проведению проверок с указанием следующих данных. 4.2.1 Объекты проверки (наименование продукции или услуги) с разбивкой по видам предприятий в соответствии с 3.1.2. 4.2.2 Субъект хозяйственной деятельности - наименование проверяемого предприятия. 4.2.3 Цель и вид проверки с выделением следующих проверок: - соблюдения обязательных требований государственных стандартов; - соблюдения правил обязательной сертификации; - целевых; - первичных; - повторных. 4.2.4 Организации, привлекаемые к проверке. 4.2.5 Срок проведения проверки. 4.2.6 Исполнители проверки. 4.2.7 Отметка о выполнении. 4.3 Рекомендуемые формы годового и квартальных планов территориального органа по государственному надзору приведены в приложениях А, Б. 5 НОРМАТИВЫ ТРУДОЕМКОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОКДля расчета трудовых затрат территориального органа по государственному надзору на планируемый год и на каждый квартал года рекомендуется использовать нормативы, приведенные ниже. 5.1 Средняя трудоемкость одной проверки соблюдения обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации - 9,0 - 10,0 чел.-дней. 5.2 Средняя трудоемкость одной проверки соблюдения обязательных требований государственных стандартов - 7,0 - 7,5 чел.-дней. 5.3 Средняя трудоемкость одной проверки соблюдения правил обязательной сертификации - 5,5 - 6,0 чел.-дней. 5.4 Норматив количества проведения целевых проверок - до 20 % от общего количества проверок. 5.5 Нормативы определены, исходя из анализа трудовых затрат на выполнение работ по подготовке и проведению проверок, - в соответствии с [1], [2], [3] (приложение Г). 5.6 Учитывая, что часть рабочего времени государственного инспектора занимают проведение резервных проверок, подготовка справочных материалов и периодических отчетов, целесообразно планировать не менее двух проверок в месяц на одного государственного инспектора. 6 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ НАДЗОРУ6.1 Исходные данные для годового и квартальных планов по государственному надзору формируют на основе перечня приоритетных объектов государственного надзора, технических заданий на проведение целевых проверок, предложений (поручений) местных органов исполнительной власти и имеющейся у территориальных органов информации о качестве продукции и услуг. 6.2 Управления и отделы Госстандарта России: - региональной политики и государственного надзора; - стандартизации и сертификации в машиностроении; - стандартизации и сертификации продукции пищевой, легкой промышленности и с/х производства; - стандартизации и сертификации сырья и материалов; - технической политики и координации работ по сертификации; - научно-техническое (в области общетехнических стандартов и стандартов на тару и упаковку); - стандартизации и сертификации информационных технологий, продукции электротехники и приборостроения осуществляют: - определение на планируемый год номенклатуры продукции и услуг, подлежащих проверке на соответствие обязательным требованиям государственных стандартов и правилам обязательной сертификации; - разработку технических заданий на проведение целевых проверок на планируемый год и по кварталам года; - согласование разработанных номенклатуры и технических заданий с Управлением региональной политики и государственного надзора. 6.3 Рекомендуемая форма технического задания приведена в приложении В. 6.4 Управление региональной политики и государственного надзора Госстандарта России на основе номенклатуры продукции и услуг составляет перечень приоритетных объектов государственного надзора на планируемый год по Российской Федерации в целом. Перечень приоритетных объектов государственного надзора и технические задания на проведение целевых проверок Управление направляет в территориальные органы не позднее чем за два месяца до начала планируемого года для формирования планов по государственному надзору. В течение планируемого года технические задания на проведение целевых проверок должны поступать в территориальные органы не позднее чем за один месяц до их начала. 6.5 Местные органы исполнительной власти могут вносить предложения (давать поручения) территориальным органам по проведению проверок при наличии и на основе поступающей информации от общественных организаций потребителей и отдельных граждан. В предложениях рекомендуется указывать: - перечень продукции и услуг, намечаемых к проверке; - перечень субъектов хозяйственной деятельности, намечаемых к проверке, с указанием сроков проверки; - перечень органов государственного контроля и надзора, участвующих в проверке, с указанием органа, ответственного за подготовку и проведение проверки. Предложения (поручения) местных органов исполнительной власти, подписанные руководителями этих органов, включают в годовой и (или) квартальные планы в раздел «Резервные проверки» по мере их поступления в территориальные органы Госстандарта России. 7 ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ НАДЗОРУ7.1 Территориальные органы Госстандарта России приступают к разработке годового плана и плана 1-го квартала не позднее чем за 1,5 - 2 месяца до начала планируемого года. Планы на 2-й, 3-й и 4-й кварталы разрабатывают не позднее чем за 1 - 1,5 мес. до начала соответствующего квартала. 7.2 Территориальный орган разработку планов по государственному надзору осуществляет по этапам, приведенным ниже. 7.2.1 Расчет количества проверок соблюдения обязательных требований государственных стандартов и (или) проверок соблюдения правил обязательной сертификации на планируемый год, в том числе: - расчет количества целевых проверок; - расчет количества проверок приоритетных объектов государственного надзора; - расчет количества повторных проверок - на основе своего прошлого опыта и анализа выданных предписаний; - расчет количества резервных проверок - на основе информации, поступившей от союзов (обществ) потребителей, предложений (поручений) местных органов исполнительной власти, а также жалоб и претензий потребителей к субъектам хозяйственной деятельности. Расчеты проводят, исходя из численности государственных инспекторов по надзору за стандартами и нормативов трудоемкости, приведенных в разделе 5 настоящих Рекомендаций. 7.2.2 Распределение годового объема работ по государственному надзору в годовом плане проводят в соответствии с разделом 3 настоящих Рекомендаций. 7.2.3 Распределение годового объема работ по государственному надзору в квартальных планах проводят в соответствии с разделом 4 настоящих Рекомендаций. 7.3 После утверждения планов государственного надзора (как годового, так и квартальных) руководителем территориального органа они становятся официальными документами, обязательными для исполнения всеми должностными лицами данного территориального органа. 7.4 В течение года допускается вносить в планы государственного надзора изменения в части объектов проверки, проверяемых субъектов хозяйственной деятельности и сроков проведения проверок, если запланированный к проверке субъект хозяйственной деятельности по тем или иным причинам не работает или в запланированный период продукции, намечаемой к проверке, нет в наличии, а также при необходимости проведения незапланированных целевых и повторных проверок. Все изменения к планам государственного надзора утверждает руководитель территориального органа. 7.5 Планирование работ по государственному надзору должно коррелироваться с отчетностью, которую территориальные органы представляют в Госстандарт России о результатах государственного надзора. ПРИЛОЖЕНИЕ А(рекомендуемое)
Годовой план территориального органа по государственному надзору на 199 _ г.
Руководитель отдела (группы) госнадзора ___________________________ (Ф.И.О.) подпись ПРИЛОЖЕНИЕ Б(рекомендуемое)
Квартальный план территориального органа по государственному надзору на ____ квартал 199_ г.
Руководитель отдела (группы) госнадзора ____________________________________ (Ф.И.О.) подпись ПРИЛОЖЕНИЕ В(рекомендуемое)
ПРИЛОЖЕНИЕ Г[1] ПР 50.1.003-94 Правила по стандартизации. Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами) [2] Р 50.1.005-95 Рекомендации по стандартизации. Государственный надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов при оказании услуг и за сертифицированными услугами [3] Р 50.1.006-95 Рекомендации по стандартизации. Государственный надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной промышленной продукцией
|