ГОСТ 30496-97 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СТОП-КРАНЫ ДЛЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОВЕТ Минск
Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 243 «Вагоны» ВНЕСЕН Госстандартом России 2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 12-97 от 21 ноября 1997 г.) За принятие проголосовали:
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 1 апреля 1998 г. № 103 межгосударственный стандарт ГОСТ 30496-97 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1999 г. 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ГОСТ 30496-97 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СТОП-КРАНЫ ДЛЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ТОРМОЗНОГО
ОБОРУДОВАНИЯ Общие технические условия Emergency stop valves for pneumatic systems of railway rolling stock brake equipment. General specifications Дата введения 1999-01-01 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящий стандарт распространяется на стоп-краны, применяемые для осуществления экстренного торможения поезда. Стоп-краны предназначены для подвижного состава железных дорог. Обязательные требования к качеству стоп-кранов, в том числе обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, изложены в 3.1; 4.1.2; 4.1.11; 4.1.12; 4.2.2; разделах 6, 7, 9. 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 9.032-74 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения ГОСТ 12.3.001-85 ССБТ. Пневмоприводы. Общие требования безопасности к монтажу, испытаниям и эксплуатации ГОСТ 1412-85 Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки ГОСТ 1583-93 Сплавы алюминиевые литейные. Технические условия ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия ГОСТ 6357-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба трубная цилиндрическая ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды ГОСТ 15846-79 Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение ГОСТ 16093-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Допуски. Посадки с зазором ГОСТ 18460-91 Пневмоприводы. Общие технические требования ГОСТ 24597-81 Пакеты тарно-штучных грузов. Основные параметры и размеры ГОСТ 24705-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Основные размеры ГОСТ 26645-85 Отливки из металлов и сплавов. Допуски размеров, массы и припуски на механическую обработку ГОСТ 26663-85 Пакеты транспортные. Формирование с применением средств пакетирования. Общие технические требования 3 ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ3.1 Основные параметры и размеры стоп-кранов должны соответствовать указанным в таблице 1. Таблица 1
3.2 Максимальные габаритные и присоединительные размеры стоп-кранов указаны на рисунке 1. СТОП-КРАН 163 Рисунок 1 Примечание - Рисунок не устанавливает конструкцию отдельных элементов стоп-кранов. Габаритные размеры приведены для справок. 3.3 Пример условного обозначения стоп-крана: Стоп-кран 163 ГОСТ 30496-97 4 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ4.1 Требования к конструкции и материалам 4.1.1 Стоп-краны следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке. 4.1.2 Стоп-краны изготавливают в исполнении У категории 1 по ГОСТ 15150. Максимально допустимый интервал температур окружающего воздуха, при котором должна обеспечиваться работоспособность изделия, - от плюс 50 до минус 55 °С. В соответствии с договорами на поставку или контрактами стоп-краны допускается изготавливать в других исполнениях. 4.1.3 Корпус и седло стоп-крана должны быть изготовлены из серого чугуна марки СЧ18 по ГОСТ 1412 или по согласованию с заказчиком (потребителем) из других материалов, не уступающих ему по своим показателям. 4.1.4 Предельные отклонения размеров и массы отливок не должны быть ниже 9-го класса точности, припуски на механическую обработку должны соответствовать 3-му ряду припусков по ГОСТ 26645. 4.1.5 На поверхностях деталей стоп-кранов после механической обработки, а также на необработанных поверхностях поковок и штамповок не должно быть трещин, волосовин, плен. 4.1.6 Резьба на стоп-кранах должна выполняться: трубная цилиндрическая по ГОСТ 6357, класс точности В; метрическая по ГОСТ 24705, поле допуска 8q и 7Н по ГОСТ 16093. На поверхности резьб не допускаются рванины, забоины и выкрашивания, если они по глубине выходят за пределы среднего диаметра, и если общая протяженность рванин и выкрашиваний по всей резьбе по длине превышает половину витка. 4.1.7 Трущиеся и обработанные поверхности следует покрывать смазочными материалами, марки которых указывают в чертежах. 4.1.8 Наружные необработанные поверхности чугунных литых деталей стоп-кранов должны иметь покрытие по VII классу по ГОСТ 9.032, марка которого должна быть указана в рабочих чертежах. По согласованию с заказчиком (потребителем) стоп-краны допускается поставлять в загрунтованном виде. 4.1.9 Перед сборкой все детали стоп-кранов должны быть очищены, на поверхности не должно быть следов консервации, протирочных материалов, влаги и загрязнения. 4.1.10 Стоп-краны допускается изготавливать с ручкой из алюминиевого сплава марки АК7 по ГОСТ 1583, ковкого чугуна, других материалов - с механическими свойствами не ниже указанной марки сплава, или без нее, в соответствии с договором на поставку или контрактом. 4.1.11 Стоп-краны должны быть герметичными при максимальном рабочем давлении. 4.1.12 Краны должны соответствовать требованиям прочности при давлении не менее 1,5 максимального давления сжатого воздуха по ГОСТ 18460. 4.2.1 Срок службы стоп-крана до списания - не менее 20 лет. 4.3 Маркировка 4.3.1 На корпусе или седле стоп-крана должны быть выбиты или отлиты: - товарный знак завода-изготовителя; - условный номер крана; - месяц и две последние цифры года изготовления. 4.4 Комплектность 4.4.1 Партия стоп-кранов, отгружаемых в один адрес по одному сопроводительному документу, должна сопровождаться не менее чем двумя комплектами эксплуатационной документации, в состав которой входят: - паспорт; - техническое описание и инструкция по эксплуатации. 5 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ5.1 Конструкция стоп-кранов при их эксплуатации должна обеспечивать безопасность проезда пассажиров и обслуживающего персонала. 5.2 Конструкция стоп-крана должна обеспечивать возможность свободного поворота рукоятки из нормального положения усилием до 30 кгс и не допускать самопроизвольного срабатывания. 5.3 Ремонтные работы, монтаж и демонтаж стоп-кранов следует проводить при отключенных источниках питания сжатым воздухом и отсутствии давления в тормозной магистрали. 5.4 Стоп-краны являются экологически чистой продукцией, не оказывающей вредного воздействия на людей и окружающую среду. 6 ПРАВИЛА ПРИЕМКИ6.1 Для проверки соответствия стоп-кранов требованиям настоящего стандарта изготовитель должен проводить приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания. 6.2 При приемо-сдаточных испытаниях стоп-краны должны подвергаться выборочному контролю по 4.1.6, 4.1.8, проверке размеров, герметичности и работоспособности в соответствии с технической документацией. Объем выборки должен составлять 1 % от партии в количестве не более суточного выпуска, но не менее 2 шт. Результаты выборочного контроля распространяют на всю партию стоп-кранов. 6.3 Окрашивание и выборочный контроль качества защитного покрытия по 4.1.8 проводят после проведения испытаний по 6.2. 6.4 Раз в три года следует проводить периодические испытания трех стоп-кранов, прошедших приемо-сдаточные испытания, на соответствие требованиям настоящего стандарта. Периодические испытания проводит предприятие-изготовитель с представителем заказчика (потребителя). 6.5 При изменении технологии изготовления или конструкции, которые могут повлиять на технические характеристики стоп-кранов, следует проводить типовые испытания на соответствие требованиям настоящего стандарта. Решение о проведении типовых испытаний принимает предприятие-изготовитель по согласованию с заказчиком (потребителем). 6.6 По результатам приемо-сдаточных испытаний оформляют сопроводительный документ. Результаты периодических испытаний оформляют протоколом. Результаты типовых испытаний оформляют отчетом с приложением протокола испытаний. 6.7 Представителю заказчика (потребителя) предоставляется право проводить контрольные испытания в объеме приемо-сдаточных испытаний в количестве 1 % от партии, но не менее 2 шт. 6.8 При выявленном в результате испытаний несоответствии хотя бы одного стоп-крана требованиям настоящего стандарта проводят повторные испытания на удвоенном количестве стоп-кранов. При неудовлетворительных результатах повторных испытаний все стоп-краны данной партии возвращают для устранения недостатков. 6.9 Периодические и типовые испытания проводят по программе, разработанной предприятием-изготовителем и согласованной с заказчиком (потребителем). В программе устанавливают объем, порядок и методику проведения испытаний. 7 МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ7.1 Внешний вид стоп-кранов проверяют визуально, присоединительные и габаритные размеры - специальным или универсальным измерительным инструментом. 7.2 Герметичность затвора стоп-кранов следует проверять при максимальном рабочем давлении измерением падения давления в определенный период времени. Стоп-краны считают выдержавшими испытания на герметичность затвора, если в течение 1 мин не наблюдается падение давления. При испытании на герметичность затворов стоп-кранов рукоятку следует устанавливать в положение «закрыто», давление должно подаваться во входной патрубок. Допускается проверку на герметичность проводить обмыливанием. Кран считают выдержавшим испытания, если в течение 1 мин на обмыленных поверхностях не появляются мыльные пузыри. Допускаются другие методы проверки герметичности затвора при тех же требованиях. 7.3 Прочность стоп-кранов следует проверять гидравлическим пробным давлением, равным 1,5 максимального давления сжатого воздуха, в течение 5 мин по ГОСТ 12.3.001. Испытания на прочность следует проводить до покрытия стоп-крана краской. При проведении испытания должно быть обеспечено вытеснение воздуха из внутренних полостей стоп-крана. Жидкость, оставшаяся после испытания, должна быть удалена. Стоп-кран считают выдержавшим испытание на прочность, если не обнаружено разрушений и следов деформации. 7.4 Проверку показателей надежности (4.2) и работоспособности в заданных климатических условиях (4.1.2) проводят при приемочных и периодических испытаниях по программе изготовителя. 7.5 Входной контроль на герметичность на предприятии-потребителе проводят по методике предприятия-изготовителя. 8 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ8.1 Стоп-краны должны быть упакованы в деревянные ящики по ГОСТ 2991. Упаковка должна обеспечивать предохранение стоп-кранов от повреждений. В каждый ящик должен быть вложен упаковочный лист. Масса ящика брутто - не более 80 кг. Допускается транспортирование грузов в пакетах по ГОСТ 24597 и ГОСТ 26663; для районов Крайнего Севера - в ящиках по ГОСТ 15846. 8.2 Перед упаковкой в тару присоединительные отверстия должны быть закрыты заглушками, колпачками, или каждый кран должен быть завернут в плотную бумагу. Тара должна обеспечивать предохранение кранов от повреждений при транспортировании любым видом транспорта. 8.3 Транспортная маркировка грузовых мест - по ГОСТ 14192. 8.4 Стоп-краны следует хранить в условиях, гарантирующих их от загрязнений и повреждений, они не должны подвергаться воздействию паров масел и бензина. Условия хранения - по группе ОЖ4 (5) по ГОСТ 15150. 8.5 Стоп-краны транспортируют всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на транспорте данного вида. 9 УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ9.1 При эксплуатации стоп-кранов следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации, разработанной изготовителем. 9.2 Не допускается замена при эксплуатации узлов стоп-кранов другими, отличающимися по конструкции или материалам от предусмотренных в документации, без согласования с изготовителем. 10 ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ10.1 Изготовитель гарантирует соответствие стоп-кранов требованиям настоящего стандарта при соблюдении потребителем условий эксплуатации, хранения и транспортирования. Гарантийный срок стоп-кранов - 2 года со дня ввода в эксплуатацию, но не более 2,5 лет с момента выпуска.
Ключевые слова: стоп-краны, экстренное торможение поезда, пневматические системы, подвижной состав железных дорог
СОДЕРЖАНИЕ
|