НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРОИТЕЛЕЙ Стандарт организации Автомобильные дороги УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ Часть 5 Устройство асфальтобетонных покрытий СТО НОСТРОЙ 2.25.40-2011 Москва 2012 Предисловие
СОДЕРЖАНИЕ (Измененная редакция. Изм. № 1) ВведениеНастоящий стандарт разработан в соответствии с Программой стандартизации Национального объединения строителей, утвержденной Решением Совета Национального объединения строителей от 20 апреля 2011 г. Стандарт направлен на реализацию в Национальном объединении строителей Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и иных законодательных и нормативных актов, действующих в области градостроительной деятельности. Авторский коллектив: докт. техн. наук А.В. Руденский (ФГУП РосдорНИИ), канд. техн. наук Г.Н. Кирюхин (ОАО СоюздорНИИ), канд. техн. наук М.С. Мелик-Багдасаров (ЗАО Асфальттехмаш), канд. техн. наук Э.В. Котлярский (МАДИ), А.В. Коротков (МАДИ). Работа выполнена под руководством докт. техн. наук, проф. В.В. Ушакова (МАДИ) и канд. техн. наук Л.А. Хвоинского (СРО НП «МОД СОЮЗДОРСТРОЙ»), СТАНДАРТ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРОИТЕЛЕЙ
1 Область примененияНастоящий стандарт организации распространяется на автомобильные дороги и устанавливает правила производства работ при устройстве асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог из холодного асфальтобетона. Положения раздела 7 являются рекомендуемыми. (Измененная редакция. Поправка) 2 Нормативные ссылкиВ настоящем документе использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и своды правил: ГОСТ 427-75 Линейки измерительные механические. Технические условия ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия ГОСТ 10528-90 Нивелиры. Общие технические условия ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний ГОСТ 24297-2013 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетоны щебеночномастичные. Технические условия ГОСТ Р 50597-93 Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ Р 52056-2003 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия ГОСТ Р 52128-2003. Эмульсии битумные дорожные. Технические условия ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги СТО НОСТРОЙ 2.25.36-2011 Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 1. Общие положения СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011 Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 2. Устройство асфальтобетонных покрытий из горячего асфальтобетона Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальных сайтах национального органа Российской Федерации по стандартизации и НОСТРОЙ в сети Интернет или по ежегодно издаваемым информационным указателям, опубликованным по состоянию на 1 января текущего года. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться новым (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. (Измененная редакция. Изм. № 1) 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 асфальтоукладчик: Самоходная машина, предназначенная для приемки, распределения, выравнивания и предварительного уплотнения асфальтобетонной смеси при устройстве дорожных покрытий. 3.2 битум модифицированный полимером: Органическое вяжущее, полученное после введения в битум модифицирующих добавок полимеров с целью изменения свойств материала для достижения требуемых показателей. 3.3 вибрационный каток: Самоходная дорожная машина на гладких металлических вальцах, один или два из которых являются вибрационными для послойного уплотнение асфальтобетонных смесей и других материалов конструктивных слоев дорожной одежды. 3.4 винтовой шнек: Рабочий орган асфальтоукладчика для равномерного распределения смеси по ширине укладываемой полосы. 3.5 выглаживающая плита: Рабочий орган асфальтоукладчика статического или вибрационного типа для создания поперечного профиля, выравнивания и предварительного уплотнения уложенного слоя заданной толщины и ширины. 3.6 гладковальцовый каток: Самоходная дорожная машина на гладких металлических вальцах, с помощью которых производится послойное уплотнение асфальтобетонных смесей и других материалов конструктивных слоев дорожной одежды. 3.7 каток на пневматических шинах: Самоходная дорожная машина на пневматических шинах с гладким или рифленым протектором для послойного уплотнение асфальтобетонных смесей и других материалов конструктивных слоев дорожной одежды. 3.8 комбинированный каток: Самоходная дорожная машина, имеющая один гладкий металлический вибрационный валец на одной оси и пневматические шины на другой оси, для послойного уплотнение конструктивных слоев нежесткой дорожной одежды из асфальтобетонных смесей и других материалов. 3.9 поверхностно-активное вещество: Минеральные или органические добавки, вводимые в смесь для повышения сцепления вяжущего с поверхностью каменного материала или с целью регулирования процессов формирования в смеси. 3.10 покрытие: Верхний слой дорожной одежды, воспринимающий усилия от колес автомобилей и подвергающийся непосредственному воздействию атмосферных факторов. 3.11 полимерно-битумное вяжущее: Органическое вяжущее, полученное путем объединения битума с полимером в присутствии пластификатора или без него. 3.12 брус вибрационный (вибробрус): Вибрационный уплотняющий рабочий орган с узкой опорной плитой в виде бруса и с несколькими вибраторами, размещенными в один ряд, применяющийся для предварительного уплотнения песчаного слоя, слоев цементобетонных, асфальтобетонных, цементогрунтовых и других смесей. 3.13 холодная асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка и минерального порошка), жидкого дорожного битума или битумной эмульсии (с полимерными добавками или без них), взятых в определенных рациональных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии. 3.14 холодный асфальтобетон: Уплотненная холодная асфальтобетонная смесь. 4 Требования к материалам, холодным асфальтобетонным смесям и холодному асфальтобетону4.1 Требования к материалам 4.1.1 Для приготовления холодного асфальтобетона применяют щебень из плотных горных пород по ГОСТ 8267 и щебень из металлургических шлаков по ГОСТ 3344 с размером фракций от 5 до 40 мм. Физико-механические характеристики щебня в зависимости от типа и марки смеси приведены в таблице Г.1 (приложение Г). Примечание - Для смесей II марки допускается снижать износостойкость щебня на одну марку при соответствующем технико-экономическом обосновании. 4.1.2 Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне должно быть не более, % по массе: - 10 - для смесей I марки; - 20 - для смесей II марки. 4.1.3 Содержание дробленых зерен в применяемом щебне из гравия должно быть не менее, % по массе: - 90 - для смесей I марки; - 80 - для смесей II марки. 4.1.4 Номинальный максимальный размер щебня и вид асфальтобетона рекомендуется назначать в зависимости от толщины устраиваемого конструктивного слоя в соответствии с данными таблицы 4.1. Таблица 4.1
4.1.5 Природный песок должен отвечать требованиям ГОСТ 8736. 4.1.6 Песок из отсевов дробления горных пород должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736 и таблице Г.2 (приложение Г). Марка по прочности песка должна быть не ниже 1000, содержание глинистых частиц, определяемых методом набухания, не более 0,5 %, а содержание зерен мельче 0,16 мм в песке не должно превышать 20 %. Примечание - В смесях II марки допускается применять шлаковый песок, соответствующий требованиям ГОСТ 3344, песок из отсевов дробления осадочных (карбонатных и других) горных пород с прочностью от 600 до 1000, а также природный песок в соотношении с песком из отсевов дробления не более чем 1:1. 4.1.7 Минеральный порошок должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 52129. При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается применять взамен минерального порошка пыль из системы пылеулавливания смесительной установки в количестве до 50 % по массе в смесях I марки и без ограничения в смесях II марки. 4.1.8 Содержание глинистых частиц в пыли улавливания по методу набухания в цилиндре не должно превышать 5,0 % по массе. 4.1.9 В качестве вяжущих применяют: - битумы нефтяные дорожные жидкие по ГОСТ 11955; - битумные эмульсии по ГОСТ Р 52128; - органические вяжущие, полученные на основе полимерно-битумных вяжущих дорожных (на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол по ГОСТ Р 52056), а также другие битумные вяжущие с улучшенными свойствами, включая модифицированные, по техническим условиям производителя. Марка исходного битума, полимерно-битумного вяжущего и битума модифицированного полимером должна соответствовать климатическим и транспортно-эксплуатационным условиям применения холодного асфальтобетона в покрытии автомобильных дорог в соответствии с таблицей Б.1 (приложение Б). 4.1.10 Для холодных асфальтобетонных смесей может использоваться эмульсия ЭБК-3 или ЭБПК-3 в соответствии с таблицей Б.2 (приложение Б). 4.1.11 В качестве замедлителя скорости распада эмульсий при подборе ее состава применяются растворы эмульгаторов, при приготовлении которых используются поверхностно-активные вещества (ПАВ) типа жирных полиаминов, амидоаминов, имидазолинов и четвертичных аммониевых солей или сульфат алюминия. 4.1.12 В качестве фибры для повышения эксплуатационных свойств эмульсионного вяжущего допускается использовать стекловолокно в виде непрерывной нити, подлежащей измельчению специальной установкой до 0,5 - 3,0 см или в заранее измельченном виде путем предварительного введения в смесь. Используемое стекловолокно должно иметь линейную плотность не менее 2400 текс, влажность не более 0,2 % и не содержать загрязняющих примесей. 4.1.13 При неудовлетворительной адгезии битумного вяжущего к поверхности каменных материалов по пункту 24 ГОСТ 9128 необходимо применять добавки ПАВ и активаторов, чтобы обеспечить требуемую водостойкость асфальтобетона. 4.2 Холодные асфальтобетонные смеси и асфальтобетон 4.2.1 В зависимости от крупности заполнителя холодные асфальтобетонные смеси подразделяются на виды: - крупнозернистые; - мелкозернистые; - песчаные. Максимальный размер щебня или гравия и вид асфальтобетона рекомендуется назначать в соответствии с пунктом 4.1.12. СТО НОСТРОЙ 2.25.37. 4.2.2 В зависимости от применяемого крупного заполнителя холодные асфальтобетонные смеси делятся на щебенистые и гравийные. 4.2.3 В зависимости от содержания каркасных зерен смеси бывают среднещебенистые (Бх), малощебенистые (Вх) и песчаные из дробленого (Гх) и природного (Дх) песка. 4.2.4 В зависимости от остаточной пористости холодные смеси могут быть высокопористыми и плотными. 4.2.5 Холодные смеси и холодный асфальтобетон в зависимости от качества применяемых материалов подразделяют на марки, приведенные в таблице 4.2. Таблица 4.2 - Классификация холодных асфальтобетонных смесей по маркам
4.2.6 Зерновые составы минеральной части смесей должны отвечать требованиям таблицы А.1 (приложение А). 4.2.7 Пористость минеральной части различных типов холодных асфальтобетонов должна быть не менее: - Бх - 18 %; - Вх - 20 %; - Гх, Дх - 22 %; - высокопористых щебенистых - 19 %. 4.2.8 Холодные асфальтобетоны типов Бх, Вх, Гх и Дх должны иметь остаточную пористость от 6,0 % до 10,0 %, а водонасыщение - от 5,0 % до 9,0 % по объему. 4.2.9 Слеживаемость холодных асфальтобетонных смесей оценивается числом ударов груза по конусу по ГОСТ 12801, не более 10. 4.2.10 Технические требования к показателям физико-механических свойств холодных асфальтобетонных смесей в зависимости от дорожно-климатической зоны и марки смеси приведены в таблице А.2 (приложение А) и должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128 и настоящего стандарта. 4.2.11 Технические требования к показателям физико-механических свойств высокопористых щебеночных холодных асфальтобетонных смесей для устройства нижних слоев дорожных покрытий и оснований приведены в таблице А.3 (приложение А) и должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128 и настоящего стандарта. 4.2.12 Холодные смеси должны быть устойчивыми к расслаиванию при хранении в накопительных бункерах и штабелях, транспортировании и загрузке-выгрузке. 4.2.13 Смеси должны быть однородными и иметь блестящий черный цвет. Однородность смесей оценивается по ГОСТ 12801 коэффициентом вариации водонасыщения, который должен быть не более 0,15. 5 Технология устройства покрытий из холодных асфальтобетонных смесей5.1 Общие положения 5.1.1 Покрытие из холодного асфальтобетона следует устраивать при температуре окружающего воздуха не ниже плюс 5 °С на основаниях с положительной температурой. Для укладки холодных асфальтобетонных смесей при пониженных температурах воздуха необходимо разрабатывать специальный технологический регламент. 5.1.2 В состав работ по устройству покрытий из холодного асфальтобетона входят следующие технологические операции: - подготовительные работы; - приемка доставленной асфальтобетонной смеси и выгрузка в бункер асфальтоукладчика или другого механизма; - укладка смеси асфальтоукладчиком или другим механизмом; - уплотнение уложенного слоя. 5.1.3 Темп укладки холодной асфальтобетонной смеси должен быть непрерывным и согласован с запасами, предварительно заготовленными на приобъектном складе или на складе асфальтобетонного завода, количеством транспортных средств для доставки смеси, производительностью асфальтоукладчика (асфальтоукладчиков) и звена дорожных катков для уплотнения покрытия. Темп работ устанавливается проектом производства работ. 5.1.4 Для укладки смеси рекомендуется применять асфальтоукладчики с автоматической системой обеспечения ровности и поперечного уклона. 5.1.5 Для уплотнения покрытий из асфальтобетонной смеси применяют дорожные катки массой от 8 до 18 т. 5.2 Подготовительные работы 5.2.1 Подготовительные работы при устройстве покрытий из холодных асфальтобетонных смесей производят в соответствии с пунктами 5.2.1 - 5.2.4 СТО НОСТРОЙ 2.25.36. 5.2.2 Приготовленную асфальтобетонную смесь в зависимости от конструкции асфальтосмесительной установки перемещают в накопительный бункер и затем на склад холодной асфальтобетонной смеси на асфальтобетонном заводе или в кузов автомобиля-самосвала для транспортирования на временный приобъектный склад в непосредственной близости от места укладки смеси в покрытие. 5.2.3 Укладка смеси в штабель приобъектного склада или склада асфальтобетонного завода во избежание слеживаемости должная производиться после ее остывания до температуры окружающего воздуха. Температуру смеси при перевозке можно ориентировочно определить по зависимости В.1 и таблице В.2 (приложение В). 5.2.4 Хранение холодной асфальтобетонной смеси в летний период возможно в открытом штабеле высотой не более 2 метров в течение 2 месяцев во избежание слеживаемости. 5.2.5 Зимой хранение смеси необходимо организовать в закрытом складе или под навесом. На территории асфальтобетонного завода целесообразно предусмотреть склад временного хранения остывающей холодной асфальтобетонной смеси емкостью, позволяющей разместить смесь, в количестве до 1 сменной выработки асфальтобетонного завода. Примечание - При стесненных условиях организуется временная площадка для хранения холодной асфальтобетонной смеси, выпущенной асфальтосмесителем за 3 - 5 ч работы асфальтобетонного завода. 5.3 Доставка смеси на объект 5.3.1 Необходимое количество и грузоподъемность транспортных средств и технологические этапы перевозки определяют в соответствии с пунктами 5.3.1 - 5.3.3 СТО НОСТРОЙ 2.25.36. 5.3.2 Температура асфальтобетонной смеси при отгрузке потребителю должна быть равна температуре воздуха, но не выше плюс 35 °С. При больших расстояниях перевозки и предполагаемом хранении смеси в штабеле на приобъектном складе допускается отгрузка неостывшей смеси. 5.3.3 Дальность и продолжительность транспортирования холодных асфальтобетонных смесей не ограничена. При отгрузке еще неостывшей смеси необходимо определить время ее остывания в процессе перевозки по формуле (В.1) и рисунку В.2 (приложение В). 5.3.4 Требуемое количество автомобилей-самосвалов соответствующей грузоподъемности определяется с учетом состояния автомобильных дорог, погодноклиматических условий, емкости и удаленности приобъектного склада для временного хранения холодной асфальтобетонной смеси. 5.3.5 Производитель работ на объекте перед разгрузкой автомобиля-самосвала должен убедиться, что доставлен необходимый вид холодной асфальтобетонной смеси. Если смесь не соответствует предъявляемым требованиям, согласно 4.2.11 настоящего стандарта, то машина с забракованной смесью отправляется на асфальтобетонный завод. 5.4 Устройство покрытий из холодных асфальтобетонных смесей 5.4.1 Устройство покрытий из холодных асфальтобетонных смесей осуществляется в соответствии с пунктами 5.4.1 - 5.4.9, 5.4.11 СТО НОСТРОЙ 2.25.36. Примечание - Предварительно необходимо осуществить прорезку ранее уложенного и уплотненного слоя асфальтобетонного покрытия на всю его толщину по линии поперечного стыка с помощью нарезчика с алмазным диском, а затем удалить лишний материал в подготавливаемой зоне за линией стыка. Местоположение линии стыка определяется с помощью 3-метровой рейки, прикладываемой в продольном направлении в месте сопряжения. 5.5 Уплотнение асфальтобетонных слоев 5.5.1 Холодную асфальтобетонную смесь уплотняют дорожными катками после распределения ее асфальтоукладчиком. Примечание - Уплотнение следует начинать с поперечного сопряжения полос. 5.5.2 При уплотнении слоев покрытий толщиной до 10 см рекомендуется использование катков на пневматических шинах массой 16 т (от 6 до 8 проходов по одному следу) или гладковальцовых катков массой от 6 до 10 т (от 4 до 6 проходов). Уплотнение холодных асфальтобетонных смесей с активированными материалами допускается производить катками массой от 10 до 13 т, если в процессе уплотнения не появляются трещины. 5.5.3 При устройстве оснований толщиной слоя от 10 до 18 см используется самоходный каток на пневматических шинах массой 16 т (от 6 до 8 проходов), затем гладковальцовый каток массой от 10 до 12 т (от 4 до 6 проходов по одному следу). 5.5.4 Рабочая скорость движения катков при первых двух проходах не должна превышать 2 - 3 км/ч, при последующих - 12 - 15 км/ч. 5.5.5 Давление в шинах катка в начале уплотнения должно быть не более 0,3 МПа, при окончании - 0,8 МПа. 5.5.6 При движении катков необходимо исключить резкое торможение и реверсирование. 5.5.7 Первый проход каток должен совершить по краю ранее уложенной полосы. При этом валец должен выходить за край полосы на 5 - 10 см. В процессе уплотнения катки должны осуществлять челночное движение по укатываемой полосе в продольном направлении, перекрывая каждый след на 20 - 30 см в поперечном направлении. Уплотнение надо начинать от краев к оси дороги, а затем от оси к краям. Схема укатки должна обеспечивать равномерное уплотнение по ширине укатываемого полотна, что достигается одинаковым числом проходов катков по одному следу. 5.5.8 При большой ширине укладки и высоком темпе работ катки располагаются уступом друг за другом и перемещаются каждый по своей полосе уплотнения с перекрытием следа (переднего катка задним) на 20 - 30 см. Совершив один двойной проход, катки смещаются поперек полосы укладки на ширину вальцов с учетом перекрытия следа. После уплотнения покрытия по всей ширине укладки катки возвращаются на исходную позицию (на первую полосу уплотнения), после чего цикл проходов повторяется. Расстояние между катками в данном случае ограничивается условиями требований техники безопасности и может составлять от 2 до 3 м. Необходимо исключить остановку катков на неуплотненном слое. Примечание - Длина микрозахватки уплотнения зависит от принятой схемы организации работ, подвоза асфальтобетонной смеси, ширины проезжей части и ширины укладки и может составлять от 50 до 60 м, а в стесненных условиях - от 30 до 40 м. 5.5.9 В зависимости от погодно-климатических условий в начальный период эксплуатации покрытия из холодного асфальтобетона необходимо для его доуплотнения и формирования организовать регулирование движения автомобильного транспорта по разным полосам наката путем установки ограждений. Необходимо исключить проезд автомобилей по одной полосе наката и ограничить скорость движения 40 км/ч путем установки временных дорожных знаков. 6 Контроль качества работ и приемо-сдаточные испытания6.1 Операционный контроль качества устройства асфальтобетонных покрытий 6.1.1 Операционный контроль осуществляют в полном соответствии с пунктами 6.1.1 - 6.1.14 СТО НОСТРОЙ 2.25.37. 6.1.2 Схема проведения контроля качества асфальтобетонной смеси приведена в приложении Д. 6.2 Приемочный контроль 6.2.1 Приемку работ при устройстве дорожных асфальтобетонных покрытий осуществляют согласно СНиП 3.06.03, в полном соответствии с пунктами 6.2.1 - 6.2.13 СТО НОСТРОЙ 2.25.37. 6.2.2 Степень уплотнения холодного асфальтобетона в конструктивных слоях оценивают согласно СНиП 3.06.03 по показателю «коэффициент уплотнения», который должен быть не ниже 0,96. 7 Техника безопасности7.1 При проведении работ по устройству асфальтобетонных покрытий необходимо соблюдать требования СНиП 12-03, СНиП 12-04, СНиП 3.06.03, а также должны быть приняты меры по обеспечению безопасности движения автотранспорта. 7.2 До начала работ по устройству асфальтобетонного покрытия необходимо оградить участок работ дорожными знаками, а движение автотранспорта направить в объезд (расстановка дорожных знаков производится в соответствии с ВСН 37-84 [11]). 7.3 Люди, находящиеся на площадке, должны иметь установленную спецодежду. 7.4 В случаях проведения работ в вечернее и ночное время необходимо организовать соответствующее освещение места работ с помощью прожекторов или мощных светильников на временных опорах. Установить в зоне работ специальное светотехническое предупреждающее оборудование в виде импульсных сигнальных фонарей красного цвета (работающих от любого источника питания мощностью не более 36 В) на высоте не менее 1,2 м и видных на расстоянии не менее 50 м, а также импульсных инвентарных сигнальных стрелок, указывающих направление движения общего транспорта. 7.5 При разгрузке автомобиля запрещают нахождение рабочих между бункером асфальтоукладчика и автомобилем. Поднятый кузов автомобиля разрешают очищать только специальным скребком с длинной ручкой, работая только с земли, а не с колес или борта автомобиля. 7.6 Нахождение рабочих на покрытии во время его уплотнения катками запрещается. Во время работ запрещают выход рабочих за ограждения и нахождение на площадке посторонних лиц. 7.7 По окончании работ инструмент, инвентарь и защитные приспособления должны быть убраны в специально отведенные места, не мешающие движению общего транспорта, а механизмы должны быть отведены в специальные места стоянки или ограждены в случае нахождения их на проезжей части. Приложение А
|
Вид тип смеси и асфальтобетона |
Размер зерен, мм, мельче |
||||||||||
40 |
20 |
15 |
10 |
5 |
2,5 |
1,25 |
0,63 |
0,315 |
0,16 |
0,071 |
|
Бх |
100 |
90 - 100 |
85 - 100 |
70 - 100 |
50 - 60 |
33 - 46 |
21 - 38 |
15 - 30 |
10 - 22 |
9 - 16 |
8 - 12 |
Вx |
100 |
90 - 100 |
85 - 100 |
75 - 100 |
60 - 70 |
48 - 60 |
38 - 50 |
30 - 40 |
23 - 32 |
17 - 24 |
12 - 17 |
Гх, Дх |
100 |
100 |
100 |
100 |
70 - 100 |
62 - 82 |
40 - 68 |
25 - 55 |
18 - 43 |
14 - 30 |
12 - 20 |
Высокопористый щебеночный |
90 - 100 |
55 - 75 |
35 - 64 |
22 -5 2 |
15 - 40 |
10 - 28 |
5 - 16 |
3 - 10 |
2 - 8 |
1 - 5 |
1 - 4 |
Таблица А.2 - Технические требования к плотному холодному асфальтобетону для устройства верхних слоев покрытий
Предел прочности при сжатии при температуре 20 °С, МПа, не менее |
Значения для марки и типа |
|||
I |
II |
|||
Бх, Вх |
Гх |
Бх, Вх |
Гх, Дх |
|
До прогрева: |
||||
- сухих |
1,5 |
1,7 |
1,0 |
1,2 |
- водонасыщенных |
1,1 |
1,2 |
0,7 |
0,8 |
- после длительного водонасыщения |
0,8 |
0,9 |
0,5 |
0,6 |
После прогрева: |
||||
- сухих |
1,8 |
2,0 |
1,3 |
1,5 |
- водонасыщенных |
1,6 |
1,8 |
1,0 |
1,2 |
- после длительного водонасыщения |
1,3 |
1,5 |
0,8 |
0,9 |
Таблица А.3 - Технические требования к высокопористому холодному асфальтобетону для устройства нижних слоев покрытий и оснований
Наименование показателя |
Значения |
Предел прочности при сжатии при температуре 50 °С, МПа, не менее |
0,7 |
Водостойкость, не менее |
0,7 |
Водостойкость при длительном водонасыщении, не менее |
0,6 |
Водонасыщение, % по объему |
10 - 18 |
Примечание - Для крупнозернистых асфальтобетонов показатели предела прочности при сжатии при 50 °С и водостойкости не нормируются. |
Марки органических вяжущих материалов для приготовления холодных асфальтобетонных смесей
Таблица Б.1 - Рекомендуемые марки жидких дорожных битумов для приготовления асфальтобетонных смесей
Дорожно-климатическая зона |
Вид асфальтобетона |
Категория автомобильной дороги |
|||
III |
IV |
||||
Марка смеси |
Марка битума |
Марка смеси |
Марка битума |
||
I - V |
Из холодных смесей |
I |
СГ 70/130 |
II |
СГ 70/130 |
СГ 130/200 |
|||||
МГ 70/130 |
|||||
СГ 130/200 |
МГ 130/200 |
||||
МГО 70/130 |
|||||
МГО 130/200 |
Таблица Б.2 - Рекомендуемые марки и область применения дорожных эмульсий для приготовления холодных асфальтобетонных смесей
Класс эмульсии |
Вид работы |
ЭБА-3, ЭБПА-3 |
Приготовление эмульсионно-минеральных смесей плотного состава, в том числе грунтовых, с обязательным введением в смесь 1 % - 2 % извести или 2 % - 3 % цемента |
ЭБК-3, ЭБПК-3 |
Устройство тонкослойных шероховатых слоев износа. Приготовление плотных эмульсионно-минеральных смесей, в том числе грунтовых |
Таблица В.1 - Температура приготовления холодных асфальтобетонных смесей
Вид смеси |
Температура приготовления асфальтобетонной смеси в зависимости от условной вязкости по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, с |
|
Холодная |
70 - 130 |
131 - 200 |
80 - 100 |
100 - 120 |
Рисунок В.1 - Температура приготовления холодной асфальтобетонной смеси
Время остывания асфальтобетонной смеси зависит от начальной температуры смеси при выпуске из асфальтосмесителя, времени хранения на приобъектном складе (или на АБЗ), температуры воздуха, расстояния и скорости перевозки.
где ti - температура смеси в бункере асфальтобетона, °С;
tвозд - температура воздуха, °С;
Lперев - расстояние перевозки, км;
Vперев - скорость перевозки, км/ч;
Тпогр - время перевозки, включая погрузку и разгрузку, мин;
Тнач - температура смеси при выпуске из асфальтобетона, °С.
Рисунок В.2 - Время остывания холодной асфальтобетонной смеси до температуры 25 °С (в зависимости от температуры выпуска смеси из асфальтосмесителя)
Физико-механические характеристики щебня и песка
Таблица Г.1 - Физико-механические характеристики щебня в зависимости от типа и марки смеси
Наименование показателя |
Значение для смесей марки |
||||
I |
Высокопористые щебеночные |
II |
Высокопористые щебеночные |
||
Бх |
Бх |
Вх |
|||
Марка по дробимости, не ниже: |
|||||
- щебня из изверженных и метаморфических горных пород |
1200 |
800 |
1000 |
800 |
600 |
- щебня из осадочных горных пород |
1000 |
600 |
800 |
600 |
400 |
- щебня из металлургического шлака |
1200 |
800 |
1000 |
800 |
600 |
- щебня из гравия |
1000 |
600 |
800 |
600 |
400 |
- гравия |
- |
- |
- |
600 |
400 |
Истираемость: |
|||||
- щебня из изверженных и метаморфических горных пород |
И-1 |
- |
И-2 |
И-3 |
- |
- щебня из осадочных горных пород |
И-2 |
- |
И-2 |
И-3 |
- |
- щебня из гравия и гравия |
И-1 |
- |
И-2 |
И-3 |
- |
Морозостойкости для всех видов щебня и гравия: |
|||||
- для дорожно-климатических зон I, II, III |
F50 |
F25 |
F50 |
F25 |
F15 |
- дорожно-климатических зон IV, V |
F50 |
F25 |
F25 |
F15 |
F15 |
Таблица Г.2 - Физико-механические характеристики песка из отсевов дробления.
Наименование показателя |
Значение для смесей и асфальтобетонов марки |
||
I |
II |
||
типа |
|||
Бх, |
Бх, Вх |
Гх, Дх |
|
Марка по прочности песка из отсевов дробления горных пород и гравия |
1000 |
600 |
800 |
Содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания, % по массе, не более |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Схема организации контроля качества работ
Таблица Д.1 - Устройство покрытия
Технологические процессы и операции, подлежащие контролю |
Состав контроля (что проверяется) |
Метод, средства контроля |
Время контроля |
Место контроля |
Требования и величина допустимых отклонений |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Приемка асфальтобетонной смеси |
Температура |
Термометр |
До выгрузки |
Каждый автомобиль |
Температура воздуха |
Укладка асфальтобетонной смеси |
Ширина слоя |
Мерная лента, металлическая рулетка |
По мере укладки до уплотнения |
Не реже, чем через 100 м |
+10 см, < 10 % измерений с отклонениями от -15 до +20 см |
Толщина слоя неуплотненной смеси |
Промерник, щуп |
По мере укладки до уплотнения |
Не реже, чем через 100 м по оси и по краю укладываемой полосы |
+20 % толщины слоя, < 10 % измерений с отклонениями +30 % от толщины |
|
Качество продольных и поперечных сопряжений укладываемых полос |
Визуально и 3-метровой рейкой |
В процессе уплотнения |
В местах сопряжений |
Ровность, вертикальность кромок, обработанных битумом, перпендикулярность поперечных швов оси покрытия |
|
Поперечный уклон |
3-метровая рейка с уровнем, универсальная линейка, нивелир |
За укладчиком на первых 3 - 5 метрах укладки и после 2 - 3 проходов катка |
Не реже чем через 100 м на каждой полосе |
+0,010, < 10 % измерений с отклонениями от -0,015 до +0,030 |
|
Уплотнение слоя покрытия |
Температура смеси в начале уплотнения |
Термометр |
До начала уплотнения |
В уложенном слое |
Температура воздуха, но не менее +10 °С |
Число проходов катка и степень уплотнения |
Доступные экспресс-методы и приборы |
В процессе уплотнения |
Уплотняемый слой |
По технологическому регламенту |
|
Ровность покрытия по просвету под 3 метровой, рейкой |
3-метровая рейка с промерником, универсальная линейка |
После 2 - 3 проходов катка |
Через 100 м на 0,5 - 1,0 м от каждой кромки, в 5-ти точках |
До 5 (3) мм, < 5 % измерений с отклонениям до +10 (6) мм |
|
Приемка покрытия |
Высотные отметки по оси |
Нивелир |
После уплотнения |
Не реже, чем через 100 м по оси |
+50 (10) мм, < 10 % измерений с отклонениям до +100 (20) мм |
Водонасыщение |
Керны (вырубки), по ГОСТ 12801 |
Через 1 - 3 суток после укладки и через 15 - 30 суток |
В трех местах на 7000 м2 |
Соответствие ГОСТ 31015 > 90 % измерений |
|
Прочность сцепления слоев |
Керны (вырубки) |
Через 1 - 3 суток после укладки |
В трех местах на 7000 м2 |
По усилию при разделении слоев |
|
Измерение ровности |
По согласованию с заказчиком |
После устройства покрытия |
Участок для сдачи-приемки |
||
Шероховатость поверхности |
Песчаное пятно или аналог |
Через 1 - 3 суток после укладки |
Равномерно по покрытию |
По СНиП 3.06.03 |
|
Коэффициент, сцепл. колеса с покрытием |
ПКРС-2 по ГОСТ 30413 |
Оговаривается с заказчиком |
По полосам наката |
(Введено дополнительно. Изм. № 1)
Наименование члена СРО, в отношении которого назначена проверка: __________________________________________________________________________________________________________________ ОГРН _______________ ИНН _______________ Сведения об объекте: __________________________________________________________________________________________________________________ Основание для проведения проверки: № __________________ от ____________ Тип проверки (нужное подчеркнуть): Выездная Документарная
Заключение (нужное подчеркнуть): 1. Требования СТО НОСТРОЙ 2.25.40-2011 соблюдены в полном объеме. 2. Требования СТО НОСТРОЙ 2.25.40-2011 соблюдены не в полном объеме. Рекомендации по устранению выявленных несоответствий: __________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ Приложения: ______________________ на _____ л. Настоящая карта составлена в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой стороны. Подписи лиц, проводивших проверку:
Подпись представителя проверяемой организации - члена СРО, принимавшего участие в проверке:
Дата «___» _______________ 20__ г. |
Примечание: В карте контроля использованы следующие сокращения:
ИД - исполнительная документация;
ПД - проектная документация;
ППР - проект производства работ;
РД - рабочая документация.
(Введено дополнительно. Изм. № 1)
[1] Градостроительный кодекс Российской Федерации
[2] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
[3] (EN 13108-4:2006, IDT), (СТБ EN 13108-4-2009) Государственный стандарт республики Беларусь. Смеси битумные. Технические условия на материал. Часть 4. Горячеукатанный асфальтобетон. (Cyмeci бiтумныя. Тэхнiчныя умовы на матэрыял. Частка 4. Гарачаэкатаны асфальтабетон.
[4] ВСН 19-84 Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог.
[5] ВСН 37-84 Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ. М., Минавтодор РСФСР, 1984.
[6] ОДМ 218.1.001 «Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства»
[7] Приказ Минтранса России от 25.07.1994 № 59. Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством федеральных автомобильных дорог.
[8] Порадек С.В. Опыт приготовления разжиженного МАК-битума//Наука и техника в дорожной отрасли, №4, 2008
[9] EN 1097-8:2009 Tests for mechanical and physical properties of aggregates - Part 8: Determination of the polished stone value.
[10] ZTV Asphalt-StB 07. Zusatzliche Technische Vertragsbedingungen und Richtlinien fur den Bau von Verkehrsflachenbefestigungen aus Asphalt.
[11] BCH 37-84 Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ. М., Минавтодор РСФСР, 1984.
[12] Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
[13] Приказ Министерства строительства и ЖКХ РФ от 15 апреля 2016 г. № 248/пр «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства»
[14] Руководящий документ РД 11-02-2006 Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения
[15] Руководящий документ РД 11-05-2007 Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства
(Измененная редакция. Изм. № 1)
Ключевые слова: холодная асфальтобетонная смесь, холодный асфальтобетон, жидкие дорожные битумы, битумные дорожные эмульсии, поверхностно-активные вещества, полимерно-битумные вяжущие, битумы модифицированные полимерами, асфальтобетонный завод (АБЗ), асфальтобетонные покрытия |