МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ,
МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
ТЕПЛОВОЗЫ МАНЕВРОВЫЕ Общие технические требования
Предисловие Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ОАО «ВНИКТИ») 2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 12 мая 2011 г. № 39) За принятие проголосовали:
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июля 2011 г. № 187-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31428-2011 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2012 г. 5 В настоящем стандарте полностью реализованы требования технического регламента «О безопасности железнодорожного подвижного состава» применительно к объекту технического регулирования - маневровым тепловозам: п.п. 4.1.1, 4.1.12 - 4.1.17, 4.1.22, 4.1.23, 4.1.27, 4.1.28, 4.3.6.1, 4.3.6.2, 4.3.7 - 4.3.9, 4.3.11, 4.3.13 - 4.3.18, 4.4.1 - 4.4.3, 4.4.7 - 4.4.17, 4.4.19 - 4.4.25, 4.4.27 - 4.4.29, 4.5.2, 4.5.3, 4.5.7, 4.5.9 - 4.5.12, 4.5.24, 4.5.25, 4.6.8, 4.7.2 - 4.7.10, 4.8.2, 4.9.3, 4.9.5 - 4.9.10, 4.10.1, 4.10.3, 4.11.1 - 4.11.5, 4.11.7 содержат минимально необходимые требования безопасности (Измененная редакция, Изм. № 1). 6 ВЗАМЕН ГОСТ 25463-2001 в части маневровых тепловозов Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст изменений - в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты» Содержание ГОСТ 31428-2011 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ТЕПЛОВОЗЫ МАНЕВРОВЫЕ С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ Общие технические требования Shunting diesel locomotives. General technical requirements Дата введения - 2012-01-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на тепловозы с электрической передачей, предназначенные для маневровой и маневрово-вывозной работы на железных дорогах колеи 1520 мм, и устанавливает общие технические требования к тепловозам и их составным частям. (Измененная редакция, Изм. № 1). 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты: ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования ГОСТ 12.1.010-76 Система стандартов безопасности труда. Взрывобезопасность. Общие требования ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения ГОСТ 12.2.056-81 Система стандартов безопасности труда. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности ГОСТ 12.4.026-76* Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности _________ * На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.026-2001. ГОСТ 977-88 Отливки стальные. Общие технические условия ГОСТ 1050-2013 Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия ГОСТ 4543-71 Прокат из легированной конструкционной стали. Технические условия ГОСТ 32565-2013 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия ГОСТ 8865-93 Системы электрической изоляции. Оценка нагревостойкости и классификация ГОСТ 9219-88 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений ГОСТ 10150-2014 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Общие технические условия ГОСТ 10393-2014 Компрессоры, агрегаты компрессорные с электрическим приводом и установки компрессорные с электрическим приводом для железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия ГОСТ 11928-83 Системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты автоматизированных дизелей и газовых двигателей. Общие технические условия ГОСТ 14228-80* Дизели и газовые двигатели автоматизированные. Классификация по объему автоматизации __________ * На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 55437-2013 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Классификация по объему автоматизации и технические требования к автоматизации ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды ГОСТ 15543.1-89 Изделия электротехнические и другие технические изделия. Общие требования в части стойкости к климатическим внешним воздействующим факторам ГОСТ 17516.1-90 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам ГОСТ 18142.1-85 Выпрямители полупроводниковые мощностью свыше 5 кВт. Общие технические условия ГОСТ 24607-88 Преобразователи частоты полупроводниковые. Общие технические требования ГОСТ 26445-85 Провода силовые изолированные. Общие технические условия ГОСТ 26802-86 Материалы антифрикционные порошковые на основе железа. Марки ГОСТ 28465-90 Устройства очистки лобовых стекол кабины машиниста тягового подвижного состава. Общие технические условия ГОСТ 30247.0-94 (ИСО 834-75) Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования ГОСТ 31365-2008 Покрытия лакокрасочные электровозов и тепловозов магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP) ГОСТ 22483-2012 (IEC 60228:2004) Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуров ГОСТ 31240-2004** Поглощающий аппарат автосцепки вагонов железных дорог коллеи 1520 мм. Требования эксплуатационной безопасности __________ ** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 54749-2011 «Устройство сцепное и автосцепное железнодорожного подвижного состава. Технические требования и правила приемки ГОСТ 31565-2012 Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности ГОСТ 32202-2013 Сжатый воздух пневматических систем железнодорожного подвижного состава. Требования к качеств Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. (Измененная редакция, Изм. № 1). 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 отказ третьего вида: Отказ тепловоза, требующий выполнения непланового ремонта. 3.2 заказчик (железнодорожного подвижного состава): Предприятие или организация, или объединение, по заявке которого и договору с которым осуществляются разработка, производство и/или поставка железнодорожного подвижного состава и/или его составных частей. 4 Общие технические требования4.1 Требования к тепловозам4.1.1 Климатическое исполнение тепловоза должно соответствовать требованиям ГОСТ 15150. Оборудование, устанавливаемое вне кузова, должно быть исполнения У1; оборудование, устанавливаемое в кузове и высоковольтных камерах, - исполнения У2, а оборудование, устанавливаемое в кабине машиниста, - исполнения У3 по ГОСТ 15150. По требованию заказчика допускается изготовление тепловоза в целом и его отдельных узлов в климатическом исполнении УХЛ. 4.1.2 Тепловозы должны удовлетворять требованиям национальных нормативных документов* (далее - НД), устанавливающих правила технической эксплуатации железных дорог, утвержденные в установленном порядке. ________ * На территории Российской Федерации эти требования установлены в [1]. 4.1.3 Конструкцией тепловоза должна быть обеспечена работа по системе многих единиц(количество единиц определяет заказчик) . 4.1.4 Конструкция тепловоза должна предусматривать возможность управления им одним машинистом с учетом требований подразделов 3.8, 3.9 ГОСТ 12.2.056. 4.1.3, 4.1.4 (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.1.5 (Исключен, Изм. № 1). 4.1.6 Коэффициент полезного действия (КПД) тепловоза при работе двигателя на полной мощности в диапазоне скоростей движения от 0,3 до 0,7 конструкционной скорости должен быть не менее 0,31. КПД тепловоза определяют при условиях в соответствии с таблицей А.1 (приложение А) с включенной системой автоматического регулирования температуры теплоносителей двигателя и управления вентиляторами охлаждения тяговых двигателей, работающих в режиме продолжительного тока, при продолжительности включения компрессора 25 %. 4.1.7 Коэффициент полезного использования мощности двигателя тепловоза при выполнении тяговой работы по перемещению состава определяют как отношение касательной мощности тепловоза к полной мощности двигателя. Коэффициент полезного использования мощности двигателя в диапазоне скоростей движения от 0,3 до 0,7 конструкционной скорости должен быть не менее 0,78. Коэффициент полезного использования мощности двигателя определяют при условиях в соответствии с таблицей А.1 (приложение А), с включенной системой автоматического регулирования температуры теплоносителей двигателя и управления вентиляторами охлаждения тяговых двигателей, работающих в режиме продолжительного тока, при продолжительности включения компрессора 25 %. 4.1.6, 4.1.7 (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.1.8 Тепловозы должны обеспечивать силу тяги, установленную для конкретного тепловоза, при высоте над уровнем моря до 1000 м, по требованию заказчика - до 2000 м. 4.1.9 Тепловозы могут иметь от двух до восьми сцепных осей. Минимальный коэффициент сцепления колес при подаче песка и сухих рельсах устанавливают по согласованию с заказчиком. Коэффициент использования сцепной массы при трогании должен быть не менее 0,9. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.1.10 Тепловозы должны быть оборудованы путеочистителями, рассчитанными на усилие не менее 137 кН (14 тс), с регулировкой козырьков по высоте относительно рельсов в зависимости от износа бандажей. 4.1.11 Конструкция тепловоза должна обеспечивать возможность замены автосцепного устройства и поглощающего аппарата без выкатки тележек или демонтажа другого оборудования. 4.1.12 Габарит тепловозов должен соответствовать ГОСТ 9238. 4.1.13 Подвесное оборудование, которое имеет вращающиеся части и/или массу не менее 500 кг, а также тормозные тяги и балки должны иметь страховочное устройство, предотвращающее его падение на путь при отказе основной системы крепления. Прочность страховочных устройств должна выдерживать нагрузку, равную двукратной силе тяжести предохраняемого от падения подвесного оборудования. Максимальные расчетные напряжения σ в страховочных устройствах не должны превышать предела текучести материала σ0,2, из которого они изготовлены. 4.1.14 Значения показателей, характеризующих воздействие тепловоза на путь типовой конструкции, должны соответствовать установленным в таблице 1. Таблица 1
4.1.15 На тепловозе должны быть исключены утечки из гидравлических систем, а также предусмотрены емкости для сбора утечек, возможных при демонтаже узлов и внештатных ситуациях, расположенные вне машинного отделения (не менее одной на секцию). 4.1.16 Запрещается устанавливать воздушные резервуары со сжатым воздухом и аккумуляторные батареи в кабине машиниста. 4.1.15, 4.1.16 (Новая редакция, Изм. № 1). 4.1.16а Топливные баки и емкости для хранения горючих жидкостей (далее - емкости) не должны устанавливаться над кабиной, под кабиной и в кабине машиниста. При этом заправочные горловины этих емкостей должны располагаться на расстоянии не менее 0,5 м от входа в кабину машиниста. При невозможности установки этих емкостей с соблюдением указанных требований необходимо предусмотреть ограждающие конструкции с пределом огнестойкости не менее E30/I30 по ГОСТ 30247.0 или разместить их под главной рамой тепловоза с обеспечением установленных требований по пределу огнестойкости. (Введен дополнительно, Изм. № 1). 4.1.17 Тепловоз должен быть оборудован светосигнальными приборами и звуковыми сигнальными устройствами большой (тифон) и малой (свисток) громкости по ГОСТ 12.2.056. Светосигнальные приборы и устройства управления ими должны реализовывать схемы обозначения тепловоза в соответствии с рисунком Б.1 (приложение Б). 4.1.18, 4.1.19 (Исключены, Изм. № 1). 4.1.20 Окрашивание тепловозов - по ГОСТ 31365. Срок службы лакокрасочных покрытий наружных и внутренних поверхностей кузовов тепловозов должен быть не менее 9 лет, ходовой части - не менее 2 лет. Покрытие должно обладать эрозионной стойкостью (стойкостью к износу при аэродинамических нагрузках), атмосферостойкостью, стойкостью к перепаду температур от минус 50 °С до 50 °С. 4.1.21 Тепловозы должны быть оборудованы системой аварийной остановки поезда, предусматривающей включение тифона, автоматических тормозов, снятие тягового усилия и подачу песка под первую по ходу движения тепловоза колесную пару каждой тележки в соответствии с ГОСТ 12.2.056. 4.1.22 Уровень напряженности поля радиопомех и допустимый уровень радиопомех, создаваемых тепловозом, - в соответствии с приложением В. 4.1.23 В конструкции тепловоза должно быть предусмотрено резервирование управления исполнительными устройствами внешних звуковых сигналов. 4.1.24, 4.1.25 (Исключены, Изм. № 1). 4.1.26 Минимальный радиус кривой, проходимой одиночным тепловозом при скорости до 10 км/ч, должен составлять 80 м. 4.1.27 Конструкцией тепловоза должна быть предусмотрена возможность его подъема домкратами. Поверхность, предназначенная для соприкосновения с головками домкратов, должна препятствовать их скольжению. 4.1.28 Конструкцией тепловоза должна быть предусмотрена возможность подъема при сходе колесных пар с рельсов при помощи кранов и домкратов, а также возможность его транспортирования при заклинивании колесной пары при помощи транспортной тележки, подводимой под заклиненную колесную пару. 4.1.27, 4.1.28 (Введены дополнительно, Изм. № 1). 4.2 Требования к двигателю4.2.1 Двигатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 10150. 4.2.2 По требованию заказчика в конструкции двигателей должна быть обеспечена возможность отбора мощности на вспомогательные нужды тепловоза. 4.2.3 Двигатель должен отвечать второй степени автоматизации по ГОСТ 14228*. __________ * На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 55437-2013 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Классификация по объему автоматизации и технические требования к автоматизации». (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.2.4 Максимальная температура теплоносителей на выходе из двигателя, при которой двигатель должен устойчиво работать, составляет: - охлаждающей жидкости - не менее 106 °С; - масла - не менее 90 °С. 4.2.5 (Исключен, Изм. № 1). 4.2.6 Двигатель с вспомогательными приводами не должен иметь зон вращения, обусловленных крутильными колебаниями, в рабочем диапазоне частот вращения от минимальной устойчивой частоты вращения до максимальной. 4.2.7 - 4.2.9 (Исключены, Изм. № 1). 4.2.10 Требования по защите дизеля - по ГОСТ 11928. (Новая редакция, Изм. № 1). 4.2.11 - 4.2.14 (Исключены, Изм. № 1). 4.2.15 По требованию заказчика двигатель должен быть оборудован системой подогрева наддувочного воздуха (для эксплуатации тепловоза при температуре окружающего воздуха минус 40 °С и ниже). 4.2.16 По требованию заказчика на тепловозе могут быть установлены несколько двигателей с системой распределения их загрузки. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.3 Требования к электрооборудованию4.3.1 Электрооборудование тепловозовдолжно быть рассчитано для работы при вибрационных и ударных нагрузках по группам механического исполнения М25, М26, М27 по ГОСТ 17516.1, в зависимости от места его размещения на тепловозе. 4.3.2 Тяговые электрические машины тепловозов должны соответствовать требованиям ГОСТ 2582. Тяговые электрические аппараты тепловозов должны соответствовать ГОСТ 9219. Нагревостойкость изоляции обмоток электрических машин должна быть не ниже класса Н по ГОСТ 8865. Допускается по согласованию с заказчиком использовать изоляции обмоток электрических машин нагревостойкостью класса F по ГОСТ 8865. 4.3.3 Система регулирования вспомогательного генератора (преобразователя собственных нужд) на установившихся режимах должна поддерживать напряжение в бортовой сети (110 ± 1,5) или (75 ± 1,0) В при всех изменениях нагрузки, частоты вращения коленчатого вала двигателя и температуры окружающей среды. Допускается изменение напряжения бортовой сети не более чем на минус 30 % и плюс 40 % в течение не более 0,2 с. При пуске двигателя допускается снижение напряжения в бортовой сети: - с номинальным напряжением 110 В - до 36 В в течение 2 с, до 51 В в течение 12 с; - с номинальным напряжением 75 В - до 25 В в течение 2 с, до 45 В в течение 12 с. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.3.4 На тепловозе должны быть предусмотрены розетки для: - зарядки аккумуляторных батарей от внешнего источника; - включения переносных светильников. По требованию заказчика на тепловозах могут быть предусмотрены розетки для: - подключения тяговых электродвигателей к внешнему источнику для передвижения тепловоза; - подключения подогревателей охлаждающей жидкости и масла двигателя к внешнему источнику электроснабжения. (Новая редакция, Изм. № 1). 4.3.5 Для освещения ходовых частей должны быть установлены светильники подкузовного освещения, которые должны обеспечивать освещенность при проведении работ не менее 50 лк на расстоянии не более 0,5 м от освещаемой поверхности. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.3.6 Требования к проводам и кабелям 4.3.6.1 Показатели пожарной опасности проводов и кабелей - по ГОСТ 31565. Предел распространения горения проводов и кабелей должен соответствовать: - ПРГО 1 - при прокладке одиночным проводом или кабелем; - ПРГП 1 (категория А) - при групповой прокладке проводов и кабелей. Дымообразование при горении и тлении проводов и кабелей не должно превышать показатель ПД2 по ГОСТ 31565. Материалы изоляции и оболочки проводов и кабелей должны относиться к классу малоопасных или умеренно опасных материалов. Значение показателя токсичности продуктов горения проводов и кабелей должно быть не ниже ПТПМ 2 по ГОСТ 31565. 4.3.6.2 Провода и кабели для аварийного освещения и системы пожарной сигнализации должны быть огнестойкими. Предел огнестойкости должен быть не ниже ПО 7 по ГОСТ 31565. 4.3.6.1, 4.3.6.2 (Новая редакция, Изм. № 1). 4.3.6.3 Провода и кабели должны быть стойкими к воздействию смазочных масел и топлива. 4.3.6.4 Провода и кабели должны быть устойчивы к воздействию температуры нагрева токопроводящей жилы не менее: - 90 °С-для проводов цепей среднего напряжения от 660 до 4000 В переменного тока частотой до 400 Гц (от 1000 до 6000 В постоянного тока) и кабелей 660 В переменного тока частотой до 400 Гц (1000 В постоянного тока); - 70 °С - для проводов цепей низкого напряжения 380 В переменного тока частотой до 400 Гц. 4.3.6.5 Провода и кабели должны быть устойчивы к воздействию температуры окружающей среды минус 50 °С. 4.3.6.6 Требования к проводам и кабелям по стойкости к климатическим факторам внешней среды - по ГОСТ 15543.1. (Новая редакция, Изм. № 1). 4.3.6.7 Провода для подсоединения к тяговым двигателям должны быть стойкими к изгибу с одновременным закручиванием при температуре минус 50 °С, к вибрации и многократным ударам по ГОСТ 17516.1 для группы механического исполнения М27. 4.3.6.8 Жилы проводов и кабелей должны быть медные луженые или нелуженые не ниже 5 класса по ГОСТ 22483. 4.3.6.9 Срок службы проводов и кабелей должен быть не менее 40 лет. (Новая редакция, Изм. № 1). 4.3.8 Корпуса электрических блоков и машин, доступные для прикосновения, должны быть заземлены, если рабочее напряжение блока или машины более 110 В постоянного тока или 42 В переменного тока. Заземление должно осуществляться через кузов тепловоза. Сопротивление каждого заземляющего проводника между указанными частями электрооборудования и кузовом тепловоза должно быть не более 0,05 Ом. 4.3.10 В жгутах проводов цепей управления, соединяющих пары разнесенных монтажных сборочных единиц (электрошкафы, пульты, розетки внешних соединений), должны быть предусмотрены резервные провода: не менее двух и не более 10 % в жгуте. 4.3.11 Изоляция электрических цепей тепловоза (при отключенных от них электронных блоках) должна в течение одной минуты выдерживать на пробой и перекрытие переменное напряжение с частотой 50 Гц и значениями, указанными в таблице 2. Таблица 2
4.3.12 (Исключен, Изм. № 1). 4.3.13 В тяговом электрооборудовании, в цепях управления и вспомогательном электрооборудовании тепловоза должна быть предусмотрена защита от аварийных процессов при коротких замыканиях, которая должна обеспечивать выполнение следующих функций: - отключать неисправную цепь от источника питания; - исключать отказ элементов цепи короткого замыкания, кроме элементов, выход которых из строя предусмотрен для обеспечения защиты; - обеспечивать автоматическое информирование (сигнализация) машиниста о срабатывании защиты. 4.3.14 Допустимое превышение температуры частей тягового электрооборудования над температурой окружающей среды: - машин электрических вращающихся - по ГОСТ 2582; - электрических аппаратов (кроме статических преобразователей электроэнергии) - по ГОСТ 9219. Допустимая рабочая температура проводов и кабелей - по ГОСТ 26445, статических преобразователей электроэнергии: - выпрямителей полупроводниковых- по ГОСТ 18142.1; - преобразователей частоты полупроводниковых - по ГОСТ 24607. 4.3.15 Концентрация водорода в объеме аккумуляторных ящиков должна быть не более 0,7 %. 4.3.16 Избыточное давление в высоковольтной камере (в распределительном электрическом шкафу управления, блоках электронного управления тепловозом) должно быть от 5 до 30 Па. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.3.16а При использовании пыленепроницаемых оболочек по ГОСТ 14254 допускается отсутствие избыточного давления. (Введен дополнительно Изм. № 1). 4.3.18 Электрооборудование тепловоза должно отвечать требованиям электромагнитной совместимости с эксплуатируемыми на железной дороге аппаратурой автоматической локомотивной сигнализации, радиосвязи, рельсовых цепей, средствами автоматического контроля технического состояния тепловоза при движении. 4.3.19 Тепловоз должен обеспечивать сопротивление шунтирования рельсовой цепи не более 0,06 Ом. 4.4 Требования к экипажной части и кабине машиниста4.4.1 Конструкция экипажной части по динамическим качествам, воздействию на путь и условиям прочности должна соответствовать требованиям действующего на железнодорожном транспорте НД*, утвержденного в установленном порядке. _________ * На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р 55050-2012 «Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний» и ГОСТ Р 55513-2013 «Локомотивы. Требования к прочности и динамическим качествам». (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.4.2 Коэффициент запаса устойчивости против схода колеса с рельса должен быть не менее 1,4. 4.4.3 Конструкция экипажной части должна обеспечивать равномерную осевую нагрузку на колесные пары. Разность нагрузок должна быть, %, не более: 4,0 - по колесам колесной пары; 3,0 - по осям в одной тележке и по сторонам тепловоза (секции). 4.4.4 Энергоемкость поглощающих аппаратов автосцепного устройства должна соответствовать требованиям ГОСТ 31240*. ________ * На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 54749-2011. (Новая редакция, Изм. № 1). 4.4.5 Тележка тепловоза должна быть оборудована индивидуальным приводом колесных пар от тяговых электродвигателей. Допускается применение передачи мощности в тележке групповым приводом. 4.4.6 По согласованию с заказчиком допускается передача вращающего момента от тягового электродвигателя к колесной паре при помощи двухсторонней зубчатой передачи. - в отсутствие упругих упоров, ограничивающих вертикальные перемещения буксы относительно рамы тележки, - не менее 1,6; - при наличии упругих упоров, включенных в схему нагружения, - не менее 1,6; - при наличии упругих упоров, не включенных в схему нагружения, - не менее 1,4; второй ступени рессорного подвешивания - не менее 1,4. 4.4.8 Коэффициент горизонтальной динамики должен быть не более 0,3. Коэффициент вертикальной динамики первой ступени рессорного подвешивания должен быть не более 0,4, второй ступени рессорного подвешивания - не более 0,25. 4.4.9 Коэффициент запаса сопротивления усталости кузова тепловоза с кабиной машиниста и рам тележек должен быть не менее: 2,0 - для стальных конструкций; 2,2 - для конструкций из алюминиевых сплавов. 4.4.10 Рама тележки и промежуточные рамы (балки) второй ступени рессорного подвешивания должны выдерживать без возникновения усталостных трещин 10 миллионов циклов нагружения при действии собственной силы тяжести и максимальных динамических нагрузок. 4.4.11 Несущие элементы кузова должны выдерживать силу соударения, приложенную по осям автосцепного устройства, не менее 2500 кН. При этом в элементах кузова не должны возникать напряжения, превышающие пределы текучести (σ0,2) материалов, из которых изготовлены эти элементы. 4.4.13 Конструкция кабины машиниста должна обеспечивать обзор и контроль фронта маневровых операций и сигналов при движении тепловоза в обоих направлениях. 4.4.14 Лобовые стекла кабины машиниста должны быть оборудованы стеклоочистителями, стеклоомывателями. Устройства очистки лобовых стекол - по ГОСТ 28465. Рекомендуется применять стеклоочистители с электрическим приводом. В лобовых окнах кабины машиниста необходимо применять высокопрочные стекла по ГОСТ 32565. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.4.15 Санитарно-бытовое обеспечение локомотивной бригады должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.056. 4.4.16 Коэффициент теплопередачи ограждений кабины машиниста (средний) должен быть не более 1,7 Вт/м2 · К. 4.4.17 Избыточное давление воздуха в кабине машиниста должно быть не менее 15 Па. 4.4.18 На тепловозах должны быть установлены кондиционер и фильтр воздуха, поступающего в кабину машиниста. 4.4.19 Объем наружного воздуха, который должен быть подан в кабину машиниста на одного человека, и параметры микроклимата в кабине машиниста указаны в таблицах Г.1 - Г.4 (приложение Г). 4.4.20 Установка кресел в кабине машиниста и их конструкция должны обеспечивать удобство управления в положениях «сидя» и «стоя» при движении тепловоза в обоих направлениях, а также беспрепятственное покидание машинистом рабочего места. 4.4.21 Эргономические требования к кабине машиниста должны соответствовать установленным в таблицах Д.1 и Д.2 (приложение Д). 4.4.22 Конструкция тепловоза должна обеспечивать безопасный доступ в кабину машиниста, машинное отделение и для обслуживания крышевого оборудования тепловоза в соответствии с таблицей Д.3 (приложение Д). (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.4.23 В кабине машиниста тепловоза должна быть обеспечена фиксация дверей распашного типа. 4.4.24 Конструкция прожектора должна обеспечивать возможность восстановления его функционирования при движении тепловоза с кузовом вагонного типа (замена ламп) и регулировки направления светового луча. Допускается применять резервирование прожектора. Переход на работу резервного прожектора должен осуществляться за время не более одной минуты. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.4.25 Допустимые уровни звука и звукового давления, инфразвука и вибрации в кабине машиниста - в соответствии с таблицами Е.1 - Е.3 (приложение Е). 4.4.26 Тепловозы должны быть оборудованы системой обогрева окон в соответствии с ГОСТ 12.2.056 и солнцезащитными шторами (щитками). 4.4.27 Допустимые значения показателей искусственного освещения кабины машиниста и машинного отделения - в соответствии с таблицей Ж.1 (приложение Ж). 4.4.28 Допустимые уровни электромагнитных излучений в кабине машиниста - в соответствии с таблицей И.1 (приложением). 4.4.29 Тепловоз, обслуживаемый одним машинистом, должен быть оборудован зеркалом заднего вида. (Введен дополнительно, Изм. № 1). 4.5 Требования к тормозному и пневматическому оборудованию4.5.1 Тормозное оборудование должно удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.056. 4.5.2 Тепловозы должны быть оборудованы тормозами следующих типов: - автоматическим пневматическим; - вспомогательным пневматическим; - ручным стояночным. Установку фрикционного тормоза (колодочного, дискового или рельсового), а также электродинамического или гидродинамического тормоза, противоюзного устройства и автоматического стояночного тормоза производят по требованию заказчика на тепловоз конкретного типа. Тормоза других типов (электропневматические, электрические, стояночные автоматические) и противоюзные устройства устанавливают по требованию заказчика. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.5.4 При работе по системе многих единиц должны быть обеспечены автоматическое торможение всех секций тепловозов при их саморасцепе с давлением воздуха в тормозных цилиндрах не менее 0,3 МПа и исключение самопроизвольного отпуска тормоза в течение не менее 5 мин. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.5.5 На тепловозе должна быть исключена возможность реализации тягового режима при незаряженной тормозной магистрали и предусмотрено автоматическое отключение тяги при экстренном и автостопном торможениях. 4.5.6 Управление вспомогательным тормозом тепловоза должно быть обеспечено с обеих сторон кабины машиниста; с переносных пультов - по требованию заказчика. (Новая редакция, Изм. № 1). 4.5.7 Стояночный тормоз должен обеспечивать удержание одиночного тепловоза на уклоне не менее 30 °/00. При применении стояночного тормоза с ручным приводом усилие на маховике (рукоятке) привода тормоза должно быть не более 350 Н. Затяжка маховика (рукоятки) привода тормоза должна быть обеспечена его вращением по часовой стрелке не более одной минуты. Должно быть исключено самопроизвольное вращение маховика (рукоятки). (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.5.8 Конструкцией рычажной передачи тормоза должны быть обеспечены равномерные зазоры между колодкой и колесом по всей длине колодки и предусмотрены ручная или автоматическая регулировка зазоров между колодками и колесами. Должна быть исключена возможность сползания колодок с поверхности катания колеса. Тормозная рычажная передача должна обеспечивать постоянство силы нажатия при новых и предельно изношенных тормозных колодках, при этом допускается снижение сил нажатия на величину не более 10 %. (Новая редакция, Изм. № 1). 4.5.9 Тормозной путь при экстренном торможении автоматическим пневматическим тормозом на площадке (уклон i = 0) и сухих рельсах должен соответствовать значениям, приведенным в таблице 3. Таблица 3
(Измененная редакция, Изм. № 1). 4.5.10 При наличии противоюзных устройств в условиях пониженного уровня сцепления колес с рельсами допускается увеличение тормозного пути относительно полученного при сухих рельсах на величину не более 10%, но не превышающую значений, установленных в таблице 3. (Новая редакция, Изм. № 1). 4.5.11 Увеличение времени наполнения тормозных цилиндров при экстренном торможении, вызванном различными управляющими воздействиями, по сравнению с экстренным торможением от органа управления автотормозами должно составлять не более 10 %. 4.5.12 Снижение давления пневматической сети тормозных цилиндров при экстренном торможении с максимальным значением давления в них, с отключением от питательного резервуара каждого из реле давления, питающего тормозные цилиндры, должно быть не более 0,02 МПа за 1 мин. 4.5.13 Тепловоз должен быть оборудован системой блокировки тормозов, обеспечивающей включение и отключение тормозной системы и принудительное торможение тепловоза при смене пультов управления или кабин, а также исключающей возможность воздействия на тормозную систему с нерабочего пульта управления или из нерабочей кабины. При блокировке тормозов органы управления системы аварийно-экстренного торможения не должны блокироваться. 4.5.14 Тепловоз должен быть оборудован отдельным питательным резервуаром (резервуарами), сообщенным с питательной магистралью через обратный клапан для снабжения сжатым воздухом тормозных цилиндров. Объем резервуара должен быть не менее 1,5-кратного суммарного объема тормозных цилиндров при максимальном выходе поршня (штока), но не менее 78 л. Использование резервуара для других целей запрещено. 4.5.12 - 4.5.14 (Новая редакция, Изм. № 1). 4.5.15 Трубопроводы тормозной магистрали должны быть выполнены без видимых невооруженным глазом провисаний по отношению к горизонтальной плоскости, проходящей через оси концевых кранов. Монтаж трубопроводов пневматической системы должен быть выполнен с учетом обеспечения доступа к местам возможных утечек воздуха (по резьбовым соединениям) для их устранения. Соединительные тормозные шланги между кузовом и тележками должны быть защищены от образования льда и механического разрушения. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.5.16 Тепловоз должен быть оборудован системой отключения режима тяги при снижении давления в тормозной магистрали до (0,30 ± 0,03) МПа и включения тяги при достижении давления в тормозной магистрали до (0,42 ± 0,03) МПа; по требованию заказчика - системой отпуска автотормозов тепловоза при приведенных в действие автотормозов состава поезда. (Новая редакция, Изм. № 1). 4.5.17 Тепловоз должен быть оборудован системой аварийно-экстренного торможения в соответствии с ГОСТ 12.2.056. 4.5.18 Допускается применение вспомогательного тормоза тепловоза совместно с электрическим тормозом. Повышение давления в тормозных цилиндрах более (0,14 ± 0,01) МПа должно приводить к отключению электрического тормоза тепловоза. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.5.19 В кабине машиниста должна быть предусмотрена визуальная сигнализация о включении автоматического стояночного тормоза (при его наличии). 4.5.20 Не допускается на тепловозе совместное действие электрического и автоматического тормозов. При включении электрического тормоза должно автоматически блокироваться поступление сжатого воздуха в тормозные цилиндры тепловоза от авматического тормоза. 4.5.21 В режиме электрического торможения при снижении зарядного давления в тормозной магистрали до (0,31 ± 0,1) МПа должно быть обеспечено отключение электрического тормоза тепловоза. 4.5.20, 4.5.21 (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.5.22 На тепловозе, оборудованном компрессором с электрическим приводом, должна быть предусмотрена возможность отключения компрессора в случае выхода его из строя, а также возможность ручного включения в работу компрессорной установки. (Новая редакция, Изм. № 1). 4.5.23 По требованию заказчика тепловоз должен быть оборудован системой дистанционной продувки главных резервуаров с электрообогревом. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.5.26 (Исключен, Изм. № 1). 4.6 Требования к вспомогательному оборудованию4.6.1 Система охлаждения двигателя, включая систему автоматического управления ее работой, должна автоматически поддерживать заданную температуру теплоносителей, установленную в технических условиях на конкретный двигатель, на всех режимах его работы. 4.6.2 В системах фильтрации масла и топлива необходимо применять полнопоточные фильтры. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.6.3 Управление частотой вращения вентилятора охлаждающего устройства для поддержания заданной температуры теплоносителей двигателя должно быть обеспечено системой автоматического регулирования температуры. 4.6.4 Система вентиляции тяговых электрических машин должна обеспечивать их эффективное охлаждение на всех режимах работы и регулирование расхода воздуха. 4.6.5 По требованию заказчика тепловозы оборудуют дополнительной воздушной магистралью для питания пневматических систем саморазгружающихся вагонов, открытия (закрытия) автоматических дверей, а также зарядки питательной магистрали пассажирских вагонов. 4.6.6 Тепловоз должен быть оборудован системой подачи песка под первую по ходу движения тепловоза колесную пару каждой тележки. На тепловозе должно быть предусмотрено ручное включение подачи песка с пульта машиниста под первую по ходу движения колесную пару тепловоза независимо от скорости движения. При наличии на тепловозе противогазных и противобоксовочных устройств должна быть предусмотрена автоматическая подача песка по сигналам от этих устройств. 4.6.7 По требованию заказчика для поддержания допустимого уровня температур охлаждающей жидкости и масла двигателя при вынужденных отстоях при выключенном двигателе и температуре атмосферного воздуха ниже минимально допустимых температур охлаждающей жидкости и масла, обеспечивающих безопасный запуск двигателя, тепловоз оборудуют системой обогрева. (Новая редакция, Изм. № 1). 4.6.9 Пневматическая система тепловоза должна быть оборудована устройствами для осушки сжатого воздуха или устройствами для отделения, сбора и удаления сконденсировавшихся из сжатого воздуха влаги и масла. Значения показателей сжатого воздуха в контрольных точках - на выходе из компрессора, на выходе из системы обработки сжатого воздуха, на входах в тормозные системы, на входах в системы вспомогательного оборудования - по ГОСТ 32202, утвержденному в установленном порядке. Устройства осушки сжатого воздуха устанавливают перед главными резервуарами. Должна быть предусмотрена возможность кратковременного отключения устройств осушки сжатого воздуха при проверке плотности тормозной сети поезда и постоянного отключения в случае неисправности. Расход воздуха на собственные нужды блока осушки не должен превышать 20 % от объема осушенного и очищенного воздуха. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.6.10 В случае применения влагомаслосборников они должны устанавливаться на напорной магистрали перед краном машиниста и перед концевыми кранами с обоих концов тепловоза. 4.6.11 Производительность компрессорной установки и суммарный объем главных резервуаров тепловоза должны обеспечивать потребности в сжатом воздухе тепловоза и водимых им составов на всех режимах его работы и при всех условиях эксплуатации. Требования к компрессорам и агрегатам компрессорным для пневматических тормозных систем тепловозов - по ГОСТ 10393. Допускается по согласованию с заказчиком применение других типов компрессоров. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.7 Требования к устройствам управления, контроля и безопасности, программным средствам тепловоза4.7.1 Устройства управления, контроля и безопасности тепловоза должны быть выполнены в виде функциональных блоков (модулей) с представлением информации на пульте управления тепловозом. - регистрацию параметров движения; - контроль бодрствования и бдительности машиниста; - контроль обрыва тормозной магистрали поезда; - сигнализацию об отпуске тормозов для каждой тележки; - контроль сопротивления изоляции низковольтных и высоковольтных цепей; - сигнализацию о неисправностях в электрической схеме; - дистанционный контроль минимального уровня воды в расширительном баке; - сигнализацию о возникновении боксования и юза (в отсутствие противоюзного устройства) во всем диапазоне скоростей движения; - ограничение максимального значения тока и напряжения тягового генератора; - автоматическое поддержание давления сжатого воздуха в главных резервуарах; - автоматическое регулирование напряжения тягового генератора в режимах тяги и торможения; - автоматическое управление прогревом двигателя; - нагружение двигателя по характеристикам экономичных режимов работы; - управление электропередачей тепловоза при аварийном отключении отдельных тяговых электродвигателей; - защиту силовых, вспомогательных цепей и цепей управления от перегрузок и коротких замыканий, а также замыканий силовых цепей на корпус тепловоза; 4.7.1, 4.7.2 (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.7.2а Для тепловозов по согласованию с заказчиком при помощи устройств управления, контроля и программных средств предусматривают: - учет дизельного топлива в баке тепловоза, в том числе его приход при экипировке, расход в процессе работы и при сливе, определение остатка топлива; - автоматическое предупреждение и защиту от взрывоопасных ситуаций, включая защиту аккумуляторных ящиков, - в соответствии с ГОСТ 12.1.010; - контроль предрейсового состояния узлов, агрегатов и систем тепловоза; - контроль включения компрессорных установок; - сохранение полученной во время движения информации в независимой памяти тепловоза. (Введен дополнительно, Изм. № 1). 4.7.3 На тепловозе должно быть обеспечено дистанционное управление автосцепным устройством. 4.7.4 На тепловозе должна быть установлена локомотивная радиостанция, обеспечивающая непрерывную двустороннюю связь между машинистом и поездным диспетчером, дежурным по ближайшей станции и машинистами другого подвижного состава, находящегося на перегоне. Пульт управления радиостанцией должен быть расположен таким образом, чтобы машинист имел возможность вести переговоры со своего рабочего места. Диапазон рабочих частот радиосвязи устанавливают по согласованию с заказчиком. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.7.5 В кабине машиниста должна быть обеспечена блокировка управления пневматическими тормозами. 4.7.6 На пульте управления в кабине машиниста должна быть предусмотрена визуальная сигнализация состояния тормозов при наличии сжатого воздуха в тормозных цилиндрах каждой тележки и главных резервуарах. Давление в тормозных цилиндрах, при котором должна включаться сигнализация, должно быть от 0,02 до 0,04 МПа (от 0,2 до 0,4 кгс/см2), а в главных резервуарах - от 0,6 до 0,61 МПа (от 6,0 до 6,1 кгс/см2). 4.7.7 На пульте управления в кабине машиниста должна быть предусмотрена непрерывная визуальная сигнализация о целостности тормозной магистрали тепловоза. В случае ее разрыва или самопроизвольного (при поездном положении органа управления автотормозами) срабатывания автотормозов в составе грузового поезда должно произойти отключение тяги тепловоза. 4.7.8 Скорость изменения ускорения или замедления движения тепловоза при автоматическом управлении (кроме аварийных режимов и экстренного торможения) должна быть не более 0,6 м/с3. 4.7.9 На тепловозе должно быть реализовано условие невозможности трогания тепловоза при: - заблокированных органах управления пневматическими тормозами; - заблокированных органах управления движением на пульте управления; - нахождении органов управления направлением движения в нейтральном положении; - давлении сжатого воздуха в тормозной магистрали менее 0,44 МПа (4,4 кгс/см2); - открытых дверях высоковольтных шкафов и камер; - приведенном в действие автоматическом стояночном тормозе. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.7.10 Исполнение команды «изменение направления движения» при нахождении контроллера машиниста в одной из рабочих позиций должно быть заблокировано. 4.7.12 В кабине машиниста должен быть обеспечен визуальный контроль значений давления в тормозной и питательной магистралях, уравнительном резервуаре и тормозных цилиндрах. 4.7.13 В кабине машиниста должна быть предусмотрена возможность оперативного вывода на соответствующий дисплей значений давления в тормозных цилиндрах при диагностических проверках и опробывании действия пневматических тормозов. 4.8 Требования надежности4.8.1 Показатели надежности и их значения приведены в таблице 4. Таблица 4
4.8.2 Расчетный ресурс подшипников буксовых узлов должен быть не менее 3 · 106 км пробега. (Новая редакция, Изм. № 1). 4.9 Общие требования пожарной безопасности и взрывобезопасности4.9.1 Требования к пожарной безопасности тепловозов должны соответствовать ГОСТ 12.1.004. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.9.3 Показатели пожарной опасности материалов - по ГОСТ 12.1.044, значения этих показателей - по таблице К.1 (приложение К). 4.9.4 Трубопроводы тормозной сети в кабине машиниста и кузове тепловоза должны быть выполнены из негорючих материалов. 4.9.5 Деревянные детали должны быть обработаны антипиренами по ГОСТ 12.2.056. Температура на поверхности конструкций, выполненных из горючих материалов, обращенных к теплоизлучающим поверхностям электронагревательных приборов, должна быть не более 50 °С. 4.9.6 Для предотвращения возможного образования возгорания и обнаружения источников возгорания должны быть предусмотрены: - защитное отключение электрических цепей при их перегрузке; - система автоматической пожарной сигнализации; - расположение нагревательных приборов в кабине машиниста в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.056. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.9.7 Тепловозы должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, оборудованием, инструментом) в соответствии с НД*, утвержденным уполномоченным национальным органом государственной власти. _________ * На территории Российской Федерации эти требования установлены в [3]. 4.9.8 В кабине машиниста должна быть предусмотрена автоматическая сигнализация о пожаре с указанием места возникновения пожара. 4.9.9 Двигатель и его системы должны отвечать следующим требованиям: - температура нагрева поверхностей двигателя, его систем и защитных кожухов не должна превышать 80 % от наименьшей температуры самовоспламенения дизельного топлива и его паров; - наличие искрогасителя. Примечание - Конструкция и размещение искрогасителя (выхлопных труб) на маневровых тепловозах с пониженным кузовом капотного типа должны исключать возможность прямого попадания удаляемых отработавших газов в лобовое стекло и/или боковые окна кабины машиниста; - температура отработавших газов, измеренная на верхнем контуре габарита очертания тепловоза, должна быть не более 400 °С. 4.9.8, 4.9.9 (Новая редакция, Изм. № 1). 4.9.10 На тепловозе для машинистов должны быть предусмотрены места для установки индивидуальных средств защиты органов дыхания и глаз, необходимых при тушении пожара. (Введен дополнительно, Изм. № 1). 4.10 Общие требования охраны окружающей среды_________ ** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 50953-2008. 4.10.2 (Исключен, Изм. № 1). 4.10.3 Допустимый уровень внешнего шума (звука) - по ГОСТ 12.2.056*4. _________ *4 На территории Российской Федерации эти требования установлены в ГОСТ Р 50951-96. 4.11 Общие требования охраны труда4.11.1 На тепловозе должны быть нанесены знаки безопасности по ГОСТ 12.4.026: - на крышах аккумуляторных отсеков (ящиков); - около лестниц, ведущих на крышу; - на крышках коллекторных люков, на остове вспомогательных машин, расположенных вне высоковольтных камер и контейнеров, а также на дверях и щитах высоковольтных камер и контейнеров, панелях пульта управления. На электрических машинах с напряжением ниже 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока знак «Опасность поражения электрическим током» по ГОСТ 12.4.026 допускается не устанавливать. 4.11.2 Кабина машиниста должна быть оборудована устройствами эвакуации и выходами площадью не менее 0,25 м2 при ширине выхода не менее 400 мм, обеспечивающими безопасную эвакуацию локомотивной бригады на любую сторону локомотива. В качестве устройств эвакуации должны быть применены веревочные лестницы (фалы), которые в рабочем положении должны достигать головки рельса. Устройства эвакуации должны соответствовать рабочей нагрузке не менее 1,5 кН. Время приведения устройств эвакуации в рабочее положение должно быть не более 30 с. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.11.3 Лестницы для подъема на крышу тепловоза должны быть заблокированы в закрытом состоянии и открываться при помощи специального устройства. 4.11.4 Выступающие детали конструкции и оборудования тепловоза, его составных частей не должны иметь острых ребер, кромок и углов, приводящих к травмированию обслуживающего персонала. 4.11.5 Допустимые уровни загрязнений воздушной среды в кабине машиниста продуктами деструкции полимерных материалов при температуре воздуха от 20 °С до 40 °С и продуктами неполного сгорания дизельного топлива (по содержанию оксида углерода, диоксида азота и диоксида серы) - по гигиеническим требованиям, утвержденным национальным органом здравоохранения*. _________ * На территории Российской Федерации эти требования установлены в [4]. 4.11.6 Входные двери в кабину машиниста должны открываться наружу тамбура или переходной площадки. Ручки входных дверей, расположенные с наружной стороны локомотива с кузовом вагонного типа, должны иметь замкнутый контур. 4.11.7 Поверхность площадок, подножек, ступеней лестниц для подъема в кабину управления, на крышу тепловоза, обслуживания крышевого оборудования должна препятствовать скольжению 4.11.3 - 4.11.7 (Введены дополнительно, Изм. № 1). Приложение А
|
Значение |
|
Температура наружного воздуха, К (°С) |
293 (20) |
Атмосферное давление, кПа (мм рт. ст.) |
101,3 (760) |
Относительная влажность, % |
70 |
Температура топлива перед топливным насосом высокого давления двигателя, К (°С) |
303 (30) |
Примечание - Значения параметров, полученные при испытании тепловозов в других условиях, приводят к условиям таблицы А.1. |
_________
* На территории Российской Федерации эти требования установлены в [5].
Рисунок Б.1
Уровень напряженности Е(дБ) поля радиопомех, создаваемых тепловозом, не должен превышать:
- в полосе частот от 0,15 до 30 МГц
- в полосе частот от 30 до 300 МГц - E = 46 дБ.
Таблица В.1
2,1МГц |
153,0 МГц |
2,1МГц |
153,0 МГц |
на стоянке |
при движении |
||
40 |
14 |
50 |
26 |
Примечание - За 0 дБ принят 1 мкВ. |
Приложение В (Измененная редакция, Изм. № 1).
Санитарно-гигиенические требования к кабине машиниста*
_________
* На территории Российской Федерации эти требования установлены в [6].
Таблица Г.1 - Подача наружного воздуха в кабину машиниста
< - 20 °С |
от - 20 °С до - 5 °С |
> -5 °С до 26 °С |
> 26 °С |
15 |
18 |
30 |
15 |
Таблица Г.2 - Показатели микроклимата в кабине машиниста
Значение показателя при температуре окружающего воздуха |
|||
Ниже 10°С |
От 10 °С до 20 °С |
Св. 20 °С до 40 °С |
|
Температура воздуха на высоте 1500 мм от пола, °С |
От 20 до 24 |
От 20 до 24 |
[22 + 0,2 (tн* - 20)] ± 2 |
Перепад температуры воздуха по высоте 1500/150 мм, °С, не более |
5 |
- |
- |
Перепад между температурой ограждения и температурой воздуха в 150 мм от ограждения, °С, не более |
5 |
- |
- |
Температура пола, °С, не ниже |
10 |
- |
- |
Температура стенки, °С, не ниже |
15 |
- |
- |
** Относительная влажность воздуха, % |
От 30 до 70 |
От 30 до 70 |
Не более 70 |
Скорость движения воздуха, м/с, не более |
0,2 |
0,4 |
0,4 |
* tн - температура наружного воздуха; |
|||
** Относительную влажность воздуха контролируют при условии установки на тепловозе системы увлажнения. |
Таблица Г.3 - Показатели, определяющие эффективность устройств подогрева кабины управления
Наименование показателя |
Значение показателя |
Минимальный перепад температуры в помещении относительно минимально допустимой температуры наружного воздуха tту, °С, не менее |
DТ = tmin* - tту |
Точность поддержания температуры, °С |
± 2 |
*tmin - минимальная температура в кабине машиниста при температуре наружного воздуха ниже - 10 °С (по таблице Г.2) |
Таблица Г.4 - Показатели эффективности устройств охлаждения в кабине управления
Точность поддержания температуры, °С |
||
до 33 |
до 40 |
|
Не менее 6 |
Не менее 12 |
± 2 |
Приложение Г (Измененная редакция, Изм. № 1).
Эргономические требования к кабине машиниста*
_________
* На территории Российской Федерации эти требования установлены в [6].
Таблица Д.1 - Планировка кабины машиниста
Значение параметра |
|
Высота свободного пространства от пола на рабочих местах, мм, не менее |
2000 |
Глубина свободного пространства на рабочих местах от заднего края пульта, мм, не менее |
1200 |
Высота верхней кромки лобового окна от пола, мм, не менее |
1835 |
Высота верхнего края пульта от пола, мм |
(1100 - 1200)*) |
Высота от пола горизонтальной панели пульта, мм, не более |
900*) |
Угол наклона вертикальной панели пульта от вертикальной плоскости, град |
20 - 40 |
Угол наклона горизонтальной панели пульта от горизонтальной плоскости, град |
6 - 20 |
Дистанция наблюдения средств отображения информации, мм |
350 - 750 |
Ниша пульта, мм, не менее - высота от пола |
830**) |
- глубина |
600 |
- ширина в зоне размещения стоп ног |
600 |
Подножка - высота заднего края подножки от пола, мм |
150 - 250*) |
- угол наклона площадки для стоп ног от горизонтали, град |
10 - 25 |
- глубина площадки для стоп ног, мм, не менее |
500 |
Глубина свободного пространства на полу для стоп ног от проекции заднего края пульта в нише, мм, не менее |
170 |
Кресло машиниста в кабине Время беспрепятственного покидания кресла, с, не более |
3 |
*) Допускаются взаимоувязанные отклонения параметров при наличии экспертного заключения компетентной организации об обеспечении рациональной рабочей позы машиниста и оптимального наружного обзора из кабины машиниста при изменениях указанных параметров. **) Для локомотивов с кузовом капотного типа, технические задания на изготовление которых утверждены до 01.01.2013, значение параметра - 820 мм. |
Таблица Д.2 - Компоновка органов управления и средств отображения информации на пульте управления
Значение параметра |
|
Зона размещения графика движения (листа предупреждений) в центре моторной панели по оси симметрии ниши, мм, не менее |
|
- слева от оси |
100 |
- справа от оси |
100 |
Зона размещения рычага контроллера вертикального исполнения слева от оси симметрии ниши, мм |
200 - 350 |
Зона размещения тормозных кранов с рычагом управления вертикального исполнения справа от оси симметрии ниши, мм |
От 200 до 450 |
Зона размещения на информационной панели СОИ для контроля параметров скорости, сигналов безопасности, аварийной сигнализации по оси симметрии ниши, мм, не более |
|
- слева от оси |
200 |
- справа от оси |
200 |
Зоны размещения на информационной панели СОИ для контроля параметров тяги, торможения и диагностики от оси симметрии ниши, мм |
200 - 750 |
Зона размещения СОИ и ОУ вспомогательными переключениями от оси симметрии ниши, мм |
250 - 750 |
Таблица Д.3 - Доступ в кабину машиниста, машинное отделение, к лобовой части кабины машиниста и для подъема и обслуживания крышевого оборудования
Значение показателя |
|
1 Шаг подножек по высоте, мм, не более |
400 |
2 Ширина подножек, мм, не менее |
300 |
3 Глубина опорной поверхности подножек, мм, не менее |
60 |
4 Глубина свободного пространства от внешней кромки подножки, мм, не менее |
150 |
5 Диаметр поручня для подъема по рабочей длине, мм |
19 - 38 |
6 Зазор между поручнями и кузовом, мм, не менее |
45 |
7 Начало рабочего участка поручня (для подъема к входной двери кабины машиниста) от уровня верха головки рельса, мм, не выше |
1500 |
8 Крепление площадок, подножек и поручней должно выдерживать действие сил, кН, не менее |
2 |
9 Лестницы для подъема на крышу (при наличии): - ширина ступеньки, мм, не менее |
210 |
- шаг ступенек, мм, не более |
360 |
10 Ширина настила (трапа) на крыше тепловоза, мм (при наличии) |
300 - 400 |
11 Входные двери в кабину машиниста (включая наружные двери и служебный тамбур): - ширина проема, мм, не менее |
530 |
- высота проема, мм, не менее |
1740 |
- превышение длины желобков, расположенных над боковыми окнами и входными дверями, по отношению к ширине дверей или окон с каждой стороны, мм, не менее |
150 |
12 Высота проема дверцы капота (кузов капотного типа), мм, не менее |
1230 |
13 Ширина свободного прохода в служебном тамбуре, мм, не менее |
500 |
14 Закрытые переходные площадки: - ширина, м, не менее |
0,6 |
- высота, м, не менее |
1,8 |
15 Боковые и торцевые площадки (кузов капотного типа): - ширина, мм, не менее |
550 |
- высота от поверхности площадок, поручней барьеров, устанавливаемых на наружной стороне площадок, мм |
От 950 до 1050 |
- высота промежуточного ограждения поручней барьеров от поверхности площадок, мм |
От 450 до 500 |
- наружные ограничительные планки, установленные по наружному периметру площадки и выступающие над уровнем пола площадки на высоту, мм, не менее |
40 |
Примечания 1 По показателю 1 для тепловозов с охватывающей рамой кузова или колесом диаметром от 1220 до 1250 мм допускается увеличение шага подножек для подъема и обслуживания лобовой части кабины машиниста до 550 мм, в пределах не более двух подножек. 2 По показателю 7 для локомотивов с колесом диаметром от 1220 до 1250 мм допускается значение 1580 мм. 3 По показателю 11 для локомотивов с кузовом капотного типа допускается: - ширина проема 500 мм, а также сужение ширины проема двери (на высоте от 1400 мм до верха двери) от 500 до 400 мм; - высота проема 1680 мм, при этом верхняя кромка дверного проема должна быть на высоте 1780 мм от пола кабины или тамбура для дверей машинного помещения. 4 По показателю 15 допускаются местные сужения ширины прохода до 450 мм на длине не более 1000 мм. |
Приложение Д (Измененная редакция, Изм. № 1).
Допустимые уровни звука и звукового давления,
инфразвука и вибрации в кабине машиниста*
_________
* На территории Российской Федерации эти требования установлены в [6].
Таблица Е.1 - Допустимые уровни звука и звукового давления в октавных полосах частот
Уровни звукового давления, дБ, не более, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц |
Уровень звука, дБА, не более |
||||||||
31,5 |
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
|
99 |
91 |
83 |
77 |
73 |
70 |
68 |
66 |
64 |
75 |
Таблица Е.2 - Допустимые уровни инфразвука
Уровни звукового давления, дБ, не более, в октавных
полосах со среднегеометрическими |
Уровень звука, дБ «Лин», не более |
|||
2,0 |
4,0 |
8,0 |
16,0 |
|
102 |
102 |
99 |
99 |
105 |
Таблица Е.3 - Допустимые уровни вибрации (на сиденье)
Средние квадратические значения виброускорений, м · с-2, не более, в направлении |
||
вертикальном, Z |
горизонтальном, X, Y |
|
1,0 |
0,30 |
0,11 |
1,25 |
0,27 |
0,11 |
1,6 |
0,24 |
0,11 |
2,0 |
0,21 |
0,11 |
2,5 |
0,19 |
0,13 |
3,15 |
0,17 |
0,17 |
4,0 |
0,15 |
0,21 |
5,0 |
0,15 |
0,27 |
6,3 |
0,15 |
0,34 |
8,0 |
0,15 |
0,43 |
10,0 |
0,15 |
0,53 |
12,5 |
0,19 |
0,55 |
16,0 |
0,21 |
0,60 |
20,0 |
0,24 |
0,67 |
25,0 |
0,34 |
1,06 |
31,5 |
0,42 |
1,19 |
40,0 |
0,53 |
1,69 |
50,0 |
0,75 |
2,12 |
63,0 |
0,85 |
3,10 |
80,0 |
1,06 |
4,24 |
Приложение Е (Измененная редакция, Изм. № 1).
Допустимые значения параметров искусственного освещения
кабины машиниста
и машинного отделения*
_________
* На территории Российской Федерации эти требования установлены в [6].
Таблица Ж.1
Значение параметра |
|
Рабочее освещение |
|
Освещенность, лк, на пульте управления при включении режима: |
|
- яркий свет |
20-60 |
- тусклый свет |
2-9 |
Неравномерность освещенности (соотношение максимальной и минимальной освещенности), не более |
2:1 |
Местное освещение |
|
Освещенность места для графика движения на пульте управления на рабочем месте машиниста и места с размерами 200 × 300 мм на рабочем месте помощника машиниста, лк, не менее |
10 (с плавной или ступенчатой регулировкой до 1) |
Неравномерность освещенности (соотношение максимальной и минимальной освещенности), не более |
5:1 |
Яркость шкал контрольно-измерительных приборов с плавной регулировкой от минимальной до максимальной, кд/м2: |
|
- минимальная, не более |
0,6 |
- максимальная |
2-5 |
Неравномерность яркости (соотношение максимальной и минимальной яркости), не более |
3:1 |
Аварийное освещение |
|
Освещенность на пульте управления, лк, не менее |
3 |
Освещение машинного отделения в проходах на полу, лк, не менее |
5 |
Экран, защищающий от слепящего воздействия солнечных лучей |
|
Ширина |
Не менее ширины окна |
Регулировка и фиксация в любом положении по высоте окна |
Не менее 2/3 высоты от верхней кромки окна |
Световой коэффициент пропускания материала экрана, не более |
0,1 |
Приложение Ж (Измененная редакция, Изм. № 1).
Допустимые уровни электромагнитных излучений в кабине машиниста*
_________
* На территории Российской Федерации эти требования установлены в [6].
Таблица И.1
Значение показателя |
|
Переменные магнитные поля промышленной частоты (50 Гц) |
|
Напряженность магнитного поля, А/м, |
80 |
или магнитная индукция, мкТл, не более |
100 |
Электрические поля промышленной частоты (50 Гц) |
|
Напряженность, кВ/м, не более |
5 |
Постоянные магнитные поля: |
|
Напряженность, кА/м, не более |
8 |
Радиочастотный (РЧ) диапазон |
|
Напряженность электрического поля, В/м, в диапазоне РЧ |
|
от 0,03 до 3 МГц, не более |
50 |
от 3 до 30 МГц, не более |
30 |
от 30 до 300 МГц, не более |
10 |
Напряженность магнитного поля, Н, А/м, в диапазоне РЧ |
|
от 0,03 до 3 МГц, не более |
5,0 |
от 30 до 50 МГц, не более |
0,3 |
Электростатическое поле: |
|
Напряженность, кВ/м, не более |
20 |
Приложение И (Измененная редакция, Изм. № 1).
Параметры пожарной опасности материалов
Таблица К.1
Горючесть |
Индекс распространения пламени, не более |
Коэффициент дымообразования, м2кг-1, не более |
Показатель токсичности*, г/м3, не менее |
|
Подшивка изоляции крыши, воздуховод вентиляционной установки, потолок кабины машиниста, ограждающие конструкции приборов отопления и кондиционирования, конструкции кабельных каналов и трубопроводы, стены и пол машинного отделения |
Негорючий |
- |
- |
- |
Термоизоляция кузова и кабины машиниста, закладные детали, обрешетка крыши, потолков и стен, перегородки, обшивка стен и дверей, обрешетка и настил пола кабины, трубы водоснабжения и водоотведения |
Негорючий или трудногорючий |
20 |
50 |
120 |
Гидроизоляция, теплоизоляция, диффузоры, компенсирующие вставки, вибро- и звукоизолирующие элементы вентиляционной установки, звукоизоляция потолков, отделка пола кабины машиниста |
Трудногорючий или трудновоспламеняемый |
20 |
500 |
40 |
* При времени экспозиции 30 мин. |
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации, 21.12.2010, № 286 |
||
(Исключена, Изм. № 1). |
||
ЦТ-ЦУО/175 |
Инструкция по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе. Утверждена МПС России 27.04.93 |
|
Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Утверждены Министерством здравоохранения Российской Федерации 27.04.2003 |
||
ЦРБ-757 |
Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. Утверждена МПС России 26.05.2000 г. |
|
Санитарные правила по проектированию, изготовлению и реконструкции локомотивов и специального подвижного состава железнодорожного транспорта. Утверждены Министерством здравоохранения России 29.05.2003 |
Ключевые слова: тепловозы, электрическая передача, маневровая и маневрово-вывозная работа, общие технические требования, устройства управления, двигатель, электрооборудование, экипажная часть, тормозное оборудование, пневматическое оборудование, вспомогательное оборудование, показатели надежности, требования безопасности, охрана окружающей среды, санитарно-гигиенические требования