КОЛЕСНЫЕ ПАРЫ
ЛОКОМОТИВОВ Расчеты и испытания на прочность
Предисловие Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены» Сведения о стандарте 1. РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ОАО «ВНИКТИ») 2. ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 3. ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 34 от 11 декабря 2008 г.) За принятие проголосовали:
4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 марта 2009 г. № 114-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31373-2008 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2009 г. (Поправка). 5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст этих изменений - в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты» СОДЕРЖАНИЕ ГОСТ 31373-2008 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дата введения - 2009-09-01 1. Область примененияНастоящий стандарт распространяется на колесные пары (далее - КП) локомотивов (тепловозов, электровозов, газотурбовозов), моторвагонного подвижного состава (моторных и немоторных вагонов электропоездов, дизель-поездов, автомотрис и рельсовых автобусов, далее - МВПС) с конструкционной скоростью не более 250 км/ч. Стандарт устанавливает объем расчетов и испытаний на прочность КП в целом и их деталей - осей, цельных и составных колес. 2. Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 398-96 Бандажи из углеродистой стали для подвижного состава железных дорог широкой колеи и метрополитена. Технические условия ГОСТ 977-88 Отливки стальные. Общие технические условия ГОСТ 1050-88 Прокат сортовой, калиброванный, со специальной отделкой поверхности из углеродистой качественной конструкционной стали. Общие технические условия ГОСТ 1497-84 (ИСО 6892-84) Металлы. Методы испытания на растяжение ГОСТ 1763-68 (ИСО 3887-77) Сталь. Методы определения глубины обезуглероженного слоя ГОСТ 1778-70 (ИСО 4967-79) Сталь. Металлографические методы определения неметаллических включений ГОСТ 2999-75 Металлы и сплавы. Метод измерения твердости по Виккерсу ГОСТ 4491-86 Центры колесные литые для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия ГОСТ 4543-71 Прокат из легированной конструкционной стали. Технические условия ГОСТ 4728-96 Заготовки осевые для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия ГОСТ 5639-82 Стали и сплавы. Методы выявления и определения величины зерна ГОСТ 8233-56 Сталь. Эталоны микроструктуры ГОСТ 9012-59 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю ГОСТ 9454-78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах ГОСТ 10243-75 Сталь. Метод испытаний и оценки макроструктуры ГОСТ 10791-2004 Колеса цельнокатаные. Технические условия ГОСТ 11018-2000 Тяговый подвижной состав железных дорог колеи 1520 мм. Колесные пары. Общие технические условия ГОСТ 22536.1-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения общего углерода и графита ГОСТ 22536.2-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения серы ГОСТ 22536.3-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения фосфора ГОСТ 22536.4-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения кремния ГОСТ 22536.5-87 (ИСО 629-82) Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения марганца ГОСТ 22536.7-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения хрома ГОСТ 22536.8-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения меди ГОСТ 22536.9-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения никеля ГОСТ 22536.12-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения ванадия ГОСТ 31334-2007 Оси для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по соответствующему указателю стандартов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3. Термины и определенияВ настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1
3.2 составное колесо: Сборочная единица КП, состоящая из колесного центра, бандажа и закрепляющего его бандажного кольца. 3.3 цельное колесо: Цельная деталь колесной пары с ободом, дисковой частью и ступицей. 3.4 дисковая часть колеса: Часть колеса (колесного центра), расположенная между ободом и ступицей и имеющая плоскую, коническую, изогнутую, S-образную или другую форму диска. 3.5 ступица колеса: Утолщенная часть колеса (колесного центра) с отверстием, в которое устанавливается ось КП. 3.6 колесный центр: Цельная деталь составного колеса с ободом, дисковой или спицевой частью и ступицей. 3.7 обод колесного центра: Утолщенная наружная часть колесного центра, предназначенная для посадки бандажа. 3.8 тормозные диски: Фрикционные элементы дискового тормоза, установленные на ступице, посаженной на внутренней части оси КП или на цельном колесе. 3.9 офсет: Конструкционное смещение обода (бандажа) колеса относительно ступицы колеса (колесного центра) в радиальном сечении. 3.10 остаточные напряжения: Напряжения, возникающие вследствие технологических и эксплуатационных воздействий (тепловых или механических) и остающиеся в конструкции после снятия этих воздействий. Примечание - Остаточные напряжения в цельном колесе и бандаже определяют в радиальном направлении, а по поверхности катания - в тангенциальном направлении. 3.11 базовое расстояние: Расстояние между двумя кернами, нанесенными посредине толщины обода (бандажа) с наружной стороны колеса (принимают равным 100 мм). 3.12 прочность: Свойство детали или конструкции воспринимать воздействие внешних сил без разрушения и без изменения геометрических размеров вследствие пластических деформаций. 3.13 статическая прочность: Прочность, оцениваемая при действии однократных или редко повторяющихся (менее 103 раз за срок службы) предельных (экстремальных) нагрузок. 3.14
3.15 термоциклическая усталость: Процесс постепенного накопления повреждений материала под действием неравномерного многократного нагрева и охлаждения, приводящий к изменению свойств материала, образованию трещин и разрушению. 3.16 база испытаний: Наибольшая продолжительность (по числу циклов нагружения) испытаний на усталость, задаваемая предварительно. 3.17
3.18 схема нагружения: Схематическое изображение силовых факторов, действующих на КП или ее детали при эксплуатации. 3.19 прототип: КП или ее элемент, аналогичные проверяемой по конструкции, материалу, технологии изготовления и (или) условиям нагружения при эксплуатации. 3.20 полигонные испытания: Испытания КП при движении локомотива или МВПС, проводимые на специальном полигоне или железнодорожных путях. 3.21 эксплуатационные испытания: Испытания локомотива или МВПС, проводимые при его эксплуатации. 4. Общие положения4.1. Для испытания на прочность отбирают КП, изготовленные в соответствии с требованиями ГОСТ 11018 по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке, и принятые службой технического контроля изготовителя. 4.2. КП и их детали, не прошедшие необходимого объема расчетов и испытаний на прочность в соответствии с разделом 5, не допускают к эксплуатации. 4.3. Критерии оценки КП и их деталей по показателям прочности, учитываемые при принятии решения о допуске КП к эксплуатации, установлены в таблице А.1 (приложение А). 4.4. При эксплуатации КП должно быть обеспечено: - сохранение целостности элементов КП без трещин и безотказность КП в течение назначенного срока службы; - отсутствие ослаблений и проворотов бандажей, в том числе при применении тяжелых режимов колодочного торможения; - отсутствие сдвигов цельных колес, колесных центров, проворотов зубчатых колес, ступиц зубчатых колес и ступиц тормозных дисков на оси, пальцев привода в диске колеса; - сохранение расстояния между внутренними гранями ободьев (бандажей) колес в пределах установленного допуска. 5. Объем расчетов и испытаний на прочность колесной пары5.1. Необходимый объем расчетов и испытаний КП и их деталей на прочность выбирают для новых конструкций, а также исходя из конструкторских изменений в них, изменения материалов или технологического процесса, метода сборки КП, условий торможения, при применении КП на других локомотивах или МВПС. 5.2. Объем расчетов и испытаний на прочность КП с новой (измененной) конструкцией или схемой нагружения приведен в таблице 1. Таблица 1
Под изменением конструкции КП понимают: - изменение расположения деталей между колесами КП или применение новых деталей, изменяющих схему нагружения оси; - изменение формы и размеров диска (в т.ч. офсета), обода, ступицы колеса; - изменение наружного или внутреннего диаметра оси КП, формы и размеров галтелей, расположения посадочных и присоединительных зон по длине оси. Расчеты КП на прочность (таблица 1, пункт 1) включают в себя: - определение напряженно-деформированного состояния колеса от действия: монтажных натягов соединения колеса с осью, бандажа с колесным центром, элементов тягового привода с диском колеса; эксплуатационных механических нагрузок - вертикальных, боковых горизонтальных, касательных (только для спицевой конструкции колесного центра); эксплуатационных термических нагрузок торможения; - оценку осевых и радиальных деформаций обода цельного или бандажа составного колеса при нагреве от торможения и вследствие уменьшения толщины обода (бандажа) из-за износа и ремонтных обточек; - оценку прочности соединения колеса (цельного, составного, зубчатого) и ступицы тормозного диска с осью и бандажа с колесным центром; - оценку прочности и деформаций оси КП от действия эксплуатационных механических нагрузок. 5.3. Объем расчетов и испытаний на прочность КП при изменении материалов деталей (в т.ч. тормозных колодок), технологического процесса изготовления или при освоении их производства на новом предприятии приведен в таблице 2. Под изменением технологического процесса изготовления понимают: - использование новых методов литья, проката, ковки и т.п.; - применение новых методов объемного или поверхностного упрочнения и восстановления деталей; - изменение чистоты обработки поверхностей. Таблица 2
5.4. Объем расчетов и испытаний на прочность при изменении метода сборки КП или освоении КП на новом предприятии приведен в таблице 3. Под изменением метода сборки понимают: - использование другого метода соединения колеса (цельного, составного, зубчатого) и ступицы тормозного диска с осью, колесного центра с бандажом; - замену антифрикционного покрытия в соединении «колесо - ось». Таблица 3
5.5. Объем испытаний КП при изменении тормозного оборудования и увеличении нагрузок при торможении приведен в таблице 4. Под изменением тормозного оборудования понимают применение впервые высокофосфористых, композиционных и других тормозных колодок, отличающихся высокой эффективностью торможения и низкой теплопроводностью. Таблица 4
5.6. Объем расчетов и испытаний на прочность КП, примененных на других типах локомотивов и МВПС, которые отличаются режимами работы, конструкционной скоростью более чем на 10 %, схемами нагружения или большей по сравнению с прототипом нагрузкой на рельсы (свыше 5 %), приведен в таблице 5. Таблица 5
6. Методы расчетов, испытаний и оценки прочностиМетоды расчетов, испытаний и оценки прочности приведены в таблице 6. Таблица 6
Приложение А(обязательное)Критерии оценки колесных пар и их деталей по показателям прочностиТаблица А.1
Рисунок А.1 - Диаграмма зависимости коэффициентов к1, к2 от значения относительной величины суммарных средних напряжении Таблица А.2 - Ориентировочные значения пределов выносливости некоторых конструкций колес в зависимости от материала, метода изготовления, формы дисковой части колесного центра, цельного колеса
Библиография
|