ГОСТ 11030-93 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ АВТОГРЕЙДЕРЫ ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Госстандартом России ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации 2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г. За принятие проголосовали:
3 Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 02.06.94 № 160 межгосударственный стандарт ГОСТ 11030-93 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 01.01.95 4 ВЗАМЕН ГОСТ 28590-90, ГОСТ 11030-88 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дата введения 01.01.95 Настоящий стандарт распространяется на автогрейдеры, предназначенные для землеройно-профилировочных работ при строительстве, ремонте и содержании дорог, а также в других видах строительства. Стандарт не распространяется на планировщики и специальные автогрейдеры (четырехосные, с активным рабочим органом и др.). Требования пп. 3.1.1 - 3.1.3; 3.1.4; 3.1.7 - 3.1.11; 3.3; 5.3.7 - 5.3.10; 5.3.11 - 5.3.19; 5.3.23, 5.3.24 настоящего стандарта являются обязательным, другие требования являются рекомендуемыми. Обязательные требования к автогрейдерам, направленные на обеспечение их безопасности для жизни, здоровья оператора и охраны окружающей среды, изложены в пп. 3.1.2; 3.1.11.1; 3.1.11.3 - 3.1.11.4; 3.1.11.7 - 3.1.11.14; 5.3.13 - 5.3.19; 5.3.23 - 5.3.24. Стандарт пригоден для целей сертификации в части требований безопасности и экологии. (Измененная редакция, Изм. № 1). 1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯТермины и определения - по ГОСТ 27535. 2. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ2.1. Типы автогрейдеров в зависимости от конструктивных признаков устанавливают в соответствии с ГОСТ 27535 в технических условиях на автогрейдеры конкретных моделей. 2.2. Автогрейдеры всех типов в зависимости от эксплуатационной мощности двигателя изготавливают четырех классов в соответствии с табл. 1. Таблица 1
(Измененная редакция, Изм. № 1). эксплуатационная мощность двигателя по ГОСТ 18509; эксплуатационная масса по ГОСТ 27922; длина отвала; высота отвала; максимальные скорости движения на передачах; удельный расход топлива двигателя; расход масла в двигателе и трансмиссии автогрейдера; достигаемые параметры точности планирования; удельное давление на грунт; дымность отработавших газов двигателя автогрейдера в соответствии с ГОСТ 17.2.2.02 или ГОСТ 24028 (принимается по документации на двигатель);* уровень вибрации сиденья оператора по ГОСТ 12.1.012;* выбросы вредных веществ с отработавшими газами из системы выпуска двигателя автогрейдера в соответствии с ГОСТ 17.2.2.05 или ГОСТ 24585 (принимают по документации на двигатель);* уровень звука на рабочем месте оператора по ГОСТ 12.1.003;* * Показатели обязательно включают в технические условия. средняя оперативная трудоемкость ежесменного технического обслуживания; удельная суммарная оперативная трудоемкость плановых технических обслуживаний; 80 %-ный ресурс до первого капитального ремонта и критерии предельного состояния; средняя наработка на отказ. 2.4. Порядок индексации конкретных моделей автогрейдеров (проектируемых после 01.01.97) приведен на схеме:
Пример индексации автогрейдера класса 180 третьей модели ГС-1803. (Введен дополнительно, Изм. № 1). 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ3.1. Характеристики 3.1.2. Климатические исполнения и категории размещения автогрейдеров по ГОСТ 15150. 3.1.4. Конструкция автогрейдеров должна обеспечивать: планирование и профилирование земляного полотна с кюветами глубиной не менее 0,5 м и наклоном внутренних стенок от 1:2 до 1:3, наружных от 1:1 до 1:1,5, а также с откосами крутизной от 1:1,5 до 1:4 на насыпи высотой до 2,5 м; агрегатирование с дополнительным оборудованием, перечень которого, установленный по требованию потребителя, должен быть приведен в технических условиях на автогрейдеры конкретных моделей; устойчивость в поперечной плоскости до 0,35 рад (20°) к горизонтали при вырезании кювета; установку на пульте управления приборов, дающих оператору информацию о давлении и температуре в системе гидротрансмиссии; установку счетчика наработки автогрейдера; контроль уровня топлива в баках; возможность установки устройства для запуска двигателя при отрицательных температурах; буксировку и строповку автогрейдера для подъема краном; наработку без дозаправки топливом не менее 9 моточасов работы (18 ч сменного времени); диагностирование в соответствии с требованиями ГОСТ 27518, ГОСТ 25044, при этом конкретные требования по приспособленности к диагностированию и уровню автоматизации процессов диагностирования должны быть установлены в технических условиях на автогрейдеры конкретных моделей; оборудование необходимых мест ввода портативных приборов и приспособлений для диагностической проверки технического состояния. При этом перечень приборов и приспособлений устанавливают в технических условиях в соответствии с ГОСТ 27253 и требованиями заказчика. Присоединительные места для подключения диагностических приборов к гидросистемам должны соответствовать требованиям приложения 1. 3.1.5. В конструкции автогрейдера по согласованию с потребителем (заказчиком) рекомендуется: устанавливать систему автоматической стабилизации положения отвала, обеспечивающую при высококвалифицированном управлении автогрейдером выполнение планировочных и профилировочных работ с оценкой «на отлично» - по СНиП 3.06.03-85; предусматривать возможность зачистки откосов с углом 1,56 рад (90°) при угле захвата в плоскости откоса не менее 0,78 рад (45°). 3.1.6. Требования к конструкции гидропривода автогрейдера по ГОСТ 17411 (кроме п. 2.2). 3.1.6.1. Гидроприводы и гидроустройства должны функционировать с сохранением заданных параметров после испытания статическим давлением не менее 1,5 номинального. 3.1.7. Размеры наливных горловин топливных баков - по ГОСТ 27533. 3.1.8. Спускные, наливные и контрольные пробки - по ГОСТ 27720. Примечание. Допускается по согласованию с заказчиком применение на комплектующих изделиях, покупаемых в других отраслях, пробок с размерами, соответствующими нормативно-технической документации этих отраслей. 3.1.9. Смазочные масленки - по ГОСТ 19853. 3.1.10. Ножи автогрейдеров - по ГОСТ 28771. Для машин, техническое задание на которые утверждено до введения в действие настоящего стандарта, допускается применение ножей с радиусом закругления 280 мм. 3.1.11. Требования эргономики и безопасности - по ГОСТ 12.2.011, ГОСТ 27254, ГОСТ 27257, ГОСТ 27921, ГОСТ 28769, ГОСТ 12.1.012. 3.1.11.1. Шумовые характеристики автогрейдеров - по ГОСТ 12.1.003. 3.1.11.2. Конструкция автогрейдера должна обеспечивать обзорность рабочих органов во всех технологических положениях, кроме кирковщика заднего расположения. 3.1.11.3. Внешние световые приборы должны соответствовать ГОСТ 8769 и обеспечивать необходимую освещенность при передвижении по дороге, а также необходимую освещенность рабочей площадки в дополнение к ее общей освещенности. Допускается по согласованию с потребителем изменение расположения некоторых световых приборов, если это обусловлено конструктивными особенностями автогрейдера и не нарушает безопасности движения. 3.1.11.4. Цвета сигнальные и знаки безопасности должны соответствовать ГОСТ 12.4.026. 3.1.11.5. Электрооборудование должно соответствовать ГОСТ 12.2.007.0 и ГОСТ 3940. Монтаж и крепление электропроводки должны предотвращать повреждение ее изоляции. Система электрооборудования должна иметь устройство для отключения аккумуляторной батареи. 3.1.11.6. Способы приведения в действие и расположение основных органов управления должны соответствовать приведенным в табл. 2. Таблица 2
* Если предусмотрено конструкцией машины. (Измененная редакция, Изм. № 1). Для машин, техническое задание на которые утверждено до введения в действие настоящего стандарта, допускается отклонение от требований, приведенных в табл. 2. Назначение и направление перемещения органа управления должно быть обозначено символом или надписью. 3.1.11.8. Вентилятор двигателя должен быть снабжен ограждением. Ограждение должно быть достаточно прочным во избежание прогиба в сторону подвижных лопастей и должно обеспечивать защиту от случайного контакта машиниста с лопастями вентилятора. 3.1.11.9. При давлении в гидросистеме более 5000 кПа, при температуре рабочей жидкости более 323 К (50 °С) рукава высокого давления, расположенные в кабине в пределах 0,5 м от машиниста, должны иметь защитные устройства, обеспечивающие безопасность машиниста в случае их разрыва. 3.1.11.10. Конструкция системы доступа должна соответствовать требованиям ГОСТ 29100 и обеспечивать безопасность подъема и входа оператора на рабочее место и обслуживание автогрейдера. 3.1.11.11. Системы ремня безопасности, места их крепления должны соответствовать требованиям приложения 2. 3.1.11.12. Выпускная система должна обеспечивать гашение искр до выхода отработавших газов в атмосферу. Струя отработавших газов не должна быть направлена на оператора или горючие материалы. В местах соединений прорыв газов и искр не допускается. 3.1.11.13. Звуковая сигнализация автогрейдеров должна соответствовать ГОСТ 12.2.011. 3.1.11.14. Уровень радиопомех - по ГОСТ 17822 и «Общесоюзным нормам допускаемых индустриальных радиопомех. Нормы 8-72». Класс покрытия - VI по ГОСТ 9.032, группа условий эксплуатации - по ГОСТ 9.104. 3.1.12. Требования технического обслуживания и ремонта 3.1.12.1. В конструкции автогрейдеров рекомендуется обеспечивать: техническое обслуживание двигателя, шасси, трансмиссии без демонтажа кабины; возможность агрегатного ремонта; применение систем групповой и картерной смазки. Допускается применение индивидуальной смазки (с предпочтительным применением долговременной смазки); ежесменное техническое обслуживание одним оператором, при этом оперативная трудоемкость ежесменного технического обслуживания, чел.-ч, не более: 0,5 - для классов 100 и 140, 0,7 - для класса 180, 0,95 - для класса 250; удельная суммарная оперативная трудоемкость плановых технических обслуживании, чел.-ч/моточас, не более: 0,070 - для классов 100, 140, 0,090 - для класса 180, 0,118 - для класса 250. 3.1.12.2. Конкретные требования по приспособленности к техническому обслуживанию, а также перечень систем и узлов, подлежащих техническому обслуживанию, устанавливают в технических условиях на автогрейдеры конкретных моделей. 3.2. Комплектность 3.2.1. В комплект автогрейдера входят: дополнительное оборудование и система стабилизации положения отвала (по согласованию с потребителем); два комплекта ножей (в том числе, установленные на рабочих органах); запасное колесо в сборе для автогрейдеров классов 100, 140 и 180; шина с камерой и флепом для автогрейдеров класса 250; запасные части, инструмент, принадлежности и материалы согласно ведомости ЗИП; эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601, в том числе инструкция по эксплуатации, содержащая технико-эксплуатационную характеристику по ГОСТ 27535, инструкция по техобслуживанию и формуляр; ремонтная документация по ГОСТ 2.602 (после 18 месяцев серийного производства на партию машин по заказам эксплуатирующих и ремонтных предприятий), в том числе каталог деталей и сборочных единиц, нормы расхода запасных частей; руководство по текущему ремонту, перечень быстроизнашиваемых деталей. (Новая редакция, Изм. № 1). 3.3.1. На каждом автогрейдере должна быть прикреплена маркировочная табличка по ГОСТ 12969, содержащая следующие данные: наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак; индекс автогрейдера и его заводской номер; обозначение нормативно-технического документа, по которому изготавливают автогрейдер. 3.3.2. На каждое грузовое место должна быть нанесена транспортная маркировка по ГОСТ 14192. 3.4. Упаковка 3.4.1. Требования к упаковке устанавливают в технических условиях на автогрейдеры конкретных моделей в соответствии с требованиями ГОСТ 27252 и ГОСТ 9.014. 4. ПРИЕМКА4.1. Автогрейдеры серийного производства подвергают приемосдаточным, а также сертификационным или периодическим испытаниям. Объем и периодичность приемосдаточных и периодических испытаний устанавливают в технических условиях на автогрейдеры конкретных моделей и в программах испытаний. Сертификационные испытания проводят в установленном порядке»; Проверяемые параметры выбирают из табл. 3. Таблица 3
Примечание. Показатели проверяют: по пп. 5.3.4; 5.3.5; 5.3.7 - 5.3.9; 5.3.11; 5.3.12; 5.3.20 - 5.3.22 - при приемочных испытаниях; по пп. 5.3.7; 5.3.10; 5.3.13 - 5.3.15; 5.3.16 - 5.3.19; 5.3.23; 5.3.24 - при приемочных и сертификационных испытаниях; по п. 5.3.23 - при периодических испытаниях, если при приемочных испытаниях уровень радиопомех выше 1/3 по ГОСТ 17822. (Измененная редакция, Изм. № 1). 5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ5.1. Требования к средствам испытаний 5.1.1. Перечень средств измерений, испытательного оборудования и материалов, необходимых для проведения испытаний, должен быть приведен в программе и методике испытаний. 5.1.2. Применяемые при испытаниях оборудование и площадки должны быть аттестованы в соответствии с требованиями ГОСТ 24555. 5.1.3. Стандартизованные средства измерений должны быть проверены в соответствии с требованиями ГОСТ 8.513, нестандартизованные - аттестованы по ГОСТ 8.326. 5.1.4. Погрешности средств измерений не должны быть более: для определения линейных размеров до 1 м - ±1 мм; от 1 до 10 м - ±3 мм; угловых величин ±3 %; массы ±2 %; времени ±0,2 с; температуры ±1 °С; частоты вращения ±1 %; угловой скорости ±2 %; скорости ±2 %; уровня звука ±1 дБ; эргономических показателей ±5 %. С автогрейдером, предъявляемым к испытаниям, представляется, в зависимости от вида испытаний, комплект документации из числа перечисленной ниже: программа и методика испытаний; инструкция по эксплуатации и формуляр по ГОСТ 2.601; нормативно-техническая документация на серийно выпускаемые автогрейдеры; акт приемосдаточных испытаний (для периодических и сертификационных испытаний); протокол предшествующих периодических испытаний; комплект сборочных чертежей серийного производства. (Измененная редакция, Изм. № 1). 5.3. Проведение испытаний комплектности автогрейдера, в том числе, сопроводительной документации; отсутствия видимых повреждений агрегатов и деталей или некачественного выполнения покрытий, сварных швов и крепежных соединений; состояния уплотнений, отсутствия течей масла и других жидкостей; заправки автогрейдера топливом, рабочими и охлаждающими жидкостями, смазочными материалами в необходимых количествах; качества сборки и монтажа узлов и агрегатов, наличия пломб и маркировки. При этом проверяют: отсутствие утечек рабочей жидкости в гидрораспределителях, уплотнениях гидроцилиндров, резьбовых соединениях; настройку предохранительного клапана. Допускается проверку работы автогрейдера под нагрузкой проводить путем перемещения грунта (в зимнее время - снега) отвалом или рыхления кирковщиком продолжительностью не менее 2 ч. При этом проверяют работу трансмиссии, рулевой системы, тормозных свойств (без измерения количественных параметров), работу систем управления рабочим оборудованием, приборов контроля и др. при их включении. 5.3.4. Проверку эксплуатационной массы автогрейдера проводят в соответствии с ГОСТ 27922. Распределение масс по осям проверяют измерением при помощи весов опорных реакций, действующих на машину в местах опирания ее мостов. За результат принимают среднее арифметическое трех измерений. 5.3.5. Геометрические размеры автогрейдера проверяют в соответствии с ГОСТ 27256 и ГОСТ 27535. 5.3.6. Значения фактических скоростей движения автогрейдера проверяют на всех передачах переднего и заднего хода в соответствии с ГОСТ 27927. 5.3.7. Испытание звуковой сигнализации автогрейдеров проводится в соответствии с ГОСТ 29292. При этом констатируют характер неисправностей машины и их причины. 5.3.9. Проверку выполнения качества планировочных работ проводят в соответствии со СНиП 3.06.03-85. Критерием потери устойчивости является потеря контакта с опорной поверхностью хотя бы одного колеса. Момент отрыва колеса следует фиксировать с помощью сигнальных устройств. Угол наклона платформы, при котором произошло срабатывание сигнального устройства, является углом устойчивости. Испытания проводят при транспортном положении грейдерного отвала и при положении отвала, соответствующем его положению при вырезании кювета. Примечание Оценку устойчивости проводят при приемочных испытаниях автогрейдера. 5.3.13. Проверку выполнения требований безопасности и эргономических показателей проводят в соответствии с ГОСТ 12.2.011, ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.012, ГОСТ 27254, ГОСТ 27257, ГОСТ 27921, ГОСТ 28769, ГОСТ 28975. 5.3.14. Проверку выброса вредных веществ с отработавшими газами из системы выпуска двигателя автогрейдера проводят по ГОСТ 17.2.2.05 на заводе изготовителе двигателей. 5.3.15. Испытания систем рулевого управления проводят в соответствии с ГОСТ 27254. 5.3.16. Проверку параметров поворота проводят в соответствии с ГОСТ 27257. 5.3.17. Проверку тормозных свойств автогрейдера проводят в соответствии с ГОСТ 28769. Испытания проводят на ровной твердой горизонтальной площадке на неподвижной машине, при этом отвал устанавливают в среднее положение, перпендикулярно к продольной оси машины, а также в крайние рабочие положения. Примечание. Проверку обзорности с рабочего места проводят при приемочных испытаниях. Примечание. Проверку освещенности проводят при приемочных испытаниях. Рекомендуемый грунт: объемная масса - 1,8 - 2,0 т/м3; влажность - 15 - 20 %; плотность - 9 - 15 ударов по ударнику ДорНИИ по ТУ 22-5094, ТУ 22-5997. Углы установки отвала по отношению к поверхности копания должны составлять: угол захвата - 35 - 40°; угол резания - 30 - 35°; угол зарезания - 12 - 15°. Копание выполняют круговыми проходами при полной подаче топлива. После каждого рабочего прохода грунт перемещают в сторону кювета так, чтобы он не мешал последующему проходу. Копание осуществляют в одном направлении с максимальной глубиной стружки и постоянной скоростью движения. Рекомендуемая глубина кювета должна быть не менее 0,5 м. Измерение поперечного профиля кювета проводят не менее чем в десяти местах по длине участка с помощью рейки, условно считая сечение поперечного профиля треугольным. Объем вырезанного грунта за один проход (Wj), рассчитывают по формуле
где bi - ширина кювета в i-м сечении, м; hi - глубина кювета в i-м сечении, м; lк - длина кювета, м; п - количество измеряемых сечений. Общий объем вырезанного грунта (W0), время рабочих проходов (T0) и рабочую скорость движения (vp) рассчитывают по формуле
где Tj - продолжительность j-го рабочего прохода, (час); т - количество рабочих проходов; vj - скорость движения в j-м рабочем проходе, (м/час). Длина кювета при одном проходе должна составлять не менее 80 м. Техническую производительность автогрейдера (Пт), м3/ч, рассчитывают по формуле
Расход топлива (Gт), кг, за время выполнения рабочих проходов рассчитывают по формуле
Удельный расход (gе), кг/м3, рассчитывают по формуле
5.3.21. Среднюю оперативную трудоемкость ежесменного технического обслуживания (Se.o), чел.-ч, рассчитывают по формуле
где ti - среднее оперативное время, затраченное на выполнение i-й операции; K - число операций ежесменного технического обслуживания. Повторность хронометражных измерений - не менее трех по каждой операции, проведение которой предусмотрено инструкцией по эксплуатации. Оперативные затраты времени на выполнение ежесменного технического обслуживания включают в себя затраты, обусловленные конструкцией и техническим состоянием автогрейдера, и не включают затраты, обусловленные организацией, материально-техническим обеспечением, квалификацией персонала, условиями окружающей среды. 5.3.23. Проверку уровня радиопомех проводят по ГОСТ 16842 и «Общесоюзным нормам допускаемых индустриальных радиопомех Нормы 8-72». 5.3.24. Проверку дымности отработавших газов двигателя проводят по ГОСТ 17.2.2.02 на заводе изготовителе двигателей. 5.4. Оформление результатов испытаний 5.4.1. Результаты испытаний оформляют протоколами и актами испытаний. 6. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ6.1. Транспортирование автогрейдеров осуществляют любым видом транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта, и требованиями ГОСТ 27252. 6.2. Требования к хранению автогрейдеров устанавливают в технических условиях на автогрейдеры конкретных моделей в соответствии с требованиями ГОСТ 27252 и ГОСТ 7751. 6.3. Требования к консервации автогрейдеров устанавливают в технических условиях на автогрейдеры конкретных моделей в соответствии с ГОСТ 27252 и ГОСТ 9.014. 7. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ7.1. Требования к эксплуатации автогрейдеров - по ГОСТ 25646. 7.2. В эксплуатационной документации должен быть указан перечень инструментов для обслуживания автогрейдеров, а также перечень приборов для обслуживания автогрейдера в соответствии с ГОСТ 27253. 7.3. В ремонтной документации должен быть указан перечень механических съемников, приспособлений и переходников в соответствии с ГОСТ 27718. 8. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ8.1. Изготовитель гарантирует соответствие автогрейдеров требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, хранения и транспортирования, установленных в эксплуатационной документации. 8.2. Гарантийный срок эксплуатации автогрейдеров - 18 мес со дня ввода в эксплуатацию при гарантийной наработке не более 2000 ч. Гарантийный срок эксплуатации комплектующих изделий, устанавливают в стандартах и (или) технических условиях на них. ПРИЛОЖЕНИЕ 1Обязательное ТРЕБОВАНИЯ К
ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫМ МЕСТАМ
|
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта, приложения |
ГОСТ 2.601-68 |
|
ГОСТ 2.602-68 |
|
ГОСТ 12 2.011-75 |
|
Приложение 1 |
|
Приложение 2 |
|
Приложение 1 |
|
Нормы 8 - 72 |
|
ТУ 22-5094-81 |
|
ТУ 22-5997-85 |
СОДЕРЖАНИЕ