ГОСТ IEC 62282-3-201-2015 Технологии топливных элементов. Часть 3-201. Стационарные энергоустановки, установки на топливных элементах. Методы испытаний для определения рабочих характеристик систем малой мощности
01.05.2017
действует
Область применения: В настоящем стандарте приведены методы испытаний для определения электрических/теплотехнических и экологических характеристик стационарных энергоустановок на топливных элементах малой мощности, которые удовлетворяют следующим критериям: a) номинальная выходная электрическая мощность менее 10 кВт; b) режим генерации: - работа с подключением к сети; - независимо от сети; - автономная работа с однофазным выходным напряжением переменного тока; - трехфазным выходным напряжением переменного тока не более 1000В; - с выходным напряжением постоянного тока не более 1500В; c) максимально допустимое рабочее давление менее 0,1 МПа (избыточное) для трактов топлива и окислителя; d) топливо: – газообразное топливо (природный газ, сжиженный нефтяной газ, пропан, бутан, водород и т.д.); – жидкое топливо (керосин, метанол и т.д.); e) окислитель: воздухНормативные ссылки: IEC 62282-3-201(2013), ISO 5815, ISO 6060, ISO 6798, ISO 9000, ISO 10523;IEC 62282-1, IEC 62282-3-200;ASTM F2602
ГОСТ IEC 62282-3-300-2015 Технологии топливных элементов. Часть 3-300. Стационарные энергоустановки на топливных элементах. Монтаж
01.05.2017
действует
Название англ.: Fuel cell technologies. Part 3-300. Stationary fuel cell power systems. InstallationОбласть применения: Настоящий стандарт содержит минимальные требования безопасности при монтаже стационарных энергоустановок на топливных элементах внутри и вне помещения, соответствующих IEC 62282-3-100. Требования стандарта относятся к монтажу следующего оборудования: - энергоустановки, предназначенные для электрического подключения к сети электроснабжения напрямую или при помощи легкодоступных управляемых вручную переключателей или автоматических выключателей; - энергоустановки, предназначенные для автономной системы распределения энергии; - энергоустановки, предназначенные для выработки энергии переменного или постоянного тока; - энергоустановки имеющие функцию рекуперации полезного тепла, так и не имеющие такую функцию. Область действия настоящего стандарта ограничивается условиями, которые могут возникать в процессе монтажа энергоустановки на топливных элементах, вызывающие опасность для персонала, приводящие к повреждению оборудования самой энергоустановки или имущества, находящегося за ее пределамиНормативные ссылки: IEC 62282-3-300(2012), ISO 1182, ISO 14121, ISO 23551-1;IEC 60079-10, IEC 60079-29-1, IEC 60079-29-2, IEC 62282-3-100(2012)
ГОСТ IEC 62282-4-101-2017 Технологии топливных элементов. Часть 4-101. Энергоустановки на топливных элементах, отличные от автомобильных и вспомогательных энергосистем. Безопасность электрических автопогрузчиков
01.03.2019
действует
Название англ.: Fuel cell technologies. Part 4-101. Fuel cell power systems for propulsion other than road vehicles and auxiliary power units (APU). Safety of electrically powered industrial trucksОбласть применения: Требования безопасности к энергоустановкам, предназначенным для автопогрузчиков с электрическим приводом. Автопогрузчики с электрическим приводом, а также подъемно-транспортное оборудование, например вилочные погрузчики. Энергоустановки на топливных элементах, использующие газообразный водород в качестве топлива и энергоустановки на топливных элементах с прямым окислением метанола для автопогрузчиков с электрическим приводом. Настоящий стандарт распространяется на оборудование, использующее следующие виды топлива: - газообразный водород; - метанол. Настоящий стандарт распространяется на энергоустановки на топливных элементах, определение которых дано в 3.8, а типовая схема работы представлена на рисунке 1. Энергоустановки на топливных элементах постоянного тока с номинальным выходным напряжением не более 150 В для использования внутри помещений и на открытом воздухе. Энергоустановки на топливных элементах, в которых система хранения топлива стационарно установлена на автопогрузчике либо на энергоустановке на топливных элементах. Требования к электрическому погрузочно-разгрузочному промышленному транспорту не регулируются настоящим стандартом при наличии в его конструкции следующих компонентов: - топливные контейнеры съемного типа; - гибридные транспортные средства, включающие двигатель внутреннего сгорания; - энергоустановки на топливных элементах, оборудованные установками риформинга топлива; - энергоустановки на топливных элементах, предназначенные для работы во взрывоопасных средах; - оборудование, оснащенное системой хранения жидкого водородаНормативные ссылки: IEC 62282-4-101(2014), ISO 179, ISO 180, ISO 877, ISO 1419, ISO1421, ISO 1798, ISO 2440, ISO 2626, ISO 3691-1, ISO/TS 3691-7, ISO/TS 3691-8, ISO 3864-1, ISO 3996, ISO 4038, ISO 4080, ISO 4675, ISO 7010, ISO 7866:2012, ISO 9809-1, ISO 10380, ISO 10442, ISO 10806, ISO 11114-4, ISO 13226, ISO 13849-1, ISO 14113, ISO/TS 14687-2, ISO 15500-12, ISO 15649, ISO/TS 15869:2009, ISO 15916, ISO 16010, ISO 16111:2008, ISO 17268, ISO 21927-3, ISO 23551-1;IEC 60079-0, IEC 60079-10-1, IEC 60079-29-1, IEC 60079-29-4, IEC 60204-1, IEC 60227-3, IEC 60227-5, IEC 60335-2-41, IEC 60335-2-80, IEC 60364-4-41(2005), IEC 60529, IEC 60584-1, IEC 60664-1, IEC 60695, IEC 60695-1-30, IEC 60695-10-2, IEC 60695-11-4, IEC 60695-11-10, IEC 60730-1(2013), IEC 60730-2-17, IEC 60947-3, IEC 60947-5-1, IEC 60950-1(2005), IEC 61204-7, IEC TS 61430, IEC 61558-1, IEC 62103, IEC 62133, IEC 62282-2
ГОСТ IEC 62282-5-1-2015 Технологии топливных элементов. Часть 5-1. Портативные энергоустановки на топливных элементах. Безопасность
01.05.2017
действует
Название англ.: Fuel cell technologies. Part 5-1. Portable fuel cell power systems. SafetyОбласть применения: Настоящий стандарт содержит минимальные требования к конструкции, маркировке и испытаниям переносных энергоустановок на топливных элементах. Эти энергоустановки предназначены для производства электрической энергии. Они при эксплуатации не фиксируются с помощью крепежных элементов или не закрепляются в месте каким-либо другим способом. Стандарт распространяется на портативные энергоустановки с номинальным выходным напряжением переменного тока не более 600 В или постоянного тока 850 В, предназначенные для использования как внутри, так и снаружи помещения. Данные портативные энергоустановки на топливных элементах не предназначены для использования в опасных зонах, определенных международным электротехническим словарем IEV 426-03-01, если не предусмотрены дополнительные защитные меры в соответствии с IEC 60079-0. Стандарт не распространяется на портативные энергоустановки на топливных элементах, которые: a) предназначены для постоянного подключения к системе распределения электроэнергии; b) имеют постоянное подключение к системе распределения топлива общего пользования; c) поставляют энергию в электросеть общего пользования; d) используются для приведения в движение дорожных транспортных средств; e) предназначены для использования на борту пассажирских самолетов. Топливные элементы, которые используются для подзарядки аккумуляторов гибридных автомобилей, обеспечивающих энергией силовой агрегат автомобиля, также не входят в сферу действия настоящего стандарта. В рамках настоящего стандарта рассматриваются следующие виды топлива, предназначенные для работы энергоустановок на топливных элементах, а также исходного сырья для получения этого топлива: - природный газ; - сжиженный нефтяной газ, такой как пропан и бутан; - жидкие спирты, например, метанол, этанол; - бензин; - дизельное топливо; - керосин; - водород; - металлы (например, Mg, Al или Zn) или сплавы металлов, погруженные в электролит (например, водные растворы солей или щелочей) в воздухе или кислороде; - химические гидридыНормативные ссылки: IEC 62282-5-1(2012), ISO 3864, ISO 4080, ISO 7000, ISO 7010, ISO 15649, ISO 16000-3, ISO 16000-6, ISO 16017-1:2007, ISO 16110-1:2007, ISO 16111, ISO 16528;IEC 60034, IEC 60068-2-75, IEC 60079-0, IEC 60079-2, IEC 60079-10, IEC 60079-15, IEC 60079-20-1, IEC 60079-29-1, IEC 60086-4, IEC 60204-1(2005), IEC 60216-4-1, IEC 60335-1(2010), IEC 60364-4-41, IEC 60529, IEC 60664-1, IEC 60695-2-11, IEC 60695-2-13, IEC 60695-11-5, IEC 60695-11-10, IEC 60695-11-20, IEC 60730-1:2010, IEC 60730-2-5, IEC 60730-2-17, IEC 60812, IEC 60884-1, IEC 60934, IEC 60950-1(2005), IEC 60990(1999), IEC 61000-3-2, IEC 61000-3-3, IEC 61000-6-1, IEC 61000-6-2, IEC 61000-6-3, IEC 61000-6-4, IEC 61025, IEC 61032, IEC 61140, IEC 61439-1, IEC 61508-1, IEC 61511-1, IEC 61511-3, IEC 61882, IEC 62040-1, IEC 62040-2, IEC 62133, IEC 62282-2
ГОСТ IEC/TS 62282-7-1-2016 Технологии производства топливных батарей. Часть -7-1. Топливные элементы с полимерным электролитом. Методы испытаний единичного элемента
01.09.2017
действует
Название англ.: Fuel cell technologies. Part 7-1. Single cell test methods for polymer electrolyte fuel cellОбласть применения: Настоящий стандарт распространяется на соединения элементов, испытательную аппаратуру, измерительные приборы, методы измерений, методы проверки технических характеристик, протоколы (отчеты) испытаний единичных топливных элементов с полимерным электролитом (далее - ТЭПЭ) и может быть использован для оценки: a) рабочих характеристик мембранно-электродного блока (МЭБ) для ТЭПЭ; b) материалов или конструкций других компонентов ТЭПЭ; c) влияния примесей, находящихся в топливе и/или в воздухе, на работу топливных элементовНормативные ссылки: IEC/TS 62282-7-1(2010), ISO/TS 14687-2:2008;IEC/TS 62282-1(2010)
ГОСТ ISO 23273-2015 Дорожные транспортные средства на топливных элементах. Требования безопасности. Защита от опасностей, связанных с применением сжатого водорода в качестве автомобильного топлива
01.05.2017
действует
Область применения: Настоящий стандарт устанавливает требования к транспортным средствам на топливных элементах (ТСТЭ), касающиеся защиты людей и окружающей среды внутри и снаружи транспортного средства от опасностей, связанных с использованием водорода. Настоящий стандарт применяется только к конструкции ТСТЭ, в которых водород используется в качестве топлива для энергоустановки и не распространяется на производство, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств на основе топливных элементов. Требования настоящего стандарта относятся как к условиям нормальной (безотказной) работы, так и к условиям единичного отказа в работе транспортного средстваНормативные ссылки: ISO 23273:2013, ISO 17268, ISO 6469-2
ГОСТ ISO/TR 11954-2016 Транспорт дорожный на топливных элементах. Измерение максимальной скорости
01.09.2017
действует
Название англ.: Fuel cell road vehicles. Maximum speed measurementОбласть применения: К транспортным средствам на топливных элементах (ТСТЭ) относятся следующие типы транспортных средств (ТС): - ТСТЭ-М, электрические транспортные средства (ЭТС), в которых энергоустановка (ЭУ) на топливных элементах (ТЭ) является единственным (моно) источником энергии для силовой и вспомогательных систем; - ТСТЭ-К, электрические транспортные средства (ЭТС), оснащенные комбинированной энергоустановкой на топливных элементах (ТЭ), в которых система топливных элементов объединена с бортовой подзаряжаемой системой аккумулирования энергии (ПСАЭ) для подачи электроэнергии на силовую и вспомогательные системыНормативные ссылки: ISO/TR 11954:2008
ГОСТ Р 54111.1-2010 Дорожные транспортные средства на топливных элементах. Требования безопасности. Часть 1. Функциональная безопасность транспортного средства
01.07.2011
действует
Название англ.: Fuel cell road vehicles. Safety specifications. Part 1. Vehicle functional safetyОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает основные требования к функциональной безопасности транспортных средств на топливных элементах в отношении опасности для людей и окружающей среды внутри и вне транспортных средств на топливных элементах, связанной с работой электрической энергосистемы на топливных элементах. Требования стандарта распространяются как на безотказную работу транспортных средств, так и на работу с единичными отказами. Стандарт распространяется на транспортные средства на топливных элементах, в которых максимальное рабочее напряжение бортовых электрических сетей меньше 1000В переменного тока или 1500В постоянного тока в соответствии с национальными или международными стандартами и/или требованиями законодательства. Стандарт устанавливает основные требования к транспортным средствам на топливных элементах. Требования этого стандарта распространяются как на нормальную эксплуатацию транспортных средств (без сбоев), так и на эксплуатацию при наличии отдельных неисправностей в их работе. Стандарт не применяется к производству, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средствНормативные ссылки: ISO 23273-1:2006;ГОСТ 28751-90, ГОСТ 29157-91, ГОСТ Р 54111.2
Область применения: Настоящий стандарт содержит единообразную терминологию, представленную в форме схем и определений, которые имеют отношение к технологиям топливных элементов, включая стационарные, переносные и портативные энергоустановки, а также энергетические системы на микро топливных элементах. В настоящем разделе не приводятся термины, которые можно найти в стандартных словарях, технических справочниках или в МЭК 60050 [1],[2],[3],[4],[5],[6]Нормативные ссылки: IEC/TS 62282-1(2010)
ГОСТ Р 58988-2020 Беспилотные авиационные системы. Технологии топливных элементов на воздушном транспорте. Термины и определения
01.04.2021
действует
Название англ.: Unmanned aircraft systems. Fuel cell technologies in air transport. Terms and definitionsОбласть применения: Настоящий стандарт устанавливает основные термины и определения понятий в области электрохимических генераторов с топливными элементами и распространяется на вновь разрабатываемые, производимые и модернизируемые электрохимические генераторы, предназначенные для применения в воздушном транспорте. Настоящий стандарт не распространяется на гальванические элементы и батареи таких элементов, электрохимические аккумуляторы и их батареи и проточные электрохимические батареи. Настоящий стандарт предназначен для применения предприятиями, организациями и другими субъектами научной и хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и подчинения, а также федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, участвующими в разработке, производстве, эксплуатации электрохимических генераторов и авиационных бортовых энергоустановок с топливными элементами в соответствии с действующим законодательством