Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение по вопросам применения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон) и принятого в развитие его положений приказа Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" (далее - Методика). Сообщаем, что нормы пункта 12 Методики корреспондируются с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона. Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. При этом результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации. С учетом изложенного и ввиду того, что в приказе Минздравсоцразвития России от 9 сентября 2009 г. № 1034н "Об утверждении Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности" перечислены прямые измерения, получаемые в соответствии с описанием порядка их проведения в эксплуатационной документации к средствам измерения, определять статус методик (методов) измерений, действовавших до принятия указанного приказа, нет необходимости. Сообщаем также, что Минтрудом России совместно с Росаккредитацией проведена работа по систематизации методик (методов) измерений факторов производственной среды и трудового процесса, позволяющая сделать вывод о наличии необходимых методик (методов) измерений по всем факторам производственной среды и трудового процесса, измеряемым в ходе проведения специальной оценки условий труда. Одновременно в соответствии с решениями, принятыми на заседании Правительственной комиссии по охране здоровья граждан от 9 июня 2014 г., Минпромторгу России совместно с Минтрудом России, Минздравом России, Росстандартом, Рострудом, Роспотребнадзором и Росаккредитацией поручено подготовить предложения по актуализации Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений в части применяемых методов исследований (испытаний) и методик (методов) измерений. Наименования методик (методов) измерений с указанием их выходных данных должны указываться в протоколах измерений факторов производственной среды и трудового процесса в обязательном порядке. Решение о возможности применения аттестованных методик (методов) измерения должен принимать эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда. По вопросу о введении кода экономической деятельности, соответствующего деятельности по проведению специальной оценки условий труда, сообщаем, что приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст введен в действие с 1 февраля 2014 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г., Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2), в соответствии с которым введен вид экономической деятельности "Деятельность по оценке условий труда" с кодом 71.20.7. По вопросу отнесения машин, оборудования и иной техники к технологическому оборудованию сообщаем, что в целях специальной оценки условий труда к технологическому оборудованию могут быть отнесены любые машины, механизмы, производственное оборудование, транспортные средства, которые могут являться источником вредных (опасных) производственных факторов на рабочем месте (в том числе нестационарном), которые оцениваются и нормируются в соответствии с Методикой. В частности, рабочие места водителей автотранспортных средств, строительных и сельскохозяйственных машин проходят специальную оценку условий труда по виброакустическому фактору аналогично стационарным рабочим местам, на которых присутствует оборудование, являющееся источником шума и вибрации. При этом решение по отнесению к технологическому оборудованию принимается экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, в зависимости от конкретного вида деятельности работодателя. По вопросу о возможности использования Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, сообщаем, что в целях проведения специальной оценки условий труда указанный Список может быть использован в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, только для отнесения рабочих мест к рабочим местам с вредными (опасными) условиями труда, на которых не проводится идентификация вредных (опасных) производственных факторов, а также для определения вида (объема) гарантий и компенсаций занятым на них работникам. Указанное относится и к иным документам СССР, содержащим Списки профессий (должностей) производств с вредными условиями труда. При этом конкретные размеры указанных гарантий (компенсаций) устанавливаются трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда. Кроме того, исключению из процесса идентификации потенциально вредных (опасных) производственных факторов подлежат рабочие места, если занятые на них работники, перечислены в пункте 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях Российской Федерации", все установленные документами СССР Списки производств профессий и должностей с вредными условиями труда, а также в Перечне должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда, утвержденном приказом Минздрава России № 225, Министра обороны Российской Федерации № 194, МВД России № 363, Минюста России № 126, Минобразования России № 2330, Минсельхоза России № 777, ФПС России № 292 от 30 мая 2003 г. По вопросу о нормировании в соответствии с Методикой фактора "Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД)" сообщаем, что силикатосодержащие пыли, пески, абразивы и цементы относятся к природным пылям и должны нормироваться в соответствии с Методикой. В случае наличия на рабочем месте двух и более АПФД проводится сравнение выявленного замерами ПДК АПФД с установленным гигиеническими нормативами ПДК каждого АПФД. Класс условий труда будет определяться кратностью превышения определенного замерами ПДК по АПФД над установленным гигиеническим нормативами ПДК по АПФД с наименьшим допустимым значением. По нормированию фактора "Микроклимат" сообщаем, что его нормирование при работе в условиях пониженной температуры в помещениях с применением средств индивидуальной защиты, а также в случае нахождения работника в течение смены в различных рабочих зонах осуществляется в соответствии с пунктами 47 - 54 Методики. При этом пункт 46 Методики распространяется и на случаи работы с виброинструментом на открытой территории в холодный период года. В случае нормирования фактора "Световая среда" нормируемым параметром является освещенность рабочей поверхности, оценке подлежит совокупная освещенность рабочей поверхности от всех источников освещения, включая естественное, а фактор световой среды "прямая или отраженная блесткость" оценивается экспертом, проводящим специальную оценку условий труда, как вредный, если он был идентифицирован на рабочих местах работников, в поле зрения которых присутствуют слепящие источники света, проводящих работу с объектами различения и рабочими поверхностями, обладающими направленно-рассеянным и смешанным отражением (металлы, пластмассы, стекло, глянцевая бумага), и оказывает раздражающее воздействие на орган зрения работника и иных лиц, в том числе проводящего идентификацию эксперта. По вопросу о нормировании в Методике фактора "Электромагнитные поля" сообщаем, что нормирование данного фактора осуществляется в соответствии с разделом 3.4 "Предельно допустимые уровни электромагнитного поля частотой 50 Гц" Санитарных правил "СанПиН 2.2.4.1191-03.2.2.4. Физические факторы производственной среды. Электромагнитные поля в производственных условиях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 февраля 2003 г. № 10, а указанный в Методике фактор "Магнитные поля промышленной частоты 50 Гц" нормируется в разделах 3.3 "Предельно допустимые уровни постоянного магнитного поля" и 3.4 "Предельно допустимые уровни электромагнитного поля частотой 50 Гц" данных Санитарных правил. По вопросу о нормировании факторов "Длительность сосредоточенного наблюдения" и "Нагрузка на слуховой анализатор" информируем, что длительность сосредоточенного наблюдения устанавливается измерением продолжительности во времени указанного процесса, выраженного в % от общей продолжительности рабочего дня (смены), нагрузка на слуховой анализатор может быть оценена по количеству информационных сообщений за единицу времени, отнесенному к общей продолжительности рабочего дня (смены). При этом факторы "Длительность сосредоточенного наблюдения" и "Нагрузка на слуховой анализатор" идентифицируются как вредные и (или) опасные только при выполнении работ по диспетчеризации производственных процессов, в том числе конвейерного типа, на рабочих местах операторов технологического (производственного) оборудования, при управлении транспортными средствами. По вопросу о нормировании в Методике фактора "Рабочая поза", относящегося к факторам тяжести трудового процесса, сообщаем, что в Классификаторе вредных (опасных) производственных факторов, утвержденном приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, в качестве показателей тяжести трудового процесса определена рабочая поза, к которой может быть отнесена любая рабочая поза, которая является вынужденным положением, обусловленным технологическим процессом, и согласно пункту 79 Методики отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда по тяжести трудового процесса с учетом рабочего положения тела работника осуществляется путем определения абсолютного времени (в минутах, часах) пребывания в той или иной рабочей позе, которое устанавливается на основании хронометражных наблюдений за рабочий день (смену). После этого рассчитывается время пребывания в относительных величинах (в процентах к 8-часовому рабочему дню (смене) независимо от его фактической продолжительности). При этом отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда по тяжести трудового процесса с учетом рабочего положения тела работника в течение рабочего дня (смены) осуществляется в соответствии с таблицей 5 приложения № 20 к Методике. По вопросу о Методике снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, сообщаем, что нормы Федерального закона в части возможности снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты являются диспозитивными, в связи с чем возможность снижения класса (подкласса) условий труда является правом работодателя, а не его обязанностью. Отсутствие в настоящее время утвержденной Методики класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты не препятствует применению Методики. С учетом изложенного и ввиду того, что предусмотренная частями 6 - 8 статьи 14 Федерального закона Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, в настоящее время не утверждена, до ее вступления в силу возможность снижения класса (подкласса) условий труда не может быть реализована. При этом протокол оценки эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте, который является частью отчета о проведении специальной оценки условий труда, не заполняется, а в строке 030 Карты специальной оценки условий труда указывается, что эффективность средств индивидуальной защиты не оценивалась. По вопросу о заполнении упоминаемых в Федеральном законе и в Методике перечней сообщаем, что в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона комиссия по проведению специальной оценки условий труда до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест, сведения из которого вносятся в графы 1 - 4 перечня рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда раздела II отчета о проведении специальной оценки условий труда. Согласно части 7 статьи 10 Федерального закона перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, не подлежащих идентификации, формируется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 Федерального закона, и указывается в его заключении в произвольной форме, которое прикладывается к перечню рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда раздела II отчета о проведении специальной оценки условий труда. В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников. Данные указанного перечня вносятся в графы 5 - 20 перечня рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда раздела II отчета о проведении специальной оценки условий труда. При этом указанный перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, подписывается членами комиссии по проведению специальной оценки условий труда, а также предоставившим информацию в своем заключении для данного перечня экспертом организации, проводившей специальную оценку условий труда. По вопросу изменения СНИЛС при заполнении Карты специальной оценки условий труда сообщаем, что в случае увольнения работника СНИЛС может быть изменен при проведении следующей специальной оценки условий труда на данном рабочем месте. Кроме того, при заполнении Карты специальной оценки условий труда указывается наименование профессии (специальности) работника в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а код профессии следует указывать в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94. При этом в соответствии с Инструкцией по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, в строке 040 Карты специальной оценки условий труда должны быть указаны только те гарантии (компенсации), основанием для предоставления которых являются вредные (опасные) условия труда, определенные по результатам проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте, в отношении которого оформляется Карта специальной оценки условий труда. По вопросу применения электронной цифровой подписи при оформлении отчета о проведении специальной оценки условий труда сообщаем, что ни Федеральным законом, ни Методикой применение электронной цифровой подписи при оформлении результатов специальной оценки условий труда не предусмотрено. По вопросам о порядке включения в отчет форм протоколов измерений и заключения эксперта при проведении специальной оценки условий труда сообщаем, что требования к оформлению протоколов измерений установлены пунктом 16 Методики, а заключения эксперта должно быть приложено к нему и оформлено в произвольной форме с изложением мнения эксперта по вопросу, являющемуся предметом данного заключения, с указанием даты и подписи представившего заключение эксперта. По вопросу использования при оформлении результатов специальной оценки условий труда утвержденных приказом Росстандарта от 14 июня 2013 г. № 159-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований ОК 033-2013" и введенных с 1 января 2014 г. кодов ОКТМО вместо кодов ОКАТО сообщаем, что ввиду того, что коды ОКАТО продолжают действовать после 1 января 2014 г. в Карте специальной оценки условий труда могут указываться коды ОКАТО. По вопросу о допуске организаций к проведению специальной оценки условий труда после вступления в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона сообщаем, что в соответствии со статьей 27 Федерального закона после 1 января 2014 г. организации, аккредитованные до 31 декабря 2013 г. на оказание услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. При этом обязанности экспертов перечисленных организаций вправе выполнять лица, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях (центрах), по состоянию на день вступления в силу Федерального закона, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. По вопросу о соответствии установленных Федеральным законом требований к средствам измерений испытательной лаборатории утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 9 сентября 2011 г. № 1034н Перечню измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, сообщаем, что при оснащении средствами измерения испытательной лаборатории следует руководствоваться требованиями Федерального закона, при этом упоминаемый в вопросе приказ Минздравсоцразвития России в настоящее время приводится в соответствие с данным Федеральным законом. По вопросам о необходимости внесения изменений в Методику, в том числе с целью уточнения отдельных ее положений, сообщаем, что по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец сформирована рабочая группа из представителей федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и объединений работодателей с целью мониторинга правоприменительной практики приказа Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению", по результатам работы которой могут быть внесены отдельные правки в данный приказ Минтруда России, в том числе с учетом представленных предложений по корректировке Методики. Приложение: на 16 л. в 1 экз.
Перечень методов (методик) измерений, использование которых допускается при проведении измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в ходе проведения специальной оценки условий труда
|