Обозначение | Дата введения | Статус |
ГОСТ ISO 8586-1-2011 Органолептический анализ. Общее руководство по отбору, обучению и контролю испытателей. Часть 1. Отобранные испытатели | 01.01.2013 | заменен в части |
Область применения: Стандарт предназначен для применения во всех областях промышленности, в которых используют органолептическую оценку продуктов с помощью органов чувств, устанавливает критерии отбора испытателей и содержит описание процедуры обучения отобранных испытателей, а также контроля за их деятельностью. Стандарт дополняет информацию, изложенную в ISO 6658. Чем заменён: |
ГОСТ ISO 8586-2015 Органолептический анализ. Общие руководящие указания по отбору, обучению и контролю за работой отобранных испытателей и экспертов-испытателей | 01.01.2017 | взамен |
Область применения: Стандарт устанавливает критерии для отбора и содержит описание процедуры обучения и контроля за работой отобранных испытателей и экспертов. Заменяет собой: |
ГОСТ ISO 8587-2015 Органолептический анализ. Методология. Ранжирование | 01.07.2017 | введен впервые |
Область применения: Стандарт устанавливает метод органолептической оценки с целью расположения ряда образцов для тестирования в упорядоченной последовательности. Настоящий метод позволяет оценивать различия среди нескольких образцов на основе интенсивности одного, нескольких свойств. В данном случае каждое свойство проверяют путем различных тестов, в которых одни и те же продукты имеют разные коды и их представляют в различном порядке одному и тому же дегустатору или общего ощущения. Его используют для установления факта существования различий, но при его применении нельзя определить степень различия между образцами. |
ГОСТ ISO 8588-2011 Органолептический анализ. Методология. Испытания «А» - «Не А» | 01.01.2013 | введен впервые |
Область применения: Стандарт предназначен для применения во всех областях промышленности, где используют органолептическую оценку продуктов с помощью органов чувств, и описывает испытание «А» - «Не А» для использования в органолептическом анализе как испытание на: а) различие, особенно для оценки образцов, имеющих различный внешний вид (что затрудняет получение строго идентичных повторных образцов) или различный остающийся привкус (что затрудняет непосредственное сравнение); b) узнавание, особенно для определения того, может ли эксперт или группа экспертов идентифицировать новый раздражитель в сравнении с известным раздражителем (например, распознавание качества сладкого вкуса нового подслащивающего средства); с) восприятие для определения чувствительности эксперта к конкретному раздражителю. |
ГОСТ ISO 8589-2014 Органолептический анализ. Общее руководство по проектированию лабораторных помещений | 01.01.2016 | введен впервые |
Область применения: Стандарт содержит общее руководство по проектированию лабораторных помещений, предназначенных для проведения органолептического анализа продукции. Стандарт содержит описание требований к планировке лабораторных помещений, в число которых входят зона испытаний, зона подготовки и офисное помещение, устанавливая основные требования и требования, выполнение которых желательно. Применение настоящего стандарта не ограничено каким-либо определенным видом продукции или испытаний. |
ГОСТ ISO 10399-2015 Органолептический анализ. Методология. Испытание «дуо-трио» | 01.07.2017 | введен впервые |
Область применения: Стандарт устанавливает метод определения заметного органолептического различия между образцами двух продуктов или их подобия. В основе метода лежит процедура принудительного выбора. Метод применим независимо от того, существует ли различие между разными продуктами по одной или нескольким характеристикам. Допускается применение настоящего стандарта в тех случаях, когда виды различия между разными продуктами неизвестны (т. е. не устанавливают ни степень проявления различий между продуктами, ни то, какие именно характеристики ответственны за эти различия, ни то, имеются ли какие-либо признаки проявления характеристик, которые обусловливают различие). |
ГОСТ ISO 11036-2017 Органолептический анализ. Методология. Характеристики структуры | 01.01.2019 | введен впервые |
Область применения: Стандарт устанавливает метод составления количественно-описательных характеристик (профилей) структуры пищевых продуктов (твердых, полужидких, жидких) и непищевых продуктов (например, косметики). |
ГОСТ ISO 11037-2013 Органолептический анализ. Руководство по оценке цвета пищевых продуктов | 01.07.2015 | введен впервые |
Область применения: Стандарт устанавливает руководящие указания по органолептической оценке цвета пищевых продуктов. Установленные процедуры применимы по отношению к твердым, полутвердым, порошкообразным и жидким пищевым продуктам, которые по своей природе могут быть непрозрачными, полупрозрачными, мутными или прозрачными, а также матовыми или блестящими. Помимо этого, приводятся общие сведения, касающиеся условий обозрения и освещения, используемых в различных ситуациях органолептического анализа, таких как тесты на различение и профильный анализ, методы классифицирования, выполняемые группой отобранных испытателей или, в особых ситуациях, экспертами, работающими индивидуально. Стандарт не распространяется на случаи потребительских испытаний и на случаи оценки величины метамерических различий пищевых продуктов. |
ГОСТ ISO 11136-2017 Органолептический анализ. Методология. Общее руководство по проведению гедонических испытаний потребителями в контролируемой зоне | 01.01.2019 | введен впервые |
Область применения: Стандарт описывает подходы к определению, в пределах контролируемой зоны, степени, в которой потребителям нравится или относительно нравится предлагаемая продукция. В стандарте описаны испытания, основанные на сборе ответов на вопросы, обычно представленных в бумажном виде или посредством клавиатуры, или сенсорной панели. Испытания поведенческого характера (например, параметры записей, использованные потребителями по своему усмотрению) не попадают под настоящий стандарт. Гедонические испытания, описанные в настоящем стандарте, можно использовать при: сравнении предложенного продукта с конкурирующими продуктами; оптимизации продукта с целью получения высокой гедонической оценки или с целью понравиться большому количеству потребителей; определении ассортимента продуктов, соответствующих конкретной целевой совокупности потребителей; определении срока годности (продукта); оценке воздействия изменения состава продукта на удовольствие, доставляемое этим продуктом; изучении воздействия органолептических характеристик продукта на степень, в которой этот продукт нравится, независимо от косвенных характеристик, таких как бренд, цена или реклама; изучении влияния коммерческой переменной или формы преподнесения продукции, например, упаковки. Описанные методы являются эффективными для определения: существуют или нет предпочтения в восприятии (различие в степени предпочтительности), или существуют или нет отрицательные предпочтения (тест на проверку подобия методом парного сравнения). |
ГОСТ ISO 13299-2015 Органолептический анализ. Методология. Общее руководство по составлению органолептического профиля | 01.07.2017 | введен впервые |
Область применения: Стандарт описывает общий процесс составления органолептического профиля. Органолептические профили составляют для пищевой продукции, и они также могут быть эффективны при проведении исследований когнитивной деятельности и поведения человека. |